Оптимизация процесса принятия управленческого решения на основе аналитико-диагностической деятельности
Оптимизация процесса принятия управленческого решения на основе аналитико-диагностической деятельности
Данная презентация способствует эффективности аналитико-диагностической деятельности руководителей образовательных организаций. Роль директора в аналитико-диагностическом процессе определяется, как правило, глаголами: направляет, координирует, регулирует, изучает, интерпретирует, оценивает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оптимизация процесса принятия управленческого решения на основе аналитико-диагностической деятельности»
Оптимизация процесса принятияуправленческого решения на основе аналитико-диагностической деятельности
Громак Н. И., заведующий отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования
Аналитико-диагностическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности
Без педагогического анализа невозможно объективно изучить состояние учебно-воспитательного процесса, проконтролировать деятельность педагогического коллектива, определить задачи, планы, т.е. выработать на научной основе рекомендации по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.
Оптимизация процесса принятияуправленческого решения — это
система организационных условий, которые обеспечивают принятие управленческого решения, направленного на достижение наилучшего результата в процессе эффективного взаимодействия субъектов управления;
уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать правильное решение- значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки.
Оптимизация решения-это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат.
Оптимальное решение-это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Управление- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля.
«…Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования»–
это высказывание М.Поташника должно стать отправной точкой по выстраиванию деятельности образовательной организации в данном направлении
МОНИТОРИНГ–– стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития
Черты управленческого решения:обоснованность своевременность комплексность подхода законность четкая формулировка задач посильность исполнения преемственность и непротиворечивость по отношению
к ранее принятым решениям.
Управленческое решение
Цель управленческого решения –обеспечить достижение реализации поставленных перед организацией задач
Рациональность
Рациональное решение
Рациональное решение
Суждение
Решение основанное на суждении
Решение основанное на суждении
Интуиция
Интуитивное решение
Интуитивное решение
Интуитивные решения- выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации.
Решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. В сложной ситуации суждение может оказаться неверным, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума, и он не в состоянии их все охватить и сопоставить.
Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Этапы рационального решения
Диагностика проблемы
Формулировка критериев
Выявление альтернатив
Оценка альтернатив
Выбор одной из альтернатив
Оптимизация процесса принятия управленческого решения вобразовательных организациях
эффективно может осуществляться на основе
мониторинговых исследований
и методов, основанных на сотрудничестве и
творческом взаимодействии руководителя и других субъектов управления,
активизации их профессионального и
интеллектуального потенциала
Ключевой трендмировой образовательной политики –регулярный мониторингкачества образования
Повышение качества результатов образования на разных уровнях
Создание современной системы оценки качества образования
Международный стандарт
Основополагающим стандартом серии стандартов качества являются документы
Международной организации по стандартизации
(International Organization for Standardization, ISO)
Серия стандартов в диапазоне номеров9000-11000была определена для стандартов по системам
управления качеством
Международные сравнительные исследования качества образования
PIAAC — Программа международной оценки компетенции
взрослых
TIMSS — Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования
PIRLS — Международное исследование качества чтения и понимания текста
ICCS — Международное исследование качестваграждановедческогообразования
TALIS — Международное сравнительное исследование учительского корпуса
ICILS — Международное исследование компьютерной и информационной грамотности
Донецкая Народная Республика«Закон об образовании»
Качество образования—комплексная характеристикаобразовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
Результаты
Условия достижения результатов
Стандарт ISO 9000
Стандарт ISO 9000
Качество– степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям
Менеджмент качества– это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству
Постоянное улучшениесистемы менеджмента качества
Потребители (и др. заинтересованные стороны)
Потребители (и др. заинтересованные стороны)
Планируй
Действуй
Ответственность руководства
ISO 19011
Удовлетворенность
Измерения, анализ и улучшение
Управление ресурсами
Требования
ISO 10015 ISO 10019
ISO 10004 ISO 10012 ISO 10017
ISO 10001, ISO 10002, ISO 10003
Контролируй
Делай
Выход
Вход
Выпуск продукции
Продукция
ISO 10001 ISO 10002 ISO 10003
ISO 10005
ISO 10006
ISO 10007
ISO 10017
Основные положения для введения СМК:
ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004 Принципы менеджмента качества, ISO справочники
10
Мониторинг системы оценкикачества образования –
процедура, предполагающая определения соответствия систем оценки качества образования на уровне
РЕСПУБЛИКАНСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка качества образования
Оценивание–это сопоставление полученных результатов с предполагаемыми или заданными по определенным критериям или как качественный анализ деятельности относительно реализации целей
Внешняя оценка
Внутренняя оценка
10
Внешний выборочный мониторинг
онлайн-марафон обучающихся
web-опрос педагогических работников
интернет-опрос родителей обучающихся
Алгоритм проведения внешних мониторинговых исследований
Инструментарий для педагогических работников к проведению мониторинга в форме онлайн-опроса (марафона)
Зайти на блог отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО»http://omkoridp.blogspot.com/в указанную дату и удобное для респондентов время.
На главной странице блога выбрать необходимую ссылку.
Заполнить электронную форму онлайн-опроса (марафона).
После ответа на все предложенные вопросы нажать кнопку «Отправить».
Сохранение ответов производится автоматически, с учетом всех
последних внесенных изменений. (При запросе «Отправить ещё один ответ» повторное заполнение не требуется).
Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения
Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону:
стандарту, норме, требованию
Мониторинг уровня социализации личности
Данные мониторинга должны обеспечить возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем
Web-коллегиум креативной педагогики
16.12.2016.
