«ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ КАК ПУТЬ К ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Выступление директора
Долинненской общеобразовательной
школы Ι-ΙΙΙ ступеней
Щербань А.П. (слайд № 1, 2)
Мы живем в самом красивом и уникальном месте на Земле!
Красота Крыма неоспорима! А этнокультурную уникальность удивительно точно описал в своем стихотворении наш земляк Илья Сельвинский: (слайд №3)
Мешались обычаи, боги, жены,
Народ вливался в народ.
Кто победитель, кто побежденный-
Никто уже не разберет.
Копнешь язык - и услышишь нередко
Отзвуки чужих фраз.
Семью копнешь - и увидишь предка
Непостижимых рас.
Наша школа многонациональна и спектр национальностей постоянно расширяется, что наглядно можно увидеть на сравнительных слайдах (№4, 5)
(слайд № 6) Научить людей жить вместе – одна из важнейших задач современной школы. И она может быть решена на основе концепции этнокультурного образования.
Поэтому этнокультурное воспитание молодежи является одним из главных направлений в работе нашей школы. Ни для кого не секрет, что человек зреет через культуру. Она определяет его образ жизни. Человек является ее продолжателем и созидателем, но он может стать и ее разрушителем. От последнего нас может уберечь только глубоко ценностное, нравственное в своей основе отношение к культурам разных народов. Особо это актуально в условиях поликультурного общества, где единственным условием мирного сосуществования различных народов является взаимная толерантность, основанная на знании традиций, обрядов, религий других народов. Откуда черпать эти живительные, жизненно необходимые знания?
В нашей школе мы пошли по пути создания этнографических музеев и уголков (слайд №7). Так в 2005 году по инициативе учителя украинского языка и литературы Брухно Н.С. была проведена огромная работа, результатом которой стало открытие этнографического музея «Українська хата» (слайд №8). Экспозицию создавали всем миром: родители, учителя, дети. Каждый экспонат – поисковая история! Сегодня их в музее более 150.
Следующим шагом было прикосновение к культуре русского народа. Это удалось сделать благодаря творчеству и инциативе учителя русского языка и литературы Бондарь Л.И. (слайд № 9) На базе ее кабинета в 2006 году появляется удивительный по своей красоте и содержанию этнографический уголок «Русская изба» (слайд №10). И опять, неравнодушные родители, учителя, односельчане, дети включаются в работу по пополнению имеющейся экспозиции. На данный момент в этнографическом уголке около 100 экспонатов.
(слайд № 11) С целью знакомства с культурой крымских татар в 2007 году в школе создается этнографический музей крымскотатарского народа, у истоков создания котрого стояла Ибрагимова Н.Э-Б., учитель крымскотатарского языка и литературы.
(слайд №12) С огромным энтузиазмом инициативная группа работала со старожилами села, собирая по крупицам вещественные и письменные исторические источники. Сейчас в музе насчитывается более 70 экспонатов.
(слайд №13) Логическим продолжением работы по воспитанию толерантности у учащихся стало оформление школьных рекреаций в национальных стилях. Так появляются (слйд №14) украинская, (слайд №15) крымскотатарская и (слайд №16) русская настенные розписи.
Постепенно наши музеи стали центрами этнокультурного воспитания. На базе музея проводится разнообразная воспитательная работа: содержательные экскурсии для учащихя, родителей, гостей шоклы; классные часы, устные журналы, семинары,познавательные игры (слайды №17, 18). Музеи стали центром организации и проведения национальных праздников: Масленица, Рождество, Курбан Байрам, Наврез, Святочные гуляния и др.
В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит систематически экскурсии по разделам музея, как для взрослых, так и для детей, в состав экскурсионных групп входять дети разных национальностей.
Коллектив нашей школы считает, что знакомство с историей, культурой, национальными традицими этнических сообществ, проживаючих в Крыму, является одним из способов повышения уровня толерантности среди учащихся.
И наглядным подтверждением этому являються отзывы посетителей наших музеев (слайд №19):
«…Благодарим за великий труд по созданию музея…»
«…Защеміло серце й забриніла душа: знову поринула в чарівний світ дитинства. Хай буде благословенна Ваша хата, хай приносить такі хвилини щастя всім-всім. Дякую від щирого серця»
«Спасибо за гостеприимство, интересную экскурсию…»
«…Побывав в музее, я ещё ближе познакомилась с культурой и традициями своего народа…»
«Роль таких музеев в воспитании толерантности у подрастающего поколения трудно переоценить… » (слайд № 20 «Спасибо за внимание»)