Просмотр содержимого документа
««ИКТ в управленческой деятельности руководителя ощеобразовательной организации как средство повышения её эффектиности»»
Материалы из опыта работы по теме «ИКТ в управленческой деятельности руководителя ощеобразовательной организации как средство повышения её эффектиности»
Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении школой даёт качественно новые возможности для её руководителей. Новые задачи, которые решает система образования: повышение качества образования, его доступность и эффетивность, требуют модернизации управления этой сферой, значительного усложнения управленческих функций, повышения уровня квалификации руководителей школы. Руководитель сегодня должен уметь анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения, строить организационную структуру управления, планировать и организовывать контроль, осуществлять иформационно-аналитическую деятельность с использованием современных технологий.
Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образования и в услоиях постоянно увеличивающегос объема управленческой информации может информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы, которое можно предстаить как совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач.
Одним из приоритетных направлений в образовании является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования.
В условиях поселка школа зачастую становится не только центром образования для детей, но и центром информации, культуры для жителей. Закончив школу, выпускники не теряют связи с ней, а, обучаясь в ВУЗах, приходят получить консультации, найти необходимую информацию и т.д. Работа с родителями и общественностью тоже является давней традицией школы. Исходя из этого, считаем, что вся школа должна стать информационным центром для населения.
Применение ИКТ в управлении общеобразовательным учреждением
Стратегия внедрения ИКТ в образовании на уровне средней школы зависит от таких глубинных причин как выбор приоритетной модели образования и принципов, на которых это образование строится. В настоящее время (и особенно остро это проявляется в последние пять-семь лет) в образовании происходит борьба двух направлений, двух моделей образования – «классической» и «прагматической».От выбора модели зависит и то, в каком объеме и насколько эффективно будут использоваться средства ИКТ в учебном процессе.
Первая, «классическая» модель образования, очень наглядно проявляется на примере учебных программ по информатике и вычислительной техники. В подавляющем большинстве учащимся старших классов преподают основы программирования в ущерб формированию пользовательских навыков по работе с операционной системой, прикладными офисными программами, т.е. происходит явный крен в сторону теории в ущерб практике, реальным навыкам, которые как раз и требуются учащимся на выходе из школы.
Вторая модель условно называемая «прагматической» базируется она на конструктивистской теории. Эта модель прагматична, максимально интернационализирована и личностно - ориентированна. Эта модель более чутко реагирует на реальные потребности общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя группы учащихся, но не основного (и тем более единственного!) носителя информации. Учащиеся не приобретают глубокие и систематизированные знания, зато они в полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими. Именно в случае использования «прагматической» образовательной модели средства ИКТ используются в школе в максимальной степени.
Формирование первичных базовых навыков по работе со средствами ИКТ начинает системно закладываться на уровне средней школы. При оценке готовности школы очень важно учитывать такой индикатор, как наличие ИКТ в учебных планах и программах. ИКТ постепенно становятся обязательным компонентом содержания среднего образования. Обычно, цели изучения ИКТ на уровне средней школы включают:
• формирование навыков программирования,
• обучение использованию базовыми офисными программами (текстовым редактором, электронными таблицами, графическим редактором и пр.),
• обучение поиску информации в Интернет, на CD-ROM и т.д.,
• обучение общению в сети Интернет.
Обучение программированию осуществляется на различных уровнях, в зависимости от выбранной программы и квалификации преподавателя информатики, причем в основном в старших классах средней школы. ИКТ, как правило, изучается как отдельный предмет и носит название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ).
Помимо уроков информатики, учащиеся средних школ получают представление об отдельных сторонах ИКТ в ходе участия в различных образовательных проектах, как внутришкольных, так и межшкольных – региональных и международных. Поскольку в школе есть один компьютерный класс, то он равноправно используется для обучения учащихся младших, средних и старших классов основам информатики и вычислительной техники Интенсивность использования компьютеров в предметном изучении во многом зависит от уровня развития рынка программных средств учебного назначения. Спрос на качественные электронные энциклопедии, учебные тренажеры, симуляции, модели и игры, выполненные на высоком методическом и эргономическом уровне, пока превышает предложение. Наиболее продвинутые школы в области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему, включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку.
Пока еще недостаточное количество учителей средних общеобразовательных школ прошли специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности компьютера и Интернет. Эффективность подобного обучения оказывается велика только в том случае если курсы по основам компьютерных технологий проводятся по специальным программам, раскрывающим дидактические свойства данных средств ИКТ, то есть показывающие учителям конкретные направления применения средств ИКТ в учебном процессе, самообразовании учителей и т.д. В целом учителя положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса.
Что наработано коллективом по вопросу развития информационных технологий и создания информационного центра:
1. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
За последние годы уровень освоения и использования ИКТ в школе составил: администрация – 100%, педагоги – 100%.
Учителя активно и самостоятельно осваивают данное направление в различных формах:
· Использование электронных учебников на уроке.
· Создание собственных презентаций к урокам, электронных тестов.
· Разработка исследовательских заданий по поиску информации в Интернете.
· Проектная деятельность с учащимися.
Апробируются новые формы дистанционного обучения:
2. Информационное обеспечение управления:
· Создана локальная управленческая сеть, позволяющая организовать внутренний документооборот в сети, работать в среде с любого рабочего места, подключенного к локальной сети.
· Самостоятельно разработана информационная система для сбора, обработки, анализа, хранения стандартной информации о кадровых ресурсах и учащихся школы для построения отчетности в разных уровнях управления образованием.
· В электроном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по каждому учащемуся); посещаемости (по каждому классу); качество обученности и качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована технология электронных таблиц – Microsoft Excel.
· Осваивается технология автоматизированного составления расписания, позволяющая оперативное изменение расписания учебного процесса, школьных и классных мероприятий.
· Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.
3. Информационное обеспечение учебного процесса:
· Создан информационно-образовательный центр на базе кабинетов информатики и кабинета мультимедийных систем обучения, что расширило возможности получения и усвоения информации через использование Интернет-технологий в образовательном процессе.
· Разработаны уроки химии, математики, биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, истории, музыки с компьютерной поддержкой, которые позволяют учащимся более глубоко «погрузиться» в предмет, дают возможность выбора индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитанника, обеспечение такого уровня мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый.
4. Информационное обеспечения внеклассной и внеурочной деятельности:
· Огромное место во внеклассной и внеурочной деятельности занимает проектная деятельность учащихся. Выпускаются классные газеты в период подготовки к общешкольным и районным мероприятиям.
· Подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится без использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет. Появилась возможность участия в дистанционных формах обучения и развития.
Таким образом, в результате создания единой информационной системы школы появилась возможность:
· обеспечить доступ в ИНТЕРНЕТ;
· вести поиск информации для решения учебных задач;
· поддерживать работу локальной сети школы;
· обеспечить надёжное хранение информации школы;
· использовать информацию, размещённую в сети ИНТЕРНЕТ;
· организовывать работу школы в образовательных проектах, конкурсах, викторинах;
· обмениваться информацией по методике преподавания в рамках виртуальных МО;
· использовать в учебной работе имеющиеся образовательные ресурсы (тренажёры, репетиторы, энциклопедии, справочники и т.д.);
· оперативно связываться с руководителями и другими работниками различных организаций;
· способствовать самообразованию, саморазвитию и самореализации обучающихся и педагогов;
· вести управление школой на качественно новом уровне;