Опережающее введение ФГОС ООО: эксперимент или опыт?
Опережающее введение ФГОС ООО: эксперимент или опыт?
Сегодняшний мир, многополярный и поликультурный, диктует необходимые изменения стратегических задач управления и развития. Ни для кого не секрет, что ведущими тенденциями современного образования становятся гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. Именно они и определяют необходимость изменения смыслов, целей и ценностей образования.
Для решения задач перехода на ФГОС ООО были созданы районные и городские экспериментальные площадки, одной из которых и стала наша гимназия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опережающее введение ФГОС ООО: эксперимент или опыт? »
Т.А.Казеева, директор ГБОУ гимназия № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга
Внедрение ФГОС ООО: три года опытно-экспериментальной работы гимназии
Сегодняшний мир, многополярный и поликультурный, диктует необходимые изменения стратегических задач управления и развития. Ни для кого не секрет, что ведущими тенденциями современного образования становятся гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. Именно они и определяют необходимость изменения смыслов, целей и ценностей образования.
С 01 сентября 2015 года все российские школы перейдут на новые стандарты основного общего образования. Есть ли причины их введения? Российская школа традиционно отличается повышенным знаниевым компонентом, то есть обучающиеся хорошо знают теоретический материал по различным областям, в чем и заключается качественное классическое образование. Однако при решении практических задач перевести знания в умения могут не все, то есть обозначилась проблема, как применить имеющиеся знания в повседневной жизни, а далее в профессиональной деятельности, т.е. как стать конкурентно способным членом общества?
Для решения задач перехода на ФГОС ООО были созданы районные и городские экспериментальные площадки, одной из которых и стала наша гимназия.
Потенциал гимназии в развернутом виде отражен в Программе развития (2012-2016) «Инновационность. Компетентность. Творчество». Он включает в себя большой опыт и богатые наработки в области лингвистического образования как системаобразующего компонента гимназического образования, постоянное развитие системы учебно-исследовательской деятельности учащихся, понимаемой как традиция и непременный атрибут гимназического образования и как форма организации образовательного процесса, способствующего реализации целей новых ФГОС, развитая система воспитательной работы, построенная на приоритетах гражданственности, культуры, детского творчества и включающая организацию мониторинга ценностных ориентаций учащихся, постоянное улучшение материально-технической базы, высокий уровень профессионализма педагогического коллектива.
Определив цели и задачи экспериментальной работы по введению ФГОС ООО, мы начали с подготовительной работы. Конечно, многие коллеги проходили эти этапы при введении ФГОС начального образования. Однако, поскольку в гимназии нет начальной школы, для нас эта работа была совсем новой. В ходе данного этапа мы изучили нормативные документы, опыт регионов России, провели анкетирование педагогов на готовность к введению ФГОС. В результате анкетирования выяснили, что 70% учителей слабо владеют понятиями ФГОС, плохо ориентируются в современных педагогических технологиях, не понимают принципиального отличия новых ФГОС от старых стандартов. Для исправления этой ситуации нами было организовано обучение. На базе гимназии прошли курсы для наших учителей, организованные силами преподавателей АППО и ИМЦ Выборгского района. Изучая различные аспекты ФГОС, в ходе занятий мы смогли постепенно изменить ситуацию и понять принципиальное отличие: ФГОС – это не новый учебный план и новые дисциплины, а новый подход к образованию, преподаванию, а, следовательно, развитию педагогических технологий. Во главу угла выносятся технологии, позволяющие развивать личность ребенка, его творческую составляющую, развивать исследовательскую деятельность, способность к саморазвитию. Именно этой цели отвечает гимназическое научно-исследовательское общество, возглавляемое учителем О.Б.Роскрут. работы учащихся не раз представлялись на конкурсах и конференциях различного уровня. Их темы были не только теоретически интересны, но и имели практическое значение. Так, учащимися под руководством учителя географии Н.Г.Орловой был создан проект по энергосбережению в школьных зданиях различных проектов. А учениками 9 класса под руководством учителя Ю.А.Сипинева подготовлен мультимиедийный проект по рассказу Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека», занявший первое место на городском конкурсе.
Однако, традиционно данной деятельностью занимаются старшеклассники. В условиях ФГОС исследовательская деятельность становится неотъемлемым атрибутом образовательного процесса. Конечно, учителя постоянно занимаются и на уроках и во внеурочное время данным видом деятельности, но много времени уделить данному аспекту невозможно. Изучив опыт регионов, мы узнали об очень интересной технологии междисциплинарного обучения (автор доктор психологических наук Наталья Борисовна Шумакова), успешно применяющейся уже многие годы в школах Москвы и России. Суть состоит в приобретении учащимися навыков исследовательской деятельности, понимании целостной картины мира, развитии коммуникативной культуры, что очень важно при изучении каждого предмета
Продолжая тему подготовительного этапа, необходимо отметить, что нами были созданы творческие группы в соответствии с заданием гимназии в ОЭР, подготовлено Положение о рабочих программах, приеме в 5й класс гимназии и ряд других, с которыми можно познакомиться на нашем сайте. Таким образом были созданы нормативно-правовые условия введения ФГОС ООО в нашей гимназии. Тем самым мы закончили подготовительный этап и перешли непосредственно к введению ФГОС в 5х классах.