22.02.2017.
Вебинар«Создание мониторинговой системы отслеживания результатов образовательной деятельности как индикатора качества инновационной образовательной системы”
15.02.2017.
Вебинар«Новые стандарты – новая система оценки образовательных достижений»
Интернет-семинар«Мониторинг качества обучения: особенности в системе дополнительного образования»
Интернет-семинар«Мониторинг качества обучения: особенности в системе дополнительного образования»
Web-коллегиум креативной педагогики
01.03.2018. Вебинар
05.04.2018.
11.10.2018.
«Организация и проведение
Wеb-мастерская«Система внутреннего мониторинга образовательной организации как базовая основа оценки качества образования»
Вебинар
онлайн-опроса педагогических
«Электронный мониторинг
работников и обучающихся»
качества образования»
Виды педагогическогомониторинга
Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса
Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса
Виды педагогическогомониторинга
Мониторинг социально-психологический–слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп
Мониторинг управленческий -слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОДО; педагог - педагог; педагог - обучающийся; педагог – семья.
Существует несколько определений
понятия мониторинга
Мониторинг– это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения
Мониторинг– это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого учащегося, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата
Мониторинг- это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения
Применительно к образовательной организации можно выделитьтакие направления мониторинга:
по целям
по этапам обучения
по временной зависимости
по охвату объекта наблюдений
по организационным формам
Направления мониторингав образовательной организации
По организационным формам:
индивидуальный
групповой
фронтальный
Цель мониторинга:
проанализировать и оценить результативность обучения
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования
проанализировать успешность обучения
обобщить опыт, избежать в будущем ошибок
Внутренний мониторингнацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы:
соответствует ли ОО требованиям детей,
их родителей, педагогов?
Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения
и общим целям образования?
Основными инструментами
внутреннего мониторинга являются
самоанализ, анкетирование, обсуждение
Мониторинг образовательного процесса:
Образовательная среда
Образовательные технологии
Результаты образовательного процесса
Результаты воспитательного процесса
Эффективность оперативного и
стратегического управления
Обучающиеся
Администрация
Объекты мониторинга
в образовательной
организации
Родители
Учителя и другие педагогические
работники
Материально-техническая база
Предмет мониторинга – динамика изменения результата
Предметом мониторингана уровне ребенкамогут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других
Предметом мониторинга на уровне педагогамогут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.
Предмет мониторинга на уровне учреждения- реализация целей деятельности ОО и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности
Технология организации мониторинговой деятельности
1 этапВыявление возможностей и условий мониторинговой деятельности в ОО
2 этапРазработка заданий на мониторинг и программы мониторинговой деятельности
3 этапСоздание банка информации по реализации программы мониторинга
7 этапРазработка комплекса управленческих мероприятий (решений) по результатам реализации программы мониторинга
Система оценки качества образования в ОО
Контрольно-
Результаты
оценочная
самообследования ОО
деятельность
Внутренние
соцопросы
Публичные отчеты
Внутренние
мониторинги
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
учебной
внеурочной
воспитательной
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
учителя
классного руководителя
других педагогов
РЕЙТИНГИ
ПОРТФОЛИО
Мониторингв образовательной организацииможет быть представлен двумя уровнями
Мониторинг первого уровня(индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого учащегося и классного коллектива в целом или по определённым направлениям
Мониторинг второго уровня(внутришкольный) осуществляет администрация образовательной организации
Внутренняя оценка качества образования осуществляется в процессе:
внутришкольного контроля
самоанализа деятельности
мониторинга результатов деятельности
Структура процессоввнутреннего контроля
Форма контроля –это способ организации контроля
Форма контроля –это способ организации контроля
При способе организации внутреннего контроля в образовательных организациях применяют шесть различных форм контроля
Комплексно-обобщающий анализ - это оценка (одновременная) основной дидактическойцели урока и структурных элементов
Примерная схема анализа урока
Организация урока:организационная четкость урока; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к уроку; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы урока.
Личностные качества учителя:морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.
Эффективность обучения:степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели урока; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями учащихся; домашнее задание.
Эффективность деятельности учащихся:реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.
Метод контроля — это способпрактического осуществления контролядля достижения поставленной цели
Инструментарий мониторинга:
экзамены, контрольные работы
анкетирование, тестирование
опрос, интервью, беседа
наблюдение
метод педагогического эксперимента
метод хронометрирования
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО
Мониторингучастия актива класса в самоуправлении
Оценивание педагогических умений классного руководителя
Критерии
социализации
Социальная
Социальная
Социальная
адаптация
автономизация
активность
Социальная адаптация - активное приспособление
индивида к условиям среды
Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся
младшего школьного возраста
Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся среднего школьного возраста
Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся
старшего школьного возраста
Социальная активность –
Готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека
Социальная автономизация -
Реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях
Педагогический мониторинг обладает особой значимостью в нескольких
взаимосвязанных аспектах
Мониторинг является необходимой составляющей «живого педагогического процесса», в котором он обеспечивает обратную связь через систематическое отслеживание состояний объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных в соответствии с диагностически значимыми критериями и показателями.
Мониторинговая информация может использоваться в управленческой деятельности, выступать основанием для принятия решений, поскольку мониторинг является информационной, диагностической, научной, прогностической системой
ПРИГЛАШАЕМ
на блог отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования
ГОУ ДПО «ДонРИДПО»
http://omkoridp.blogspot.com
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Громак Н., Зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО»