Интерактивные формы работы методической службы школы как необходимое условие личностно-профессиональное развития педагогов
Интерактивные формы работы методической службы школы как необходимое условие личностно-профессиональное развития педагогов
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего образования – ключевое событие XXI века. В связи с этим актуальным становится вопрос о кадровом ресурсе.Очевидно, что люди хорошо и с удовольствием работают, учатся и дают ожидаемый результат не когда «должны», а когда «хотят», и это случается лишь только в том случае, когда возникает мотивация. Значительные преобразования практики требуют осознанного изменения собственной деятельности. Учитывая тот факт, что саморазвитие учителя предусматривает определѐнные усилия, необходимо эти усилия мотивировать. Кроме того, не имея достаточно ясных представлений о цели и смысле своей деятельности, педагог находится в состоянии неопределенности и даже тревоги, лишается личностного смысла его образовательная деятельность, что неизбежно приводит к пассивному выполнению трудовых обязанностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы работы методической службы школы как необходимое условие личностно-профессиональное развития педагогов»
Интерактивные формы работы методической службы школы как необходимое условие личностно-профессиональное развития педагогов
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего образования – ключевое событие XXI века. В связи с этим актуальным становится вопрос о кадровом ресурсе. Очевидно, что люди хорошо и с удовольствием работают, учатся и дают ожидаемый результат не когда «должны», а когда «хотят», и это случается лишь только в том случае, когда возникает мотивация. Значительные преобразования практики требуют осознанного изменения собственной деятельности. Учитывая тот факт, что саморазвитие учителя предусматривает определѐнные усилия, необходимо эти усилия мотивировать. Кроме того, не имея достаточно ясных представлений о цели и смысле своей деятельности, педагог находится в состоянии неопределенности и даже тревоги, лишается личностного смысла его образовательная деятельность, что неизбежно приводит к пассивному выполнению трудовых обязанностей.
В связи с вышесказанным одной из приоритетных задач методической службы школы, с одной стороны, является создание условий для формирования личностного смысла и рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности, с другой, - создание определенной образовательной среды для «выращивания» новых компетентностей. Современному учителю необходимо самому быть носителем умений и навыков 21 века, которые он формирует и развивает в своих учащихся.
Активизация деятельности педагогов на уровне нашей школы на сегодняшний день осуществляется через разные формы: традиционно сложившиеся за многие годы (семинары, практикумы, дни открытых дверей, конкурсы…) и инновационные формы и методы (коуч-консультации, лаборатории, кейс-стади, технология воркшопа, методический квест, педагогические чтения), постепенно входящие в методическую практику.
Остановимся подробнее на некоторых из них. Для создания интеракции используется практически ориентированная, активная форма работы с группой - воркшоп. Благодаря этому методу, участники получают возможность поучаствовать в процессе, ощутить, «попробовать руками» новые инструменты работы со смыслами. А информация, «упакованная» в интерактивную форму, позволяет улучшить процесс «взятия» опыта. В технологии практического воркшопа была организована деятельность на методическом дне для педагогов города Братска, работающих в 5 классах по новым образовательным стандартам.
Работа со взрослой аудиторий отличается от работы с детьми, у взрослых уже имеется достаточно богатый жизненный опыт и практически по всем вопросам сформировано свое собственное мнение. Поэтому важно актуализировать имеющиеся знания и извлечь необходимую информацию. Для работы со смыслами можно использовать такие приемы, как «Предварительная мозговая атака», «Комментирование». Таким образом, создается специально организованная ситуация индивидуального и коллективного мышления по поводу деятельности. Это происходит за счет:
Моделирования ситуаций. Например, в нашем случае, моделирование ситуации профессиональных позиций.
Специально подобранных, связанных между собой тем обсуждений.
Акцента не на недостатки, а на сильные стороны, достижения.
Фокусирования не на проблеме, а на способах ее решения.
Надо отметить, что данный вид работы носит безоценочный характер. Для модератора важно создать непринужденную обстановку, в которой возможно освоить альтернативные мыслительные модели и получить навыки, позволяющие размышлять более многомерно.
Еще одна интерактивная форма, применяемая нами в работе со школьными командами, отдельными педагогами – коуч-консультации. Данная форма взаимодействия помогает продвинуться в решении актуальных задач, найти возможности, неиспользованные ресурсы для улучшения текущей ситуации. Консультирование в коучинговом подходе направлено на повышение личной эффективности учителя.
Такие приемы работы позволяют педагогам, с одной стороны, увидеть происходящие изменения в образовании не изолировано от своей собственной деятельности, с другой, - помогают освоить новые профессиональные компетентности.
На наш взгляд, данное веерное использование форм организации методического сопровождения позволяет сформировать новое педагогическое мышление, освоить новые профессиональные компетенции для выполнения трудовых функций в соответствии с новыми стандартами образования.
Список литературы
Асмолов А. Г., Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 151 с. 3.
Кирдянкина С.В., Мотивация личностно-профессионального саморазвития учителя как ресурс реализации ФГОС общего образования. Иркутск, Россия«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
Сиденко Е. А., Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения. Образование и наука. 2012. № 8
Чикуров О.Б., Что такое workshop? Пособие для организаторов практических семинаров. Псков, Изд-во: Псковская Региональная Ассоциация Образования Взрослых, 2001г. - 60 с.
Соколова Л.А., Интерактивные формы работы методической службы. Директория, 2017 г.