Формирование коммуникативных навыков общения, как средство подготовки воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.
Формирование коммуникативных навыков общения, как средство подготовки воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.
Главной задачей школы-интерната является подготовка детей – воспитанников к самостоятельной жизни, их социально-трудовой адаптации. Подготовка воспитанников к социально успешной и одобряемой самостоятельной жизни в открытом социуме ведется педагогическим коллективом школы-интерната на протяжении всего времени пребывания ребенка в интернате. Следовательно, их надо воспитывать так, чтобы их самостоятельное поведение в жизни соответствовало существующим в обществе социальным нормам. И здесь большое значение имеет соблюдение норм культуры поведения, общения, соблюдение культурно-гигиенических норм. Соблюдение этих норм обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям полноценную социальную адаптацию в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных навыков общения, как средство подготовки воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.»
Формирование коммуникативных навыков общения, как
средство подготовки воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.
«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни»
У. Глассер
Главной задачей школы-интерната является подготовка детей – воспитанников к самостоятельной жизни, их социально-трудовой адаптации. Научно-практические исследования, проведенные ученными, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска учреждения эти дети часто теряются в жестоких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в училища, где обучаются в случайно - выбранных профессиях, без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по не желанной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.
Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из важнейших потребностей ребенка – сироты. Лишенный родительской любви, отвергнутый собственными родителями, переносящий оскорбления, издевательства, насилие, побои, холод и голод ребенок не имеет условий для нормального развития. У него развиваются стойкие эмоциональные нарушения, невротические расстройства. Сложные социальные условия создают стрессовые ситуации, из которых ребенку, в силу возраста, трудно найти выход. Поэтому дети, попадающие в школу-интернат, как правило, уже имеют нарушения в личностном развитии. Практически они имеют не сформированные коммуникативные навыки те или иные трудности в общении. Их лексический запас весьма скудный, что во многом связан с низкой познавательной деятельностью. Одни ребята тяжело входят в контакт со взрослыми, другие со сверстниками, а третьи и с теми и с другими. В этом случае необходимы грамотные и слаженные действия всех специалистов интерната, которые были бы направлены на развитие навыков общения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Развитие последних в свою очередь безусловно положительно повлияют на развитие игровой, трудовой и учебной деятельности.
Подготовка воспитанников к социально успешной и одобряемой самостоятельной жизни в открытом социуме ведется педагогическим коллективом школы-интерната на протяжении всего времени пребывания ребенка в интернате. Диагностика и последующее всестороннее содействие в развитии его индивидуальных творческих способностей и склонностей, мотивирование на получение образования и осознанный выбор будущей профессии, развитие коммуникативных навыков и бытовых умений самообслуживания – вся эта работа воспитателей, психолога и социального педагога нацелена в конечном итоге на то, чтобы воспитанник после ухода из интерната обустроил свою новую жизнь в социуме с минимумом межличностных и внутриличностных конфликтов, а также социальных неудач.
Формирование коммуникативных навыков считаю необходимым условием социализации воспитанников.
Для достижения этой цели поставила следующие задачи:
- сформировать коммуникативную грамотность воспитанников, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека и коллектива;
- вооружить воспитанников основными правилами эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях;
- способствовать коррекции психологических качеств учащихся через специально подобранные тренинги, игры, упражнения и минутки релаксации;
- содействовать воспитанию умения взаимодействовать друг с другом.
- создать в школе-интернате неформальную развивающую среду, воспитывающую культуру здорового образа жизни, уважительное отношение к личности ребенка, героям труда и войны, культуре и истории страны.
- развивать
умение видеть положительные черты своих товарищей, описывать их.
Часто из семьи дети приносят негативные примеры общения, словесную и физическую агрессию либо полную неспособность постоять за себя, отстоять свои интересы.
Прожившие несколько лет в интернате, лишенные родительской заботы, дети отстают в эмоциональном, социальном и нередко в физическом развитии. Выходя из школы-интерната дети не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать своё агрессивное или антиобщественное поведение. Конечно, условия, в которых они росли и воспитывались, всегда будут накладывать отпечаток на их будущее. Однако, подготовить воспитанников к предстоящей жизни, повысить их социальную компетентность в условиях школы-интерната всегда можно.
Администрация, педагоги, психолог, воспитатели нашей школы-интерната совместно работают над проблемой социальной компетентности воспитанников по многим направлениям. Поэтому создана довольно благоприятная среда для решения многих вопросов, связанных с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Работники интерната в работе опираются на единство учебно-воспитательного процесса. Оно в наличии общей цели, взаимосвязей направлений и средств её реализации (обучение и воспитание, теоретическая и практическая подготовка, урочная и внеурочная подготовка, сотрудничество педагогов и воспитанников).
