Просмотр содержимого документа
«Статья " Сопоставление результатов исследования с результатами самообследования школы TALIS"»
Сопоставление результатов исследования с результатами самообследования школы TALIS
1.Портрет педагога
TALIS-18 Россия
МБОУ «СОШ№2»
можно наблюдать небольшое снижение темпов омоложения контингента учителей
Старение кадров, средний возраст 45 лет
высокую ценность миссии педагогической профессии
В школе ведется целенаправленная профориентационная работа, которая показывает высокую ценность профессии - учитель.
2020-2021 году в школу пришли работать 4 молодых специалиста – 13%, 3 – выпускники нашей школы.
Вывод: по результат анализа исследования школьного коллектива, можно наблюдать небольшое снижение темпов омоложения контингента учителей. В нашу школу идут молодые люди, которые разделяют высокую ценность миссии педагогической профессии. Наши результаты совпадают с результатами международного исследования.
2. Педагогические практики и дефициты
Предложенные области
Процентная доля учителей
Опытные учителя
Молодые учителя
Поддержание обучающихся с помощью цифровых технологий
37%
63%
Варьировать методы преподавания в классе
41%
59%
В случаи затруднений учащихся объяснять новый материал иным способом
62%
38%
Использовать различные методы оценивания
51%
49%
Мотивировать учащихся, которые демонстрируют низкую заинтересованность в своем обучении
61%
39%
Контролировать соблюдение учащимися правил на уроке
66%
34%
Вывод: Результаты анкетирования показали, что учителя нашей школы уверены в своей способности, управлять происходящим на уроке. Большой процент учителей используют ИКТ во время работы в классе, хотя методы активного обучения по-прежнему применяются сравнительно нечасто. Возможно, ограничения в вариативности применения современных педагогических технологий приводят к тому, что половина учителей испытывает трудности с повышением мотивации у обучающихся, демонстрирующих низкую заинтересованность в собственном обучении.
При этом молодые учителя менее уверены в своем профессионализме, по всем изучаемым направлениям (кроме способности поддерживать обучение при помощи цифровых технологий) чем опытные. Наши результаты совпадают с результатами международного исследования.
3. Повышение квалификации
Образовательные области
TALIS-18 Россия
МБОУ «СОШ№2»
Общая педагогика
93%
85%
Содержательная область некоторых или всех предметов, которые я преподаю
95%
86%
Методика преподавания некоторых или всех предметов, которые я преподаю
92%
79%
Педагогическая практика по некоторых или всех предметов, которые я преподаю
88%
60%
Обучение метапредметным навыкам
82%
75%
Мониторинг развития и обучения учащихся
71%
69%
Использование в преподавании ИКТ
95%
74%
Вывод: По результатам исследования видно, что результаты нашей школы совпадают, с результатами международного исследования. Есть проблемы нехватки компетентности по вопросам инклюзивного образования. Сегодня доступны разнообразные инструменты повышения квалификации. В 2020-2021 году многие наши педагоги прошли дистанционную курсовую подготовку.
4. Наставничество в школе
В нашей школе реализуется программа наставничества «Учитель- учитель». Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики нашей школы.
5. Самоэффективность и профессиональное сотрудничество учителей
Участие в конкурсах
Муниципальный
17%
Региональный
15%
Всероссийский
13%
Международный
10%
Участие в профессиональных сообществах
Муниципальный
80%
Региональный
77%
Всероссийский
62%
Наблюдение за занятиями других учителей и их обсуждение
Муниципальный
20%
Региональный
12%
Вывод: Культура сотрудничества и взаимной поддержки, в том числе по заявлению самих учителей, является ценным ресурсом и обеспечивает благоприятный контекст для внедрения инноваций в практики преподавания.
Сопоставление результатов исследования с результатами самообследования школы TIMSS
Основной целью международного исследования TIMSS является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.
В исследовании TIMSS было выделено пять уровней подготовки: ниже низкого, низкий, средний, высокий и высший.
Уровни подготовки
уровни
ТIMSS
Школа
ТIMSS
Школа
4 класс
8 класс
Математика
Ниже низкого
1
5
4
7
Низкий
8
10
16
18
Средний
30
50
32
57
Высокий
41
34
32
12
Высший
20
11
16
6
Естественные науки
Ниже низкого
1
4
3
6
Низкий
7
10
15
17
Средний
29
35
34
42
Высокий
45
36
35
26
Высший
18
14
13
9
Математика
Сравнение распределения российских четвероклассников и четвероклассников нашей школы по уровням достижений позволяет констатировать следующее:
в 2019 году 15% – учащихся 4-х классов школы показывает низкие результаты, что превышает на 6% данные уровни по стране. То есть 15% выпускников начальной школы, относительно которых можно обоснованно прогнозировать возможные затруднения при изучении курса математики основной школы. Очевидно, что при переходе в основную школу они нуждаются в существенной коррекционной подготовке.
Также в школе значительно ниже высокий и высший уровень достижений – 45%, что ниже на 16% по стране.
Сравнение распределения российских восьмиклассников и восьмиклассников нашей школы по уровням достижений позволяет констатировать следующее:
в 2019 году 25% – учащихся8-х классов школы показывает низкие результаты, что превышает на 5% данные уровни по стране. То есть 25% учащихся восьмых классов, имеет существенные недочеты, которые могут затруднить успешное завершение основной школы и нуждаются в корректировке при обучении в 9 классе.
Также в школе значительно ниже высокий и высший уровень достижений – 18%, что ниже на 30% по стране.
Естественные науки.
Сравнение распределения российских четвероклассников и четвероклассников нашей школы по уровням достижений позволяет констатировать следующее:
в 2019 году 14% – учащихся 4-х классов школы показывает низкие результаты, что превышает на 7% данные уровни по стране. То есть 14% выпускников начальной школы, относительно которых можно обоснованно прогнозировать возможные затруднения при изучении курса основной школы. Очевидно, что при переходе в основную школу они нуждаются в существенной коррекционной подготовке.
Также в школе значительно ниже высокий и высший уровень достижений – 45%, что ниже на 16% по стране.
Сравнение распределения российских восьмиклассников и восьмиклассников нашей школы по уровням достижений позволяет констатировать следующее:
в 2019 году 23% – учащихся 8-х классов школы показывает низкие результаты, что превышает на 5% данные уровни по стране. То есть 25% учащихся восьмых классов, имеет существенные недочеты, которые могут затруднить успешное завершение основной школы и нуждаются в корректировке при обучении в 9 классе.
Также в школе значительно ниже высокий и высший уровень достижений – 35%, что ниже на 18% по стране.
Факторы, влияющие на результаты исследований
Отношения обучающихся к предмету
Нравится
Скорее нравится
Не нравится
МА-4
65%
25%
10%
ЕСН-4
55%
35%
10%
МА-8
35%
30%
35%
БИ-8
55%
25%
20%
ХИ-8
35%
30%
35%
ФИ-8
45%
30%
25%
ГГ-8
58%
24%
18%
Данные самообследования школы показывают, что отношение к предмету оказывает большое влияние на результаты в старшей школе. Так, уже в четвертом классе была большая разница в результатах детей, которые отметили, что им нравится математика и теми, кто заявил об обратном. К восьмому классу разница между теми, кому нравится математика, и теми, кому не нравится, значительно увеличивается. В естествознании эта разница даже больше, чем по математике. Это говорит о том, программа пот этим предметам более сложная и требуется поддержка в её освоении.
Уверенность обучающихся в своих силах по предмету
Данные самообследования школы показывают, что уверенность в своих предметных возможностях - очень значимый фактор. Большая уверенность ассоциирована с повышенными результатами, при этом разрыв в результатах уверенных и неуверенных учащихся увеличивается к старшему возрасту.
Мотивация к обучению
Уверенные в своих способностях учащиеся обладают высокой мотивацией и добиваются больших результатов.
Любознательность
Уровень тяги к познанию, к новым знаниям т.е. любознательность фиксируется у учащихся начальной школы. В тех классах, где на протяжении обучения поддерживается высокий уровень любознательности, образовательные результаты выше.
Педагогические практики
Учет потребностей обучающихся и выбранная учителем стратегия коммуникации и поведения играют большую роль, если учащийся считает что учитель прислушивается к его потребностям, то результаты такого учащегося выше.
Учащиеся имеют более высокие результаты,
если:
• они хорошо мотивированы,
• не тревожны,
• верят в собственные силы и способности,
• владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения).
Вывод: В общем результаты школы ниже результатов исследования TIMSS в 2019 году.
Сопоставление результатов исследования с результатами самообследования школы PISA
Сравнительная таблица
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Средний балл
РФ 479
В школе – 467, что схоже с результатами по РФ
РФ 488
В школе – 466, что ниже, чем результаты по РФ
РФ 478
В школе – 438, что ниже, чем результаты по РФ
Гендерные различия и результаты учащихся
Девочки и мальчики показывают схожие результаты
мальчики показывают схожие результаты
мальчики показывают схожие результаты
Социально-экономические различия и результаты учащихся
Наиболее социально благополучные учащиеся показывают более высокие результаты, чем наименее социально благополучные учащиеся на 59
Наиболее социально благополучные учащиеся показывают более высокие результаты, чем наименее социально благополучные учащиеся на 65
Наиболее и наименее благополучные учащиеся показывают схожие результаты
Вовлеченность и восприятие учащихся
71% считают, что математика и естественнонаучные дисциплины важны для их будущего
32% видят, что учителя оказывают индивидуальную поддержку слабоуспевающим
20% сталкиваются с нарушением дисциплины, шумом в классе
Социальные и эмоциональные навыки
Самая сильная взаимосвязь между социальными и эмоциональными навыками и жизненным благополучием наблюдается между:
Дисциплина в класс - Любопытство
Осознание состояния своего здоровья Оптимизм
Общая удовлетворённость жизнью Оптимизм
Выводы: Результаты школы сопоставимы с результатами Российской Федерации по читательской грамотности и ниже по математической и естественнонаучной. Для улучшения результатов необходимо реализовывать дифференцированный подход. Для повышения уровня математической и естественнонаучной грамотности пересмотреть образовательные программы для неуспевающих по математике и предметам естественнонаучного цикла, внедрить технологии индивидуализации обучения, контроль достижения индивидуальных показателей развития; внедрить технологий формирующего оценивания. Внедрить технологии проектной деятельности; внедрить в программу обучения модули, включающие решение практико-ориентированных, межпредметных задач, вовлечение учителей разных предметов в профессиональное сотрудничество.