Публичный отчет как основная форма информирования общественности о результатах функционирования и развития образовательной организации
Публичный отчет как основная форма информирования общественности о результатах функционирования и развития образовательной организации
В условиях модернизации системы образования одним из ведущих принципов государственно-общественного характера управления образованием является открытость образовательной среды как возможность получения достоверной информации об образовательной деятельности и её результатах школьниками, родителями и др. Формой получения такой информации стал ежегодный Публичный доклад образовательной организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичный отчет как основная форма информирования общественности о результатах функционирования и развития образовательной организации»
Публичный отчет как основная форма информирования общественности о результатах функционирования и развития образовательной организации
Актуальность проекта
В условиях модернизации системы образования одним из ведущих принципов государственно-общественного характера управления образованием является открытость образовательной среды как возможность получения достоверной информации об образовательной деятельности и её результатах школьниками, родителями и др. Формой получения такой информации стал ежегодный Публичный доклад образовательной организации.
Проблема
Цель:
Обоснование значимости публичного отчета как средства информирования общественности о результатах функционирования и развития образовательного учреждения
Задачи:
Нормативно-правовая база
Конституция РФ
Закон «Об образовании в Российской федерации» подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года. Вступает в силу1 сентября 2013 г.
Послание президента РФ к Федеральному собранию от 10.05.06
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.07.1998 N 124-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Распоряжении Правительства РФ от 29.12.2001 №17-56
Заседание правительства РФ от 22.09.05г.
Целевые группы публичного отчета
Технология создания публичного отчета
Этапы
Сроки
1
Формирование рабочей группы. Разработка структуры Публичного доклада
2
Содержание деятельности
20 января – 5 февраля текущего года
3
Проведение "круглого стола", в ходе которого проводится анализ проблем, возникших в процессе подготовки Публичного доклада: обсуждаются изменения, вносимые в структуру; определяется, что будет приоритетным в новом году. Выявление или уточнение разделов наиболее актуальных для учащихся, родителей, общественности, социальных партнеров (анкетирование, социологический опрос и т. п.).
Совещание в присутствии директора с целью определения структуры Публичного доклада, ответственных, сроков. Утверждение плана работы с Публичным докладом. Издание приказа
Этапы
Сроки
1
Формирование рабочей группы. Разработка структуры Публичного доклада
2
Содержание деятельности
20 января – 5 февраля текущего года
3
Проведение "круглого стола", в ходе которого проводится анализ проблем, возникших в процессе подготовки Публичного доклада: обсуждаются изменения, вносимые в структуру; определяется, что будет приоритетным в новом году.Выявление или уточнение разделов наиболее актуальных для учащихся, родителей, общественности, социальных партнеров (анкетирование, социологический опрос и т. п.).
Совещание в присутствии директора с целью определения структуры Публичного доклада, ответственных, сроков.Утверждение плана работы с Публичным докладом.Издание приказа
Формирование базы данных Публичного доклада
Создание текста Публичного доклада
Совещание в присутствии директора с целью определения структуры Публичного доклада, ответственных, сроков. Утверждение плана работы с Публичным докладом. Издание приказа
В течение года
Ведение статистической отчетности. Проведение мониторинга учебных и внеучебных достижений учащихся, педагогов, школы в целом. Анкетирование и тестирование учащихся, родителей службами сопровождения ОУ. Анализ полученных данных, выявление динамики в показателях. Написание выводов и рекомендаций
Октябрь – ноябрь
Публикация Публичного доклада
Составление развернутого плана. Обработка базы данных с целью установления зависимых величин. Сопоставление полученных в текущем году результатов с результатами прошлых лет и показателями школ района, города, области, страны и мира. Выбор стиля изложения в соответствии с целевой группой (учредитель, учащиеся, родители, общественность).Выбор дизайна и оформления Публичного доклада схемами, графиками, рисунками
Ноябрь
Редакторская корректировка текста Публичного доклада. Привлечение независимых экспертов для оценки содержания текста. Согласование итогового варианта текста с его разработчиками. Выбор способа, формы, вида публикации. Работа со сторонними организациями (издательство, администраторы сайта и т. д.)
Доведение Публичного доклада до целевых групп
Декабрь –январь
Представление Публичного доклада учредителю (печатный вариант)
Январь
Проведение классных и общешкольных родительских собраний (презентация, раздача буклетов). Публикация Публичного доклада на сайте учреждения и муниципальных органов управления образованием. Знакомство учащихся с Публичным докладом на классных часах, страницах сайта и школьной газеты
Июнь – август
Приглашение партнеров в гости или выход на собрание коллектива социального партнера с целью ознакомления с результатами работы школы
В течение года
Выступление на собрании товарищества собственников жилья, ЖЭК или перед жителями микрорайона. Публикация в СМИ
ПЛАН ПУБЛИЧНОГО ДОКЛАДА
1. Общая характеристика ОУ2. Состав обучающихся в ОУ3. Структура управления ОУ, его органов самоуправления4. Условия осуществления образовательного процесса, в т. ч. с учетом материально-технической базы, кадров5. Учебный план ОУ. Режим обучения6. Кадровое обеспечение образовательного процесса7. Финансовое обеспечение функционирования и развития ОУ
8. Результаты образовательной деятельности, включающие оценку со стороны9. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья10. Организация питания11. Обеспечение безопасности12. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ОУ13. Социальная активность и социальное партнерство ОУ. Публикации в СМИ об ОУ14. Основные сохраняющиеся проблемы ОУ15. Основные направления ближайшего развития ОУ
Алгоритм создания публичного отчета
Ресурсы по обеспечению проекта
Разделы доклада
Участники образовательного процесса
Администрация
Д
Общая характеристика ОУ
Состав учащихся
УВР
ВР
Структура управления ОУ, его органов самоуправления и т. д.
