Доклад: «Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»
Доклад: «Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»
Автор доклада «Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк» А.П. Самойленко –директор Аграрно-технического колледжа г Риддер ВКО.
Доклад содержит информацию о работе по внедрению дуальной системы обучения в колледже в плане реализации Казахстанско-Норвежского проекта. Обозначены основные этапы работы дуального обучения: - модернизация учебно-воспитательного процесса, модернизация материально-технической базы, профориентация и трудоустройство при участии работодателей. В докладе отмечены взаимовыгодные результаты социального партнерства, озвучены предложения по решению проблем в организации работы предприятие – учебное заведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»»
Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»
Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов, владеющих высокими профессиональными навыками. Однако традиционное обучение недостаточно ориентировано на решение данной задачи, что вызывает большой дефицит в отношении технической компетентности выпускников.
Под руководством акимата Восточно-Казахстанской области в 2009 году была начата реализация Казахстанско-Норвежского проекта, в основе которого заложена дуальная система обучения. А с 2011 года по инициативе управления образования в области апробируется пилотный проект «Модернизация технического и профессионального образования», обеспечивающий внедрение дуальной формы обучения. Координатором деятельности по реализации программ является созданный при областном акимате региональный Совет по модернизации технического и профессионального образования.
Для проведения эксперимента по дуальной системе обучения управлением образования определены 8 опорных колледжей различного профиля, на базе которых планируется совершенствование форм работы с социальными партнерами для обеспечения тесной связи теории с практикой, а также переподготовка работников учебных заведений соответствующего профиля.
(слайд 1) Риддерский аграрно-технический колледж определен в качестве базового для специальностей горно-металлургического профиля, в котором внедряется система совместной работы с ТОО «Казцинк» и его дочерними предприятиями. Дуальная система, по своей сути, означает параллельное учение в образовательном учреждении и на производстве. Это позволяет студентам не только познакомиться с технологическими процессами, но и освоить основные производственные операции применяемые на предприятиях ТОО «Казцинк». Схема работы колледжа по внедрению элементов дуального обучения представлена на слайде №2.
(слайд №3) На начальном этапе работы был проведен круглый стол совместно с участием социальных партнеров. Определены основные направления работы и пути их реализации.
(слайд №4) Следующим этапом работы стало исследование рынка труда и определение перспективной потребности в кадрах с учетом заявок предприятий и по согласованию с центром занятости. Координатор работы отраслевой совет по подготовке кадров для горно-металлургической отрасли, который решает следующие вопросы: определение потребности в специалистах на предприятиях ТОО «Казцинк» до 2020 года, организации практического обучения и трудоустройства выпускников, прогнозирование новых специальностей, разработка учебно-методической документации, являющейся основополагающей для развития и внедрения дуальной системы.
(слайд 5) Учебно-методическое обеспечение - 3 этап, включает разработку рабочих учебных планов и программ при тесном участии работодателей, с учетом особенностей производства и регионального компонента. Совместно с социальными партнерами разработаны рабочие учебные планы по 5 специальностям. По решению отраслевого Совета разработкой учебных программ занимаются учебные заведения региона соответствующего профиля. На сегодняшний день в стадии разработки находятся 43 учебные программы. Повышению качества подготовки специалистов способствует постоянный рост уровня квалификации инженерно-педагогических работников, который обеспечивается прохождением стажировок на базе подразделений ТОО «Казцинк». Так за последние 3 года прошли стажировку 17 преподавателей специального цикла дисциплин.