Учителями были разработаны рабочие программы, досконально проанализирован учебный план, создана система внеурочной деятельности. Вместе с тем, введение ФГОС потребовало обновления материально-технической базы. Для этой цели разработан бизнес-план, позволивший в кратчайшие сроки оборудовать все учебные кабинеты в соответствии с требованиями ФГОС, создан информационно-библиотечный центр, все учащиеся обеспечены учебниками. Конечно, во многом нам помогает наша система дополнительного платного образования, позволяющая регулировать развитие материально-технической базы сверх бюджетных средств.
Таким образом, уже две параллели: 5 и 6 классы обучаются в условиях ФГОС. Продолжая ОЭР, мы внедряем систему мониторинга в гимназии. Он касается не только знаний учащихся, но и иных вопросов. Так, к.п.н Л.А.Ясюкова разработала систему отслеживания личностных достижений учащихся, что с введением ФГОС является камнем преткновения для каждого педагога. Людмила Апполоновна четко объяснила нам на педсовете, что данный аспект относится не к компетенции педагога, а к компетенции психолога. Поэтому при введении ФГОС очень важно психолого-педагогическое сопровождение, которому мы уделяем большое значение.
Поскольку мы принимаем учащихся в 5е классы, для нас очень важен адаптационный период. Мы разработали программу адаптации, включающую в себя педагогическую, психологическую адаптации. Для учащихся 5х классов создан отдельный план воспитательной работы. Традиционный праздник «Посвящение в гимназисты» позволяет им лучше узнать традиции и требования гимназии, активно включиться в деятельность наших гимназистов. Показателем такой адаптации является то, что 100% 5-классников участвуют в гимназических турах предметных олимпиад. Кроме этого, мы два года подряд участвуем в диагностических работах АППО. Конечно, работы показали не полную сформированность УУД в начальной школе, но эти дети не обучались по ФГОС НОО. И только в этом году мы сможет провести объективную диагностику.
Цели адаптации и развития подчинена и внеурочная деятельность. В её рамках мы рассмотрели так называемые дисциплины, важные нам в образовательном процессе (ИКТ, изучение русских народных традиций) и дисциплины по выбору учащихся, позволяющие раскрыться таланту ребенка, проявить личностные качества.
Огромная роль в реализации ФГОС отводиться активному участию родителей в образовательном процессе. По проведенному анализу социального портрета гимназии можно сделать вывод, что 95% родителей наших учащихся имеют высшее образование, четкие ориентиры в жизни, устойчивую гражданскую позицию, много уделяют внимания воспитанию детей. Их взаимодействие с нами неоценимо. В конечном итоге у нас единая цель. Родительский комитет гимназии – незаменимый помощник во всех делах. А участие всех родителей в общегимназических праздниках обязательно.
В начале я сказала о трудностях введения ФГОС у учителей гимназии. На протяжении трех лет мы постоянно обучали учителей, они участвовали в различных конкурсах, семинарах, конференциях. Трех педагогов мы отправили обучаться в Москву. У каждого учителя имеется настольная книга «Универсальные учебные действия учащихся» автор к.п.н. М.П. Калинина, которая в абсолютно доступной форме рекомендует учителю те или иные действия. Поэтому сегодня 185% учителей повысили своё профессиональное мастерство. Да, да. Не удивляйтесь этой цифре. Ведь многие из них за три года проучились несколько раз. И мы можем сказать, что сейчас каждый педагог гимназии не только владеет нормативно-правовой базой ФГОС ООО, но и четко осознает своё место в системе, место своего предмета.
В связи с введением ФГОС одним из главных моментов становится управление качеством образования. Обращаем ваше внимание, что понятие «образование» не идентично понятию «обучение». Образование рассматривается нами в широком смысле, оно включает в себя обучение, воспитание и развитие.
Система управления качеством не нова. Одним из её разработчиков является к.п.н. Заслуженный учитель РФ И.Г. Салова. Однако, до сих пор она не получила широкого распространения. И продолжая ОЭР, мы займемся этой проблемой.
Внедряя ФГОС ООО в экспериментальном режиме, мы часто сталкиваемся с проблемой «изобретения велосипеда». С одной стороны, нам абсолютно доступно сетевое взаимодействие, с другой – практически каждый из нам варится в собственном соку. Исправить эту ситуацию помогла группа экспериментальных площадок по этому направлению, возглавляемая проректором АППО к.п.н. И.В.Муштавинской. Такое взаимодействие позволяет нам обмениваться опытом, перенимать его. Кроме этого, работая над проектом ОЭР, в нашу работу были включены и партнеры:
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования;
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
ИМЦ Выборгского района;
Гимназия № 107 выборгского района;
Школа № 518 Выборгского района;
Школа № 53 Приморского района
Прогимназия № 130 Выборгского района;
Прогимназия № 677 Выборгского района;
Гимназия № 42 Приморского района;
Гимназия № 114 Выборгского района;
Лицей № 488 Выборгского района;
ДДЮТ Выборгского района.
Вся деятельность гимназии как экспериментальной площадки представлена на нашем сайте. В прошлом году мы проводили конференцию по промежуточным этапам ОЭР. Сейчас мы подводим её итоги.
Однако, работа по введению ФГОС ООО по сути дела только начинается. И мы очень надеемся, что наш опыт будет востребован.