АХР
Педагогические и другие работники
У
КР
СП
ПО
Пс
МО
Учащиеся
Родители
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ВЫГОДЫ ОУ ПРИ РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выгода 1: Получение общественного признания.
Риски:
• Возрастание необходимости участия школы в большом количестве мероприятий на уровне города, района, области; как следствие – чрезмерная загруженность коллектива и возможное снижение общих показателей.
• Отказ от дополнительного финансирования со стороны родителей, учредителя и т. д. с мотивировкой: "Вам и так помогают много".
• Увеличение запросов и требований родителей в связи с успехами школы; как следствие – невозможность удовлетворить их все и сразу.
• Возрастание количества желающих учиться в данном учреждении; как следствие – увеличение числа учащихся, по уровню подготовки не соответствующих целевым задачам ОУ или его типу (лицей, гимназия, углубленное изучение предметов и т. д.).
• Зависть педагогов других ОУ, психологический дискомфорт при общении с коллегами соседних школ; как следствие – сокращение контактов, возможностей для обмена опытом и развития коллектива педагогов. Нездоровая конкуренция. "Звездная болезнь" коллектива или отдельных учителей.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ВЫГОДЫ ОУ ПРИ РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выгода 2: Привлечение внимания общественности и органов власти к деятельности школы, ее проблемам и успехам.
Риски:
Получение отрицательного мнения или негативной реакции общественности в связи с недостаточностью представленной информации.
Потеря учащихся, кадров, признания (при отрицательной информации).
Необходимость удержания высоких показателей и как следствие – чрезмерные нагрузки, избыточная наполняемость классов, школы.
Усиление контроля со стороны руководства. Бумажная волокита. Переизбыток внимания со стороны власти к деятельности ОУ.
Сокращение финансирования со стороны учредителя в связи с поступлением средств из других источников.
Неправильное толкование сути проблемы со стороны родителей вследствие недостаточной информации или отсутствия представлений о специфике работы ОУ и осуществлении процесса образования.
При усилении деятельности по привлечению внимания к проблемам школы дополнительная занятость педагогов, учащихся.
Преувеличение проблемы или достижения СМИ вследствие искажения фактов.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ВЫГОДЫ ОУ ПРИ РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выгода 3: Получение ресурса доверия и поддержки школы.
Риски:
Невозможность продолжить работу по успешному направлению в связи с объективными обстоятельствами (увольнение педагога, изменение штатного расписания, изменение программы и т. д.).
Возможность отказа от финансирования со стороны учредителя в пользу "слабых" – нуждающихся.
Дополнительный контроль со стороны учредителя, СЭС, налоговой, КРУ и т. д.
Нарушение сотрудничества между ОУ (директорами и педагогами). Субъективное восприятие педагогами "красивой картинки" будущей жизни школы и разочарование изза рутинной работы по ее достижению.
Несоответствие размера поддержки и требований со стороны родителей, попечителей, спонсоров и т. д. Перекладывание родителями полной ответственности на ОУ по данному вопросу.
Возможность финансовой зависимости и потери самостоятельности в принятии решений, например, в результате деятельности управляющего совета, попечителей, общественной организации и т. д.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ВЫГОДЫ ОУ ПРИ РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выгода 4: Возможность защиты от непродуманных решений органов власти (за счет формирования общественного мнения).
Риски:
Конфликт между руководителем ОУ и учредителем, представителями муниципальных органов власти (проблема малокомплектных школ, профильное обучение и т. д.).
Руководитель может оказаться как бы между "молотом и наковальней", т. к. школа являлась инициатором формирования общественного мнения.
Наказание со стороны учредителя за "сокрытие негативной информации", которая стала известна сначала общественности и только потом учредителю.
Потеря контроля над формированием общественного мнения. Возможность прихода к руководству представителей общественных объединений, реакционно настроенных или агрессивных деструктивных лидеров. Переоценка роли общественного мнения.
Большие затраты ОУ на формирование общественного мнения и небольшая отдача. Некомпетентность в вопросах воспитания, обучения и т. д. тех, кто помогает (СМИ, общественники) формировать общественное мнение. Необходимость удовлетворять ожидания разных категорий потребителей: учредителя, попечителей, родителей, учащихся и т. д.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ВЫГОДЫ ОУ ПРИ РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выгода 5: Создание системы внешней оценки деятельности школы и ее использования в целях развития школы.
Риски:
Внедрение системы оценки, которая не соответствует задачам и целям образования в школе. Несостоятельность, несоответствие критериев, по которым оценивают результативность ОУ. Критерии оценки не учитывают специфику школы.
Субъективизм оценки и непрофессионализм общественных экспертов. Ущерб основной деятельности и реальному качеству образования. Завышение показателей или сокрытие отрицательных фактов. Новая область деятельности ОУ требует проведения эксперимента, затрат людских, временных и финансовых ресурсов.
Публичные отчеты о состоянии и результатах деятельности системы образования на всех уровнях позволяют сделать образование более открытым для общественности, дает возможность адекватнее оценить качество образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями и выявить привлекательность/непривлекательность образовательных проектов для родителей, учащихся, социальных партнеров и учредителей.