"Основа развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в МУДО ДДТ Ивантеевского района"
"Основа развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в МУДО ДДТ Ивантеевского района"
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества сегодня идет реформирование образования в России.
Повышение качества образования – системный подход. Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна и способна к обновлению, внесению корректив, обеспечивающих перспективное развитие? Эта задача довольно сложна. Решают ее в педагогических коллективах по-разному.
Активизация инновационных процессов в образовании - характерная особенность нашего времени. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Интересно то, что понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию, и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Отсюда главный тезис: инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Основа развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в МУДО ДДТ Ивантеевского района"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества Ивантеевского района Саратовской области»
«Основа развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в МУДО ДДТ Ивантеевского района»
методист МУДО ДДТ
Гончарова Валентина Владимировна
2015г
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества сегодня идет реформирование образования в России.
Повышение качества образования – системный подход. Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна и способна к обновлению, внесению корректив, обеспечивающих перспективное развитие? Эта задача довольно сложна. Решают ее в педагогических коллективах по-разному.
Активизация инновационных процессов в образовании - характерная особенность нашего времени. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Интересно то, что понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию, и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Отсюда главный тезис: инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
Развитие — процесс, направленный на изменение с целью усовершенствования. Под развитием обычно понимают:
увеличение сложности системы и качественное улучшение её структуры;
улучшение приспособленности к внешним условиям;
увеличение масштабов явления.
Иными словами:
Развитие – это процесс изменения, перехода от старого к новому, более совершенному; от простого к сложному; от низшего к высшему.
Развитие – степень сознательности, просвещенности, умственной и духовной зрелости, культурности.
Развитие – приобретение новых способностей, знаний, умений, навыков.
Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования учреждения образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания детей, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним. Поэтому, как вы сами понимаете, требования к педагогу растут с каждым днем.
В феврале этого года Министерством образования и науки РФ вынесен на общественное обсуждение проект профессионального стандарта для учителей, что уже само по себе является инновацией.
Согласно проекту стандарта (в общих чертах), учитель (думаю, что это будет соотнесено и к педагогами дополнительного образования) должен иметь высшее образование, уметь планировать уроки и анализировать их, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы учащихся, владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, отслеживать динамику развития ребенка и многое другое.
Кстати, в связи с тем, что современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность, "общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентированному воспитанию, мы должны знать, что новый Закон "Об образовании в РФ" дает возможность "особым" детям учиться в обычной школе. А это значит, что и в условиях дополнительного образования они также имеют право посещать занятия с основным составом обучающихся. Вводится так называемое "инклюзивное образование". По данным Минобрнауки России, модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в Москве, Архангельске, Улан-Удэ, Ухте, Петрозаводске, Томске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Хабаровске, республиках Северного Кавказа. И, соответственно, в скором времени владение коррекционно-развивающими методиками, видимо, станет неотъемлемой частью профессиональной компетентности каждого педагога.
Естественным образом инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, которое является полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, и выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Дом детского творчества неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Но ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в учреждениях дополнительного образования детей, да и в образовании, в общем, в первую очередь все же является педагог. В контексте инновационной стратегии обновления системы дополнительного образования детей, обеспечивающей повышение качества образования, существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований и требует четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.
Для того, чтобы изменения были действительно продуктивными, необходимо проводить работу по формированию научно – методического мышления педагога.
Комплексное и коллективное обучение даст больше результатов, чем отдельное обучение педагогов.
Таким образом, методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.
Методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, совершенствованием педагогов), на развитие творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкурентных воспитанников.
Методическая работа в нашем учреждении разворачивается в форме повышении квалификации на курсах , ав основном проблемных семинаров и практикумов, методических советов, организации деятельности методических объединений, а также путём самообразования.
В условиях модернизации системы образования (в рамках учреждения) постоянно действующий семинар является одной из наиболее продуктивных форм повышения квалификации, так как основное внимание в нем уделяется расширению профессионального кругозора, повышению уровня теоретической подготовки и освоению инновационных технологий. Необходимым элементом организации обучающих семинаров в учреждении является посильное участие всех педагогов, которым заранее раздаются задания, которые помогают развивать научно – методическое мышление, коммуникативную и поликультурную компетентности.
Показателем качества повышения профессионального мастерства педагога является вовлечение педагогов в подготовку и проведение мастер-классов на основе освоенных технологических блоков педагогики и индивидуальных подходов.
Еще одной формой проявления познавательной активности сознательного саморазвития является самообразование педагога.
Важнейшим звеном повышения квалификации педагогов дополнительного образования являются методические объединения по направлениям деятельности.
