Система работы школы и инспекции ПДН по профилактике правонарушений,
о выполнении Закона РТ №71-ЗРТ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан»
Добрый день уважаемые коллеги!
Разрешите представить вам информацию из опыта работы школы по выполнению Закона РТ №71-ЗРТ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей. Их физическому. Интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан» В начале позвольте кратко познакомить вас со школой. Открыта 1 сентября 1974 года и на сегодняшний день нам исполнилось 40 лет (одна из старых школ города). На сегодняшний день крупнейшая школа города, обучается 1453 ребёнка в 56 классах комплектах (23-1-4, 27-5-9, 6-10-11 классы). Реализует углубленное изучение математики, русского языка, английского языка; 3 профиля обучения: химико – биологический, физико - математический, филологический. Педагогический коллектив 99 человек.
Качественные характеристики представлены на слайде.
Всего: 99 педагогов | % к общему числу педагогических работников |
Образовательный уровень | 86% (из 99 педагогов с высш. обр – 85 чел.) |
Профмастерство | 73,7% (из 99 педагогов: высш. кв.кат. – 31 чел.; 1 кв.кат. – 42 чел.) |
Оценка педагогического труда | Заслуженный учитель РСФСР– 2 человека Отличник просвещения – 6 человек Знак МО РТ «За заслуги в образовании» - 1 человек Медаль «За доблестный труд» - 1 человек Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» - 3чел. Учителя, получившие грант 100 тыс.руб.в рамках ПНПО – 2 человека Почётная грамота МОи Н РТ – 9 человек Почётная грамота МОи Н РФ – 8 человек |
Стабильный коллектив со средним стажем работы более 15 лет, средним возрастом педагогов 45 лет позволил добиться значительных результатов. Результативность за последние 5 лет так же представлена на слайде.
№ | Название конкурса | Уровень (международный,всероссийский, республиканский,муниципальный) | Результат (место) |
1. | Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за 2011 год | Всероссийский | Включены в реестр |
2. | Всероссийский конкурс «Познание и творчество» 2011/2012 год | Всероссийский | Дипломанты |
3. | Общественный проект «Школа цифрового века» 2013/2014 учебный год | Всероссийский | Дипломанты |
4. | Национальная премия в области образования «Лучший школьный музей – 2013» | Всероссийский | Диплом II степени |
5. | Проект по созданию пилотной площадки «Страна Авиация» 2014 год | Республиканский | I место (грант на 1 млн. 200 тыс. руб.) |
6. | Городской конкурс «Здоровое питание» 2013 год | Муниципальный | I место |
7. | Городской конкурс «Лучшая организация питания в образовательных учреждениях» 2014 год | Муниципальный | I место |
Ежегодные стабильные результаты ГИА и ЕГЭ.
Но так или иначе при всех положительных аспектах мы не можем оградить себя от фактов проявления асоциального поведения подростков по нескольким причинам. Во первых школа массовая и в ней обучаются дети с разной мотивацией, интеллектуальным уровнем и социальным статусом семей. Наряду с профильными имеются общеобразовательные классы. Так или иначе, возникают ситуации, связанные с асоциальным поведением подростков, т. е. «трудных детей». Многим приходилось употреблять определения «трудный ученик», «трудные дети», причём используют их чаще всего в качестве синонимов к терминам «запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в поведении и обучении». Но! Он не безнадёжен, потому что «ТРУДНЫЙ». Просто ему нужна помощь!
Обычно определение «трудные» относится к тем учащимся, которые не только плохо учатся, но и при этом также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой просто жестокость родителей по отношению к своему ребенку. Так же не секрет, что зачастую допускают нарушения закона дети из благополучных и обеспеченных семей, что так же говорит о недостаточно серьёзном отношении родителей к выполнению своих обязанностей и несовершенная законодательная база по привлечению к ответственности и наказанию законных представителей учащихся за недостаточный контроль, который приводит к упущению в воспитании. К сожалению, когда происходит неприятность с ребёнком, в первую очередь ответственность и наказание несёт школа и педагогический коллектив. Поэтому наша основная задача построить работу так, чтобы исключить факты нарушений среди учащихся (но это конечно же в идеале). Поэтому главное сократить нарушения до минимума, то есть наша цель - Мерами профилактики предупредить и исключить преступления и правонарушения подростков.
Из цели мы определяем задачи:
Исключить термин «трудный подросток», переведя его в понятие «ребёнок, требующий особого внимания».
Создать в школе условия, для самореализации каждого учащегося.
Перевести все негативные проявления в поведении в дела, приносящие позитивный эффект.
Системой профилактических мероприятий индивидуального и массового характера как с учащимися, так и с родителями, предупредить возможность безнадзорности и совершения подростками правонарушений.
Добиваться тесного сотрудничества с учреждениями г. Набережные Челны в вопросах профилактики правонарушений.
Для реализации задач необходимо знать тот социум, который влияет на возникновение асоциального поведения. Рассмотрим социальную карту микрорайона:
Факты истории микрорайона:
Один из первых микрорайонов Нового города (основная застройка 1972 – 1974 года).
