Эффективность и ресурсы инновационных процессов на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат
Эффективность и ресурсы инновационных процессов на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат
Происходящие в настоящее время существенные изменения в политике образования связаны с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики и компетентностного образования. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе инновационных подходов к его совершенствованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность и ресурсы инновационных процессов на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат »
Эффективность и ресурсы инновационных процессов на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат
Шарипова С.С. , директор школы-лицея
Происходящие в настоящее время существенные изменения в политике образования связаны с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики и компетентностного образования. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе инновационных подходов к его совершенствованию.
Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения инноваций.
Инновационный процесс понимается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
В школе-лицее №1 режим инновационного развития организации прописан в Программе развития школы. Цель развития лицея: ???
Главными условиями эффективности инновационной деятельности в условиях перехода к новой модели образовательного процесса в лицее считаем:
- системность методической работы с педагогическими кадрами по повышению профессиональных навыков и умений: так, 10 учителей лицея уже сейчас активно внедряют ведущие идеи и технологии по новым подходам обучения и преподавания.
- наличие у педагогов личного плана инновационного развития, который мобилизует его потенциальные способности: педагоги проводят систематически различные семинары, коучинги, онлайн-семинары, готовят публикации, участвуют в профессиональных конкурсах, проводят мастер – классы и открытые занятия на город.
- постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела: мониторинг и анализ плановых действий педагогов школы показывает, что ???
- создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;
- установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему, конструктивная проработка конфликтов;
- проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.
Считаем необходимым перед обозначением конкретных шагов в данной работе пояснить следующее:
- во-первых, для осуществления инновационного процесса необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива, что потребует особого внимания и дополнительных усилий всех руководителей образовательного учреждения, так как сформированная мотивация персонала (не только педагогического, но и технического) выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества;
- во-вторых, все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс.
Направленность развития лицея на овладение ключевыми компетенциями возможно при подготовленности учителя к:
обучению через активную деятельностность: в этом нам помогает самообразовательная деятельность учителей по повышению квалификации;
увеличению доли самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;
созданию условий для приобретения опыта критического мышления и достижения цели в рефлексии учебной деятельности;
применению проектных, исследовательских, проблемных методов обучения;
использованию технологии диалогового и интерактивного обучения, ИКТ;
усилению практической направленности школьного образования через деловые и имитационные игры, проектные и исследовательские виды деятельности, творческие встречи, дискуссии, круглые столы, дебаты и др.
Основной идеологией определения нового содержания школьного образования должно стать не усложнение программ школьного курса, а возможности применения предметных знаний в различных сферах будущей профессиональной деятельности выпускника школы, которую он впоследствии выберет, продолжив свое образование. На этот подход ориентирован и Национальный план действий по формированию функциональной грамотности обучающихся. Чтобы выпускник был конкурентоспособен в современном обществе, на первый план образовательных процессов выходят не ЗУНы, а развитие навыков анализа и синтеза, умение выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых проблем, развитие критического мышления, т.е. результативных востребованных знаний и компетентностей.
Способность педагога компетентно использовать метод «научить как надо учиться», который и сам по себе является важным фактором. Ученики должны развить у себя способность использовать различные средства для получения и обобщения информации, необходимой для успешной их деятельности, и потребность размышлять над ней, работать над ее содержанием и развитием. Но компетентностное образование, в связи с его опорой на индивидуальный опыт деятельности школьника, требует, чтобы ученики содействовали собственному образовательному процессу более или менее самостоятельно. Они лишь поддерживаются педагогами, регулярно проводящими консультации, экспертами («наставниками практики») или группой, что включает учеников в работу. Это, помимо развития у них большего количества общих способностей (например, инициативности, гибкости, мобильности), особенно важно и для развития компетентности в области принятия решения. Обучающиеся планируют и осуществляют собственное образование в соответствие с личными интересами и тщательно разработанными критериями оценивания учебных достижений.
Таким образом, формированию новых качеств выпускника способствует внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы, позволяющему учащимся достигать новых образовательных результатов - набора ключевых компетенций, обеспечивающих способность действовать в различных проблемных ситуациях.