В наше время именно школа, являясь государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации. В качестве критериев выступают следующие виды деятельности:
- обучение,
- игра,
- общение со взрослыми и сверстниками,
- самообслуживание детей,
- подготовка к трудовой и профессиональной деятельности.
Особое место среди них отводится педагогическому влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у воспитанника происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепринятых социальных ценностей.
Отношения с другими людьми зарождаются в детстве и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Зачастую дети к нам поступают из семей, где используется ненормативная лексика, наблюдается асоциальное поведение, неуважительное отношение людей друг к другу и детям. Словарный запас детей очень беден, коммуникативные способности детей вызывают серьезную тревогу.
В детстве общение является, как известно, ведущей потребностью. Эту потребность ребенок может реализовать в игре. К сожалению, в наше время, для современного ребёнка лучшим другом является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультиков или компьютерные игры. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь каждого человека, раскрашивает яркими красками сферу его ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы воспитателю. Порой это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшим воспитанникам трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой воспитанник.
Важнейшая задача воспитателя в интернате воспитание ребенка полноправным членом общества посредством управления процессом социального развития личности через включение воспитанника в различные виды социальных отношений: в учебе, общении со сверстниками и взрослыми, игре, драматизации и практической деятельности. Воспитывать уважительное отношение к истории страны, героям труда и войны. Развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, описывать их; расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх); умение передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимика, пантомима). Продолжать учить доброжелательно относиться друг к другу и взрослым.
Мы стремимся учить детей доброте, умению осознать свои поступки, различию меж тем «что такое хорошо и что такое плохо», умению вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.
Конечно, у нас возникает много вопросов в ходе работы: как преодолеть лень воспитанника? Как заставить слушаться? Как бороться с грубостью детей? Как воспитывать чувство ответственности, уважения к окружающим? Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности? Как сделать, чтобы воспитанники выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными к людям, хорошими товарищами?
В нашем распоряжении множество средств воспитания. Хотелось бы обратить внимание на такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, организация жизни и деятельности детей, создание воспитывающей ситуации, одобрение и осуждение. Пути применения их разнообразны. Мы часто недооцениваем, какой силой обладает слово, то суровое и холодное, то поощрительное, ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое. Мы стараемся продуманно относиться к каждому разговору с детьми, так как значение имеет не только каждый довод, аргумент, но и тон, время проведения, место, специально организованна беседа или воспользовались подходящим случаем, как бы, между прочим. Все эти беседы проводим с тем, чтобы заставить детей задуматься, посмотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей.
В процессе организации жизни и деятельности детей вырабатываются необходимые навыки и привычки.
У воспитанников школ-интернатов масса проблем. Одна из главных – влиться в современное общество и самостоятельно строить свою жизнь. И основная миссия школы – интернат - помощь в социальной адаптации воспитанников.
Школа-интернат должна готовить ребенка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми сможет в процессе трудовой и общественной деятельности приносить пользу обществу.
Следовательно, их надо воспитывать так, чтобы их самостоятельное поведение в жизни соответствовало существующим в обществе социальным нормам. И здесь большое значение имеет соблюдение норм культуры поведения, общения, соблюдение культурно-гигиенических норм. Соблюдение этих норм обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.
Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям полноценную социальную адаптацию в обществе.
В психолого-педагогической литературе понятие подготовка к самостоятельной жизни не имеет строгого научного определения. Процессы, обеспечивающие успешность вхождения молодых людей в самостоятельную жизнь и обозначающиеся как взросление, социализация, социальная адаптация, рассматриваются в разных научных парадигмах. Отечественная практика и исследования (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, В.В. Коркунов, А.А. Гнатюк и др.) показывают, что определенная часть выпускников школ - интернатов успешно осваивают различные профессии, справляются с бытом, взаимодействуют с социумом. Но часть выпускников не справляются с этой задачей.
Основными причинами того, что выпускники
прекращают учиться в профессиональных, являются ошибка выбора профессии из-за неадекватных уровня притязаний и самооценки, а также отсутствие постоянного контроля со стороны педагогов нового учебного заведения, к которому выпускники привыкли во время проживания в интернате. Резкое столкновение со «свободной самостоятельной жизнью», необходимость налаживания контактов с большим количеством новых людей (педагоги, одногруппники, соседи по дому и пр.), трудности в учебе настолько пугают выпускника уже на начальном этапе обучения, что он выбирает самый легкий (на его взгляд) способ решения проблемы – просто бросить учиться
По данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Нарушение психического развития снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовки к самостоятельной жизни
Литература:
1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
3. Алехина С.В., Зарецкий В.К. «Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы» «Наша новая школа» //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», М.2010 С.104-116
4. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
5. Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.