50% домов микрорайона после застройки – общежития и малосемейки.
Жители, заселившие микрорайон после застройки – приезжие на строительство КамАЗа, молодые семьи без большого опыта совместной жизни, лица из мест заключения.
Современные учащиеся – внуки строителей КамАЗа, чьи родители имеют недостаточный наглядный опыт семейной жизни и ответственности, что связано с историческим периодом молодёжной стройки.
Наличие в микрорайоне преступных группировок «29 – ки» и «30 – ки»
Современные факторы:
Сохранение в микрорайоне эпизодических фактов деятельности группировок «29 – ки» и «30 – ки».
Слабые законные рычаги воздействия на родителей по усилению ответственности за воспитание ребёнка.
Невысокий образовательный ценз и материальный статус родителей учащихся.
Снижение значимости общечеловеческих ценностей в обществе.
Негласное возложение ответственности за воспитание и образование ребёнка на школу.
Таким образом, оценивая эти факторы, мы понимаем, что без чёткой, отлаженной системы невозможно добиться положительного желаемого результата. Поэтому вся работа начинается с укомплектованности кадрами, для чего в школе созданы все условия.
Директор школы | 1 |
Заместители директора | 6 |
Социальный педагог | 1 |
Психолог | 2 |
Педагог доп. образования | 2 |
Педагог - организатор | 1 |
Преподаватель – организатор ОБЖ, ОВС | 1 |
Классные руководители | 56 |
Вся это образно выражаясь «армия» позволяет осуществлять весь комплекс мероприятий по профилактике правонарушений. Работа строится исходя из разветвлённой структуры взаимодействия школы и учреждений города, т.к. в одиночку школа просто не в состоянии решить этот вопрос. Поэтому на схеме представлены все учреждения города и различные направления их работы, которые позволяют нам достигнуть поставленной цели.
Не эпизодическая и очаговая, а системная работа по воздействию на ребёнка позволит решить проблемы, а лучше просто исключить их возникновение.
Поэтому в школе разработана схема педагогического воздействия на ребенка, в зависимости от сложившейся ситуации и алгоритм работы по профилактике правонарушений. Всё это в комплексе позволяет решить поставленные задачи.
Работая по данным схемам и алгоритмам в школе строится следующим образом:
Существует план работы, являющийся одним из разделов плана воспитательной работы, направленный на профилактику безнадзорности несовершеннолетних и выполнения закона РТ №71-ЗРТ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей. Их физическому. Интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан». В составной части плана включены декады, месячники, лекции, встречи и другие мероприятия как массового, так и индивидуального характера, направленные на недопущение безнадзорности среди несовершеннолетних, что дает возможность исключить факты нарушения в школе. Основные мероприятия, направленные на выполнение 71 закона это:
Регулярные встречи с родительским активом школы с рассмотрением данного вопроса
Общешкольные и классные родительские собрания с приглашением специалистов отдела полиции
Информационные бюллетени для каждого учащегося с ознакомлением их родителей под подпись
Информационные стенды для учащихся и их родителей
Проведение плановых инструктажей перед каждыми каникулами по выполнению закона
Индивидуальные профилактические беседы с учащимися группы риска
Тематические выступления отряда ППН по соблюдению данного закона для учащихся 1-4 классов
Профилактические линейки для учащихся 5-11 классов
Агитационная деятельность комитета ШСУ отдела правопорядка по выполнению закона, организация конкурсов на данную тематику
Работа общественного воспитателя с учащимися, допустившими нарушения.
Одним из эффективных направлений работы по профилактике правонарушения является отряд ППН «Жизнь». Конечно же в начале возникали небольшие трудности, с вязанные и с микрорайоном и с поведением самих учащихся. Во первых мы осознано не стали вводить специальную форму для отряда, так как это могло повлечь некоторые трудности, связанные с взаимоотношениями подростков в микрорайоне за пределами школы. Во вторых классическим внешним видом отряд показывает всем учащимся и родителям как должен всегда выглядеть ученик 19 школы, т.е. присутствует эффект воспитания личным примером, и не создаётся проблем во взаимоотношениях подростков между собой. А на сегодня это первые помощники в школе по профилактике правонарушений у инспектора школы и социального педагога. Надо отметить, что это класс не профильный, а общеобразовательный. Немало ребят с проблемами и в обучении, и в поведении. Несмотря на это второй год ребята работают в отряде правопорядка с удовольствием: участвуют в городских конкурсах и мероприятиях организованных УВД, помогают в пропаганде знаний о здоровом образе жизни, выступают на спортивных мероприятиях среди отрядов ППН, также помогают организовать мероприятия среди учащихся «Группы риска». Чуть позже ребят вы увидите на сцене с их визиткой.
Целенаправленная и постоянная работа даёт свои результаты в разрезе последних 3 лет. Таким образом, вы видите, что только ежедневная, разносторонняя, системная работа школы, инспекции ПДН и других структур города может позволить добиться желаемого результата. На сегодняшний день в школе нет учащихся, совершивших преступления. Есть рабочие проблемы, но совместно они все оперативно разрешаются. Спасибо за внимание.