Работа с детьми требует от каждого педагога большого напряжения сил и энергии, исходя из этого создание группы единомышленников и таких условий, в которых педагоги могли бы реализовывать свой потенциал – все же является приоритетным. И методические объединения, являясь структурным подразделением образовательного учреждения, созданным для решения определенной части задач, возложенных на учреждения дополнительного образования детей иобразованным согласно направлениям деятельности, объединяют усилия педагогов и организуют взаимопомощь в целях создания эмоционально благоприятной атмосферы, удовлетворяющую желание каждого педагога участвовать в процессе обновления, атмосферу взаимопонимания, доверия и творчества, и, следовательно, обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения.
Работа методиста начинается с постановки педагогической проблемы. Каждый педагог в соответствии с этим определяет свою методическую тему и форму отчета.
Каждое методическое объединение работает в соответствии с планом на учебный год над своей методической темой.
Положительным в работе методических объединений является то, что разговор, начатый на семинарах, находит продолжение на заседаниях методических объединений педагогов. В работе методических объединений необходимо отметить рассмотрение, в том числе и других теоретических вопросов, которые влияют на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Типичными чертами заседаний методических объединений педагогов по направленностям являются актуальность обсуждаемых вопросов, желание проанализировать свою деятельность с целью устранения причин, негативно влияющих на конечный результат работы, тщательная подготовка, практическая направленность, стремление совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Если быть наиболее точным, методическое объединение:
• анализирует возможности воспитанников, результаты образовательного процесса;
согласовывает материалы для тестирования воспитанников, мониторинга;
проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых педагогами в образовательные программы;
изучает и реализует в учебно-воспитательном процессе требования нормативных документов, передовой педагогический опыт.
организует разработку методических рекомендаций для педагогов, воспитанников и их родителей;
рекомендует педагогам различные формы повышения квалификации;
организует работу наставников с молодыми специалистами;
разрабатывает положения о конкурсах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение;
оказывает помощь в подготовке к участию педагогов МО в профессиональных конкурсах, а также участвует в организации и проведении таких конкурсов.
проводит открытые занятия, мастер-классы и воспитательные мероприятия по направлениям деятельности.
организует взаимопосещение занятий.
Основными документами методического объединения являются:
План работы МО на текущий учебный год, который включает в себя: темы открытых уроков и внеклассных мероприятий, соответствующих выбранной проблеме; темы выступлений педагогов по теме самообразования, которые знакомят с новыми педагогическими технологиями и методиками; сроки проведения внутреннего контроля качества учебно-воспитательного процесса в рамках взаимопосещений занятий.
Анализ работы МО по окончании учебного года.
Протоколы заседания МО.
Портфолио МО, в котором хранятся образовательные программы, календарно-тематические планы творческих объединений, анализ работы педагога за прошедший учебный год, планы-конспекты открытых занятий, тексты выступлений по темам самообразования, сценарии различных мероприятий, афиши, возможно грамоты и т.п., что, другим словом, в полной мере рассказывает о работе методического объединения.
Работа в методическом объединении построена так, что каждый педагог имеет возможностьсистемно и полноценно проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал через разные формы работы:
круглые столы,
мастер – классы,
открытые занятия,
диспуты,
творческие мастерские,
отчёты по темам самостоятельных работ и др.
Традиционные формы повышения профессионального мастерства педагога:
самообразование;
изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
рефлексия и анализ собственной деятельности;
разработка собственных средств наглядности;
представляющей профессиональный интерес для педагога;
подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце года.
Далее педагог оформляет свои материалы в индивидуальную методическую папку -портфолио, в которой сосредоточен теоретический и практический материал по теме самообразования, разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий, а также другой материал, подтверждающий результативность работы педагога.
Невозможно достичь заметных успехов усилиями только администрации или отдельной группы педагогов, поскольку рост профессионализма, и, следовательно, качества образовательного процесса — результат деятельности коллектива единомышленников. Система творческого взаимодействия педагогов в рамках деятельности методического объединения способствует накоплению знаний, росту социальной и профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи дома творчества.
Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Гарантия качества или управление качеством образования означает поэтапное наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
А культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения.
Таким образом, возможно, существует определенная необходимость методическим объединениям взять некоторые функции на себя, например, ежегодная работа по сбору информации со всех творческих объединений по направлениям деятельности, согласно критериям.
В работе методических объединений при постоянной опоре на достижения педагогической науки приоритетными должны быть положительный опыт, учет результатов образовательного процесса (а это высокие показатели участия в фестивалях и конкурсах различного уровня) и отработка новых технологий обучения на практике, в частности технологии проектирования.
Практика показала, что благодаря активному внедрению метода проектов в работе методических объединений по направлениям деятельности, в учреждении значительно повысился творческий потенциал и профессионализм педагогов, повысился качественный уровень проведенных занятий, что привело к большей заинтересованности обучающихся к дополнительному образованию.
В конце своего выступления хотелось бы сказать еще вот что:
Качество образовательного процесса синтезируется из следующихкачеств:
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
качества потенциала обучающихся;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса, и в этомнесомненную роль играют методические объединения, которые в условиях инновационного развития Дома творчества стимулируют профессиональное развитие каждого педагога, способствуют его самореализации и повышению качества образования.