В процессе перевода образовательной организации в режим развития нам представляется возможным выделить следующие этапы:
I этап. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований членами административной команды школы-лицея, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей. Как показывает опыт, самым продуктивным, для последующих действий, является вариант, когда этим «вдохновителем» является директор школы - уже формальный лидер, со своими властными полномочиями. Здесь необходимо отметить, как руководитель сочла необходимым быть в курсе тех преобразований и инноваций – директорские курсы в АО НИШ, которые я прошла в этом году тому свидетельство. ????добавить сюда свою информацию
II этап. Формирование команды — подразумевающей в нашем случае не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению того или иного новшества. В этом направлении перечислю те действия, которые способствовали успешности этапа: ?????назвать успехи школы – учащихся, учителей, внедрение авторских УМК, участие в конкурсах, соревнованиях и НОУ и др.
III этап. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности. Зачем нужны предстоящие изменения нашей конкретной школе? Что лично мы, педагоги, получим от них? Зачем нам все это нужно? - это далеко не полный перечень вопросов, которые неизбежны на данном этапе. Главное здесь заручиться поддержкой и пониманием как минимум четверти членов педагогического коллектива. Это именно та "критическая масса", без наличия которой бессмысленно и даже опасно начинать какие-либо изменения. В целом (акцентируем здесь особое внимание!) формы и методы мотивации педагогического и технического персонала определяет на данном этапе руководитель образовательной организации.
IV этап. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего образовательного учреждения.
V этап. На основе полученных результатов проблемного анализа и выявленной ключевой проблемы - выработка проектной идеи развития школы на ближайший период. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса. На этом этапе решается принципиальный вопрос: какой будет сфера будущих инноваций? Будет она касаться учебной или внеучебной деятельности? Какая из них будет приоритетной? Так, например, опыт свидетельствует, что наиболее эффективная сфера будущих инноваций для малокомплектных сельских школах - это внеучебная деятельность. Но, так или иначе, это решает и определяет сам педагогический коллектив. На выбор объекта нововведений, безусловно, повлияет и обозначенная проблема школы-лицея, которая сформулирована в Паспорте школы и Программы развития как ????.
VI этап. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации. С января 2014 года школа №1 получила статус школы-лицея, что определяет путь углубления содержания естественно-математического образования, интеграции предметных областей – в начальной ступени математика +познание мира, познание мира – выход на естествознание. ???добавьте еще информацию
VII этап. Отслеживание первых шагов по реализации инновационных идей идеи с целью коррекции последующих управленческих действий. ??? здесь опишите выполнение тех заданий по курсам ПК директоров Астаны. Например,…… Итак, перевод школы –лицея в режим инновационного развития имеет, как минимум, двойное значение:
Во-первых, это механизм формирования и дальнейшего развития инновационного потенциала педагогического коллектива;
Во-вторых, наличие в школе развивающегося педагогического коллектива рассматривается нами как необходимая гарантия, условие и средство для более эффективного и надежного обеспечения режима развития школы-лицея.
Многообразие, неоднозначность и сложность проблем, возникающих в процессе деятельности образовательных организаций, выдвигает менеджерские требования.
Создание условий для развития образовательной организации, достижение им, особенно в условиях перемен, конкурентных преимуществ способствуют переоценке взглядов на содержание, роль и значение управления инновациями.
Мы уверены, что вдумчивое отношение к инновациям, стратегическое видение объекта управления, знание конкретных его механизмов, выход из позиции "школьного завхоза" - важнейшие требования, предъявляемые к руководителям современной практикой управления, обеспечивающие индивидуальное развитие образовательной организации и выработку механизмов оптимального соотношения и сосуществования в образовательной организации двух сопутствующих режимов: развития и функционирования.
В целом, хочется пожелать всем руководителям системы образования, на каком бы уровне управления они ни находились, более тщательно и основательно заниматься проблемами своей конкретной школы, строить свою работу в направлении решения конкретных проблем перехода на инновационный режим деятельности.