(слайд 6) Процесс реализации дуальной системы обучения потребовал корректировки учебных планов с точки зрения организации концентрированного практического обучения. Так в соответствии с ГОСО проведение практики для получения первичных профессиональных навыков предусматривалось в конце 2 курса обучения, продолжительностью 8 недель, когда часть студентов являлись несовершеннолетними по возрасту и не могли быть направлены на предприятия. Первая проблема, потребовавшая решения - недостаточный срок практики для получения рабочей профессии, а вторая проблема - возрастные ограничения. Для решения этих проблем совместно с социальными партнерами модернизируется материально-техническая база лабораторий, позволяющая получить рабочие профессии на базе колледжа. Это такие профессии как электрослесарь и горнорабочий по ремонту крепи 2 разряда. А по специальности «Металлургия цветных металлов» создание соответствующей учебной базы технически невозможно, по этой причине отраслевым советом предложен пилотный проект учебного плана, в котором предусмотрен непрерывный цикл практического обучения на 3-4 курсах. Что также позволит решить проблему возрастных ограничений и обеспечить 100% профессиональную подготовку на оплачиваемых рабочих местах (в настоящее время -79%). Внесенные в учебные планы изменения, потребовали расширения списочного состава кадров. Штат инженерно-педагогических работников по горно-металлургическим специальностям составляет- 33 чел. Из них с высшей и первой категориями- 22. Ежегодно к участию в учебно-воспитательном процессе привлекается от 30 до 40 специалистов предприятий с оплатой за счет средств учебного заведения. Теоретические занятия проводятся на базе колледжа в форме лекций, бинарных уроков, факультативных занятий, профессиональных конкурсов. Практическое обучение на базе предприятий в форме экскурсий, лабораторных работ, учебных и производственных практик, конференций. Кроме этого руководители и ведущие специалисты предприятий участвуют в работе итоговых аттестационных комиссий и являются консультантами и рецензентами дипломных проектов.
(слайд 7) Вовлечение работодателей в учебный процесс заинтересовывает их в повышении качества подготовки специалистов и является стимулом для совершенствования материально-технической базы. Так за последние три года ТОО «Казцинк» передал 30 единиц действующего оборудования, смонтировано оборудование лаборатории обогащения полезных ископаемых, автоматизации производства и учебного горного полигона. Особое внимание уделяется электронному обеспечению учебного процесса. Колледжу переданы учебные фильмы, пособия и электронные учебники разработчиками которых является специалисты ТОО «Казцинк».
Совместная работа с применением элементов дуального обучения прослеживается при курсовой подготовке и переподготовке кадров: теоретические занятия проводятся на базе колледжа, практические - на предприятиях. Так в колледже по заявке социальных партнеров и отдела занятости, в рамках курсовой подготовки за последние три года было обучено более 500 работников подразделений ТОО «Казцинк» и более 150 человек - по программе занятости.
(слайд 8) В целом использование элементов дуального обучения позволило улучшить показатели качества теоретических знаний, практического обучения и трудоустройства выпускников. Результаты независимой оценки квалификации по итогам теоретического тестирования более 65%, практического -100%. Результаты итоговой аттестации- 65,6% . Трудоустройство в среднем - 86%, по специальности - 83,8%
Тесное социальное партнерство обеспечивает:
- формирование специалиста новой формации, высокую мотивацию к получению знаний и приобретению профессиональных навыков, выполнение требований предъявляемых к будущим специалистам, заинтересованность руководителей предприятий в практическом обучении будущих кадров.
Взаимная польза от совместной работы очевидна – вклад предприятий в организацию учебного процесса позволяет, повысить качество подготовки кадров гарантированное трудоустройство, обеспечив престиж профессий и стремление к повышению уровня квалификации.
Основные проблемы, возникающие в процессе работы предприятие -учебное заведение рассматриваются отраслевым Советом. Но следует отметить, что многие учебные заведения испытывают сложности в работе с социальными партнерами, поэтому, в заключении разрешите озвучить предложения по организации работы предприятие – учебное заведение.
1. Необходимо законодательно оформить обязательства предприятий перед учебными заведениями по вопросам прохождения практик на рабочих местах, участию предприятий в модернизации материально-технической базы, стажировки преподавателей, предоставлению технической информации.
2. Решить вопрос возмещения предприятиями сумм, затраченных государством или учебным заведением на подготовку специалистов, что заставит предприятия более требовательно относиться к качеству подготовки специалистов и активнее участвовать в учебном процессе.
3. С целью эффективного использования техники и оборудования в учебных заведениях разрешить оказание платных услуг по льготному налогообложению, что позволит получаемые доходы использовать для развития материально-технической базы.