kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой описание модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии используются в образовательном учреждении при реализации образовательных программ основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель организации обучения детей-ивалидов с использованием ДОТ»

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра математических дисциплин, информационных технологий и дистанционного обучения





Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по теме: «Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов»






Тема: «Модель организации  обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении».




Выполнена:

Кирилловой Жанной Анатольевной

заместителем директора по УВР

МКОУ ООШ №1

города-курорта Железноводска

Ставропольского края



Руководитель:

Суслова Валентина Анатольевна,

методист Центра

дистанционного обучения,

СКИРО ПК и ПРО



г. Ставрополь, 2014

Содержание





I.Введение. Цели использования дистанционного обучения в образовательном учреждении.

II.Основная часть.

2.1 Формирование материально-технической базы обучения с использованием ДОТ.

2.2 Информационная система обучения с использованием ДОТ.

2.3 Решение кадровых вопросов при организации обучения детей – инвалидов на дому с ДОТ. Формы обучения детей-инвалидов.

2.5 Работа образовательного учреждении с семьями, имеющих детей-инвалидов.

III.Заключение.

Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий .

Особенно актуально использование ДОТ для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.

В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» накоплен значительный опыт организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов.

Нормативная база обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Правовые основы использования ДОТ содержатся в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

При использовании дистанционных технологий МКОУ ООШ №1 города-курорта Железноводска обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

учебный план образовательного учреждения;

индивидуальный учебный план каждого обучающегося;

программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов);

учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

комплекты электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов.

Дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца.

На основе имеющейся нормативной базы наша школа разработала необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения по использованию дистанционных образовательных технологий.

При обучении детей-инвалидов возможна реализация основных образовательных программ посредством дистанционных образовательных технологий, за исключением промежуточной и итоговой аттестации. Организация обучения на основе использования ДОТ позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию.

В настоящее время сформированы 3 основные модели внедрения ДОТ при обучении детей-инвалидов:

1.Обучение осуществляется непосредственно в Центре дистанционного обучения (далее - ЦДО). В этом случае обучающиеся зачисляются в ЦДО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате ЦДО и работающими здесь по основному месту работы или по совместительству.

2. Обучение осуществляется по месту жительства детей-инвалидов, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения, обучающего детей-инвалидов по месту их жительства.

3. Обучение происходит на основе совместного учебного плана двух или более образовательных учреждений.

Для реализации указанных моделей необходимо решение следующих вопросов:

формирование нормативной базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

формирование материально-технической базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

отработка моделей организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

подготовка кадров, владеющих методиками обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В основном, в образовательной практике распространение получили две основные модели организации обучения с использованием ДОТ:

Образовательная организация (образовательное учреждение) полностью берет на себя все функции по организации процесса обучения с использованием ДОТ, включая создание необходимой инфраструктуры (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.).

Образовательный процесс на основе использования дистанционных образовательных технологий осуществляется на базе образовательных организаций (образовательных учреждений), а вся необходимая инфраструктура (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.) выделена и осуществляется специально созданной для этой цели организацией.

Каждая из перечисленных моделей имеет свои особенности и условия функционирования. Так, необходимым условием функционирования первой модели является наличие большого количества учащихся (особенно в условиях перехода на подушевое финансирование образовательных учреждений).

При второй модели органы управления образованием должны предусмотреть выделение средств на содержание центра.

Для нашей школы характерна первая модель, на данный момент на индивидуальном обучении с использованием ДОТ у нас находится 3 человека. В своем учебно-методическом комплексе мы сочетаем надомное и дистанционное обучение. Такой способ обучения позволяет на начальном этапе предотвратить возможные трудности учащихся по освоению ими новой информационно-образовательной среды, в которой осуществляется дистанционное обучение и позволяет постепенно приобрести навык эффективной деятельности в ней.


Модель организации дистанционного обучения детей-инвалидов


Дистанционное обучение может осуществляться непосредственно

Центром или его филиалом. В этом случае обучающиеся зачисляются в Центр (филиал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования.

Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате Центра (филиала) и работающими в Центре (филиале) по основному месту работы или по совместительству. В нашей школе, к сожалению нет ни одного сетевого учителя, все учителя, работающие с детьми –инвалидами с использованием ДОТ, являются совместителями.

Возможна организация дистанционного обучения на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.


Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их и Центров комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных материалов.

Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.

Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в Центре (образовательном учреждении), так и непосредственно по месту проживания учителя.

Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами. За счет применения дистанционных образовательных технологий не только реализуется право детей-инвалидов на образование — они получают возможность общения со сверстниками. Оказывается возможным реализовать такие модели образовательного процесса, которые не осуществимы в обычной школе.

Например, в обычной школе сложно реализовать индивидуализацию, хотя бы потому, что невозможно «рассадить» множество детей по отдельным помещениям. Для детей, которые большую часть времени учатся, находясь у себя дома, проблема индивидуализации получает очевидное решение, хорошо это или плохо, но дети уже «рассажены». Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает и проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним учебником. Для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося.

Сегодня дистанционные образовательные технологии развиваются очень активно, специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы быстро найдут нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки по сравнению с классно-урочной системой.

Учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Учитель может подробно комментировать каждую работу учащегося. Его комментарии могут быть учтены учащимся при создании следующей версии работы. Важная особенность специальной учебной среды — то, что она позволяет учителям вместе с учащимся создавать и хранить коллекции его работ (портфолио): сами работы в цифровом формате и последовательные приближения к результату, оценки и комментарии учителя к ним, образцы взаимодействия учащегося с учителями и сверстниками.

Органично реализуются различные модели совместной деятельности учащихся: совместное решение учебных задач, выполнение проектов, обмен знаниями.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика.

Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

Методические аспекты организации дистанционного обучения

Основные идеи дистанционного образования:

1. Реализация индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов;

2. Социализация данной категории детей.

3. Развитие их личностных и компетентностных способностей.

Реализуются за счет методологических принципов организации

учебного процесса:

1. Интерактивность как постоянный контакт всех участников учебного процесса посредством использования специализированной информационно-образовательной среды (форумы, скайп, чаты, конференции, электронная почта и т.д.);

2. Адаптивность - сочетание различных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения (тесты, тренажеры, лабораторные практикумы удаленного доступа и др.)

3. Гибкость – удобный для детей темп учебного процесса и удобное время занятий;

4. Модульность – использование сетевых учебных курсов или их отдельных составляющих для реализации индивидуальных учебных планов;

5. Оперативность и объективность оценивания учебных достижений учащихся.

В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в ДО.

Специалистам органов управления образованием необходимо четко представлять, как трансформируются традиционные формы обучения при использовании дистанционных образовательных технологий.

Подготовка кадров, владеющих методиками обучения с  использованием дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять педагогические работники, обладающие необходимыми знаниями особенностей психофизического развития детей-инвалидов различных категорий, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах. В рамках предложенного подхода для обучения детей-инвалидов в базовой части применяются традиционные организационные формы обучения: урок, практическая и лабораторная работы, консультация и пр. В условиях предлагаемого подхода в базовой части могут использовать элементы дистанционного образования.

В Ставропольском крае реализуются мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которые предоставляют возможность детям-инвалидам обучаться в дистанционном режиме, по индивидуальной программе. Семье ребёнка-инвалида передаётся во временное пользование рабочее место ученика (специализированный программно-технический комплекс, принтер, сканер, микрофон, колонки, наушники, веб-камера, графический планшет, цифровой микроскоп, цифровая фотокамера, дополнительное программное обеспечение и дополнительное специализированное оборудование для детей, ограничения здоровья которых не позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода), а также предоставляется бесплатный безлимитный доступ к Интернету. Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно обеспечить предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации (не менее 144 часов) по указанной тематике. Необходимо также организовать на системной основе консультативно- методическую поддержку учителей, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.


Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся.

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

В настоящее время органы государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом полномочий по установлению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, предоставленных им статьей 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому". При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

Формирование материально-технической базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие в образовательном учреждении руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий. На данный момент курсы повышения квалификации проходят директор школы и заместитель директора, заявлены учителя- предметники. К сожалению, в школе нет рабочего места учителя, но работают совместители из близлежащих ОУ города. За 1,5 года обучения ребёнок овладел очень многими навыками работы с компьютером, программным обеспечением.

Материально-техническая база обучения с использованием дистанционных образовательных технологий должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:

деятельностный;

коммуникативный;

пространственно-предметный.

Наиболее важные из них в части организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий средства:

информационная образовательная среда;

средства индивидуального и коллективного письменного, аудио- и визуального онлайн-взаимодействия;

средства коллективной работы над материалами;

виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента обучающимся и как средства творческого самовыражения обучающихся.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

каналы связи;

система дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;

компьютерное оборудование;

периферийное оборудование;

программное обеспечение.

Информационная система обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно осуществлять без использования системы дистанционного обучения.

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.

С помощью системы дистанционного обучения:

разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;

учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;

учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций;

обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая своё мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде;

все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Информационная система обучения с использованием дистанционных образовательных технологий должна соответствовать следующим требованиям:

обеспечивать управление содержанием образования, осуществлять учебное взаимодействие «учитель – ученик»;

обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием;

обеспечивать формирование и корректировку индивидуальных учебных планов учащихся;

формировать электронное расписание и доставлять его каждому участнику образовательного процесса через образовательный портал;

вести учет результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал);

вести электронные дневники.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Вывод: Дистанционное обучение решает проблему «особых» детей в недостатке общения с другими людьми. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования образовательными и информационными ресурсами Интернета. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для получения ими качественного образования и в дальнейшем профессиональной занятости.

Литература.

  1. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом «Первое сентября» - №38, 2008. – с. 20-22.

  2. Комаров Ю.А. Методика дистанционного обучения биологии детей-инвалидов с сохранным интеллектом // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – № 1.- с.23-26.

  3. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2007 года. – Саратов: Научная книга, 2007.- с. 207-210.

  4.    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. М: «Мысль», 1999. – 368 с.

  5.   Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириллова Жанна Анатольевна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171866


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства