Разработка общешкольного проекта с применением информационных технологий
Разработка общешкольного проекта с применением информационных технологий
Проектная деятельность в организации учебно - воспитательной работы является главной, так как направлена на развитие образовательной траектории достижений учащегося, применении современных образовательныйх технолоний в сочетании с проектной технологией обучения. В статье рассмотрены все эпаты организации проектной деятельности по созданию общешкольного проекта, способствующего созданию коллектива единомышленников, обладающих методами решения рационализаторских и избретательских задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка общешкольного проекта с применением информационных технологий »
2
Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова
Баженов В.М.
РАЗРАБОТКА ОБЩЕШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кострома
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………................................................................................6
Психолого-педагогические подходы к формированию компетенций учащихся в современном обществе…………………………………………6
Дидактические особенности применения информационных технологий в современной школе……………………………………………10
Современные педагогические технологии, способствующие формированию учащихся компетенций как набора способов деятельности………………………………………………………………….21
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ В МАСШТАБЕ ВСЕЙ ШКОЛЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………………….29
2.1 Психолого-педагогическое обоснование общешкольного учебного проекта………………………………………………………………………29
Процедуры и операции, обеспечивающие мотивированное включение учащихся в реализацию общешкольного учебного проекта………………………………………………………………………..40
Одной из основных задач модернизации образования в России является повышение качества образования, приведение в соответствие результата образования запросам личности, общества и государства. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны и информатизации общества выявилась потребность в новом понимании качества образования.
Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является нацеленность на формирование компетенций, трактуемых как набор способов деятельности.
Компетенция - это сфера деятельности или круг вопросов, в которых человек профессионально осведомлен, обладает системными познаниями и опытом работы. В условиях информационного общества необходимо не только передавать учащимся сумму тех или иных знаний, но научить их приобретать эти знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Образовательные компетенции являются следствием личностно-ориентированного подхода к образованию, поскольку относятся непосредственно к учащемуся и формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. Учащиеся, овладевая каким-либо способом деятельности, получают опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, таким образом, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Овладение субъектом определенным набором способов деятельности и ложится в основу формирования компетенции.
Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребован и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям, создание которых возможно при организации учебного процесса на деятельностной основе.
Одной из образовательных технологий, обеспечивающих организацию учебного процесса на деятельностной основе, является метод проектов.
использование отдельных учебных проектов преподавателями не обеспечивает вовлечение всех учащихся в учебный процесс на деятельностной основе;
отсутствие координации в организации активной познавательной деятельности учащихся в масштабе всей школы приводит к перегрузке учащихся, неэффективному использованию компьютерных лабораторий во внеурочное время, ограничению доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира;
в существующей на сегодняшний день классификации учебных проектов не выявлены дидактические условия, при которых возможна организация общешкольного учебного проекта;
В связи с этим актуальным представляется выявление дидактических условий для организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий, обеспечивающего вовлечение учащихся в масштабе всей школы в активную познавательную деятельность, способствующую формированию компетенций.
Проблема исследования заключается в выявлении дидактических условий, обеспечивающих организацию общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий, способствующего вовлечению всех учащихся в активный познавательный процесс.
Проблема определила цель исследования:выявить дидактические условия организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в активную познавательную деятельность.
Объект исследования:организация учебного процесса на деятельностной основе при наличии современного информационного пространства.
Предмет исследования:разработкаобщешкольного учебного проекта с применением информационных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей и администрации общеобразовательной школы по внедрению общешкольного проекта в воспитательную работу школы.
Глава 1. организация проектной учебной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию
компетенций учащихся в современном обществе
Система образования как социальная система во все времена откликается на заказ общества, государства. Социально-экономические условия жизни современной России поставили новые цели и задачи перед школой, потому что «именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, в конечном итоге, - экономический, нравственный, духовный потенциал общества» [4, С. 428]
Сегодня конкурентноспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно - ориентированного образования [5, С. 5].
Как результат образования различаются такие понятия как компетентности, ключевые компетентности, компетенции, ключевые компетенции.
Слово компетентность - производное от слова компетентный, т.е. обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий. [14,С.83]. Компетентность — это свойство человека, обладающего основательными знаниями в какой-либо области.
В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающиеся в овладении учащимся набором способов деятельности [5, С. 5].
Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетенция как результат образования предполагает овладение учащимся определенным набором способов деятельности.
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен. Например, в понятие информационной компетентции вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности [3, С.6].
В «Аспектах модернизации российской школы» ключевая компетенция - это узловое понятие, которое:
- во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
- во-вторых, в понятии компетенции заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата" (стандарт на выходе);
в-третьих, ключевая компетенция обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).
В своем исследовании мы основываемся на понятии компетенции как набора осваиваемых способов деятельности учащимися в результате организации проектной работы в масштабе всей школы.
Изменившиеся социально-экономические условия определили востребованность личностно-ориентированного подхода в обучении, основывающегося на самостоятельной, активной познавательной деятельности каждого ученика, раскрыли потребность непрерывности образования с учетом постоянно расширяющегося информационного пространства, открытости общества.
Проблема личностно-ориентированного образования - одна из главных стратегических направлений развития системы школьного образования сегодня, то есть такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования: учитель — учебник - ученик, была заменена на иную: ученик - учебник —учитель [10, С. 10].
Это подтверждает П. И. Пидкасистый в своих работах: «в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. В этом и суть личностно-ориентированного обучения [8, С. 136].
Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Изменившиеся условия обеспечили следующие возможности:
вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже из других стран мира;
свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного, независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
- постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас социальные роли.
Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения);
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. При традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника: Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства.
Таким образом, изменившиеся социально-экономические условия жизни современной России выявили потребность в новом качестве образования в условиях современного информационного пространства.
Формирование компетенций как результата образования основывается на личностно-ориентированном подходе в обучении, базирующемся на самостоятельной, активной познавательной деятельности каждого ученика, отвечающей потребности непрерывности образования с учетом постоянно расширяющегося информационного поля, открытости общества. Наиболее успешному решению этих задач способствуют новые педагогические и информационные технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе в обучении, которые и явились основой данного исследования.
1.2 Дидактические особенности применения информационных технологий в школе
В своих работах Н.В. Апатова, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Е.Н. Машбиц, Ю.А. Перервин, В.В. Рубцов указывают на то, что процесс компьютеризации становится важнейшим рычагом внедрения достижений научно-технической революции в социальную практику. Актуальной и принципиально значимой с этой точки зрения представляется проблема организации учебного процесса, ориентированного на использование новых технологий обучения и развития детей. В связи с этим наблюдаются следующие основные тенденции в ее решении, имеющие значение не только для системы российского образования, но и важное международное значение:
- понимание того, что проблема будущего образования, основанного на использовании новых информационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Необходимо научное обоснование педагогических технологий нового типа, разрабатываемых на базе электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и обеспечивающих развитие детей, их творческой активности, и введение инноваций в процесс учебной деятельности;
- формирование двух основных и наиболее перспективных подходов к решению проблемы использования компьютеров в обучении. Первый связан с проектированием и компьютерной реализацией предметно- ориентированных учебных сред в обучении, обеспечивающих развернутое моделирование содержание объектов усвоения и создание интегральных учебных предметов, второй — с созданием на основе этих сред моделей совместной и индивидуальной учебной деятельности, опирающихся на процессы коммуникации и широкое взаимодействие учителя и учащихся, самих учащихся.
Н.В. Апатова в своих работах указывает на следующие основные функции компьютера в учебном процессе:
- как средство познавательной деятельности путем внешнего (предметного) и внутреннего (умственного) моделирования;
как средство реализации наиболее полной системы учебных действий, а также их контроля и коррекции;
как средство создания новых форм учебного процесса, моделирования совместной деятельности типа: учитель- компьютер — учащиеся; компьютер — учащиеся; компьютер — группа учащихся; учитель — компьютер — группа учащихся [2, С. 228].
Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество.
Информационная компетентность — это один из основных приоритетов в целях современного общего образования.
Именно поэтому перед системой образования встает сегодня новая проблема — подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий.
Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.
Новые информационные технологии - неотъемлемая часть нашей действительности. На протяжении последних 10-15 лет огромной ценностью, как никогда, становится умение в кратчайшие сроки получить и обработать информацию. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Жизненные ситуации чаще всего бывают нестандартными.
Работа в проекте предполагает решение нестандартных задач в нестандартных ситуациях.
Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации.
Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опыта учителями, студентами, учеными. Определяющей особенностью размещенной в Интернет информации является ее оперативность и доступность для весьма широкого круга лиц.
Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст одновременно становится рабочей тетрадью.
Важнейшим дидактическим принципом является принцип научности обучения, требующий закономерной связи между содержанием обучения и достижениями современной науки. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную форму, так как данное обучение ориентировано на выявление глубинных связей между всевозможными процессами окружающего мира.
Принцип систематичности и последовательности в обучении позволяет достичь больших результатов: учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно; кроме того, при мультимедиа обучении появляется возможность реализации принципа индивидуализации обучения. Усиление активности и самостоятельности учащегося становится возможным, благодаря системе выбора им учебного процесса на всех методологических уровнях: при постановке собственных образовательных задач, выборе формы и скорости обучения.
Принцип наглядности в мультимедийной компьютерной дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Многолетний опыт обучения и психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. В мультимедиа обучении для решения этих целей используется принцип виртуализации образования. [1 ,С. 14].
Современные средства представления информации на экране персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) позволяют существенно увеличить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает, не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.
А. Ю. Петров в своих публикациях [7, С. 144] указывает на то, что возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, делая его более личностным. Он имеет возможность самостоятельно создавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.
Стремительное развитие средств информации, повышение скорости передач делает реальным применение мультимедийного Интернет в школе: «виртуальные миры» Интернет, различные трехмерные объекты, являющиеся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как WEB-страницы), а, например, комнаты музейного зала, городской площади.
Модель виртуальных миров (ВМ) — это дальнейшее улучшение модели компьютерного слайд - фильма, уже нашедшего в педагогике широкое применение, расширение ее визуальных возможностей и внедрение в нее ряда принципов, свойственных гипертексту, например:
- свобода перемещения по ВМ;
- необязательность сплошного просмотра ВМ.
Кроме того, ВМ обладает эффектом присутствия: можно выбирать угол обозрения объектов ВМ, перемещаться от одного объекта к другому.
Наибольшее распространение в Интернет получили такие средства распространения культурной и образовательной информации, как виртуальные музеи и клубы (кафе).
Виртуальный музей - это собрание WEB-страниц, расположенных не обязательно на одном WEB-сервере, содержащих каталоги и фотографии различных художественных собраний. Виртуальный музей бывает как плоским (напоминающим скорее свой каталог), так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами.
Виртуальное кафе - диалоговая страница, на которой клиенты могут обменяться мнениями по интересующим их проблемам культуры, или виртуальная комната, в которой идет живой обмен мнениями.
Таким образом, расширение культурного гуманитарного кругозора человека в соединении с Интернет происходит наиболее стремительно.
Неимоверно ускоряется и повышается качество освоения иностранного языка, ибо все получаемые тексты аутентичны, порождены носителями современного живого языка. С точки зрения психологии общения, интенсивное общение предъявляет повышенные требования к владению культурой межнационального и межсоциального общения, к пониманию партнерами соответствующих культурных, технических и социальных реалий контрагента.
Несомненно, Интернет несет в себе громадный потенциал образовательных услуг. По определению А.Ю. Петрова, услуга — это комплекс средств, продуктов и деятельности, удовлетворяющих некоторую потребность пользователя, в данном случае - абонента сети Интернет.
А.Ю. Петров выделяет следующие услуги Интернет, которые сеть может предоставить для школьного образования: вещательные; интерактивные; поисковые.
Таким образом, компьютер и коммуникационные сети заложили технологические основы для создания открытого образовательного пространства.
В своих работах П.А. Якушкин, В.Р. Лещинер, указывая на изменившиеся условия окружающего мира, определяют, что информационное пространство современной школы складывается из четырех взаимосвязанных между собой блоков:
- административной системы;
- внутришкольной сети - обменника;
- школьного Интернет - сервера;
- представления школы в Интернет;
Ибо при создании школьной информационной системы необходимо учитывать интересы всех участников процесса: администрации, учителей, учеников, родителей. П.А. Якушкин, В.Р. Лещинер, А.А. Семенов в своих статьях так определяют структуру современного школьного информационного пространства, представленную на следующей схеме:
Структура школьного информационного
пространства:
Локальная внутришкольная
сеть Интернет
Телефон (внешний и внутренний) Громкая связь (звонки, муз. оформление
Доски объявлений
Совещания Стенды
Библиотека\ медиатека
Интернет-сервер
Архивы (в т.ч. файловые)
Учебные кабинеты
Учебное телевидение
Преподаватели,
специалисты
Почта
Процесс интенсивного перехода от классической административной системы к компьютеризованному единому информационному пространству на основе клиент-серверных уже начался. Клиент-серверная реляционная база хороша тем, что ее можно устраивать постепенно и при желании даже изменить ее специализацию. Все мыслимые виды серверов баз данных успешно взаимодействуют друг с другом на уровне данных. Можно легко перенести данные с одного сервера на другой или преобразовать базу данных из одного формата в другой. Школьный Интранет можно организовать практически на любой программной и аппаратной платформе.
Достаточно иметь хотя бы небольшую локальную сеть. Центральным узлом информационного пространства может стать школьный Интранет-сервер.
Информационное пространство школы состоит из четырех блоков, реализованных разными способами. Блоки эти между собой совмещаются, движутся, подстраиваются. Первый блок - это административная система, имеющая корнями довольно давние разработки в Access'е. Второй блок- это внешний Web-сайт, представляющий Интернет- лицо школы. Третий блок- это внутришкольная сеть, всеобщее пространство для файлового обмена. В сети реализуется возможность использования ресурсов сервера для хранения и обмена рабочей информацией всеми участниками пространства при работе на любом рабочем месте. И последний, четвертый блок информационного пространства - это Интранет-сервер. Здесь находятся всевозможные материалы для уроков, проектов, справочная административная и учебная информация, вывешиваются объявления и помещаются новости. Интранет-сервер - идеальное место для стыковки всех блоков пространства, через него можно наглядно представлять, структурировать информацию, переводить ее из одной части в другую. Главное, что с помощью Интранет-сервера легко объединяются все базовые группы пользователей: и с точки зрения школьного администрирования, и с точки зрения учебного процесса.
Существует два принципиально важных аспекта этой структуры. Один- учетно-отчетный, и он накладывает на все свой отпечаток. Другой- это рабочий, школьный, ориентированный на учебный процесс. Каждый учитель для себя что-то ищет, готовит свои материалы к занятиям, и это к учетно - отчетному имеет мало отношения. Эти стороны медали, суть вещи близкие, как части единого процесса, но достаточно разные, и по аудитории запроса, и, соответственно, по ее представлению. В идеале на едином Интернет - Интранет сервере школы должна иметься полная информация для всех групп пользователей: родителей, администрации, учеников, учителей. Делать или не делать ее общедоступной- частный вопрос каждого конкретного учебного заведения.
Сервер используется для информационной поддержки уроков, проведения мультимедийных презентаций, получения и сбора информации о школе и ее учениках, ведения школьной базы данных.
На нем установлена операционная система FreeBSD 3.1 и Web-сервер Russian Apache. Пользователям сети достаточно набрать электронный адрес pl.ort.ru, чтобы получить быстрый и удобный доступ к информационным ресурсам.
Преподаватели могут хранить на сервере материалы к урокам, получать быстрый доступ к ним из любого класса школы и, если понадобится, даже за ее пределами, благодаря сети Интернет.
Учащиеся могут обратиться к библиотеке справочной информации, электронным энциклопедиям и внутренней электронной почте. Они могут разместить на сервере свою личную Web-страничку, получить почтовый адрес и личную папку для хранения информации.
Администрация школы имеет удобный способ сбора информации через электронные формы и доступ к школьной базе данных с любого компьютера локальной сети.
Кроме того, информационный сервер - полноценный Интернет-компьютер. Он используется в школе как наглядное пособие для изучения интер- и интранет - технологий.
Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения)». [9, С. 13]
В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием КТК могут быть прямыми - с компьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользователями.
Электронная почта (e-mail, сокращенно от английского electronic mail) - наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд времени до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.
В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так широко использоваться, как и телефон, радио, факс или периодическая печать. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных уголках планеты.
Электронная почта используется для пересылки текстовых сообщений или файлов (содержащих компьютерную программу, графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, электронную таблицу или даже аудио- и видеоинформацию) одному или нескольким адресатам; распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».
Таким образом, информационные ресурсы и услуги Интернет, компьютерные телекоммуникации позволяют осуществить такой подход к обучению, который:
базируется на широком общении, сближении, стирании границ между отдельными социумами; на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, на естественном желании познать новое, расширить свой кругозор;
имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатория), позволяющие познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, в процессе решения жизненно важных проблем, а также особенности разнообразных видов творчества в процессе совместной деятельности группы участников;
базируется на широких контактах с культурой других народов, с опытом других людей;
естественным образом инициирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии окружающей его среды;
стимулирует развитие как родной речи участников сотрудничества, так и овладение иностранными языками, если речь идет о международных проектах;
способствует приобретению и учащимися, и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться полезными в жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.
Итак, организация учебной деятельности, базирующаяся на новых педагогических технологиях в обучении (в частности метода проектов) в условиях современного информационного пространства, невозможна без использования информационных технологий, способствующих формированию у учащихся компетенций.
1.3 Современные педагогические технологии, способствующие формированию у учащихся компетенций как набора способов деятельности.
Одной из основных задач современной школы является достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно добывать требуемые им знания и навыки; изучение не набора фактов, а способов и технологий их получения, расширение различного рода практикумов, интерактивных и совместных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам жизни.
С этим связана необходимость расширения тех технологий образования, которые формируют практические навыки анализа информации, самообразования, обеспечивают активную социальную адаптацию к изменившимся потребностям личности и социума. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в XXI веке в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения самых разнообразных возникающих проблем;
самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Решить эти задачи помогают современные педагогические технологии. В настоящее время этот термин занял свое место в педагогическом лексиконе. Г.К. Селевко в своих работах приводит различные формулировки определения педагогической технологии. [12, С. 14].
Технология — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого- педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология — это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментарных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Под термином технология мы подразумеваем общепринятое понятие «Технология» - совокупность методов какой-либо деятельности в процессе производства определенной продукции [13, С. 132]. Если метод - это совокупность действий и операций при выполнении какого-либо вида деятельности, то технологии (педагогические технологии) - это четкая проработка этих действий и операций, определенная логика их выполнения. Применительно к педагогическому процессу технологию можно определить как совокупность методов, приемов в их логической последовательности; составляющих процесс обучения [11, С.50].
Среди разнообразных направлений наиболее адекватными поставленным целям в данном научном исследовании нам представляются следующие педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве» (cooperative learning);
метод проектов;
разноуровневое обучение;
«Портфель ученика»;
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, который реализуется во всех перечисленных выше технологиях.
Выбор этих педагогических технологий определяется следующими причинами:
- во-первых, потому, что в условиях еще существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Это технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя - при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
- во-вторых, это истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но ив чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Из всего многообразия педагогических технологий гуманистической направленности наиболее адекватным методом, способствующим формированию компетенций, нам представляется метод проектов.
Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Метод проектов именно как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию) нацелен на вполне реальный, осязаемый практический результат, оформленный тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, прагматически направленная на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цепи знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия, разных вариантов решения. Большинство учителей понимают, что программы по многим предметам перегружены информацией, которая практически никогда им может не пригодиться в жизни, но в школе отнимает массу времени и энергии на усвоение. Важно, чтобы наиболее значимые знания обязательно имели в процессе овладения ими практическое применение, наглядно иллюстрирующее, где и каким образом это знание может пригодиться ученику в жизни. Как правило, это касается интегрированного знания.
Метод проектов позволяет решать именно эту задачу наиболее успешно. Метод проектов всегда предполагает определенную совокупность учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагает презентацию этих результатов.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой - разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов [10, С.166].
На современном этапе развития школы метод проектов как технология оказался наиболее адекватным для решения педагогических задач в связи с изменившимися условиями современного общества. На сегодняшний день существуют педагогические теории и методические разработки применения метода проектов в обучении. Мы имеем теорию учебного проекта с использованием телекоммуникаций профессора Е.С. Полат, где детально разработаны дидактические принципы проекта, средства обучения, дана их типология.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования), немыслима без широкого применения информационных технологий. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [9, С. 15]
Следует отметить, что метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда "работает" небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
цель проекта;
предмет информационного поиска;
источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки");
способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и другие);
презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и другие).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и. становятся их органичной частью, модулем.
По характеру контактов проекты могут быть внутришкольные или региональные (т.е. в пределах одной страны), а также международными.
Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам). Международные проекты - это такие проекты, в которых участники проекта являются представителями разных стран.
Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами. Если говорить о необходимости интеграции в единое образовательное пространство, то такие телекоммуникационные международные проекты -верный путь туда.
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется, на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить» и т.д.). Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
Анализ педагогической литературы выявил, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает исследование и решение или исследование какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей[11,С.51].
Таким образом, метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов как педагогическая технология, включая в себя совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов, творческих по своей сути, предусматривает умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В МАСШТАБЕ ВСЕЙ ШКОЛЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
2.1. Психолого-педагогическое обоснование общешкольного учебного проекта.
Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться, изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать квалификацию, получать дополнительное образование. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо научиться приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Метод проектов или метод проблем как современная педагогическая технология, базирующаяся на деятельностной основе обучения, оказалась наиболее адекватной запросам современной школы.
При работе над проектом появляется исключительная возможность освоения способов деятельности, составляющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную компетенции.
Одной из трудностей, возникшей в ходе проектной деятельности, была нескоординированность внеклассных мероприятий, что повлекло за собой наложение одного на другое, несоотнесенность их с учебно- воспитательным планом школы. Таким образом, была выявлена настоятельная необходимость координации внеклассных мероприятий в масштабе всей школы.
Мы предлагаем следующую схему развития общешкольного учебного проекта с применением новых информационных технологий.
1этап - работа над проектами в рамках одного предмета Одновозрастные Информ. центр Учителя
группы учащихся Интернет
II этап -работа над межпредметными проектами Одновозрастные группы Информ. центр Учителя
Интернет
III этап -работа над междисциплинарным общешкольным учебным
проектом
Одновозрастные группы Информ. Центр Учителя
Разновозрастные группы Интернет
На первом этапе работы в учебном проекте группы учащихся в основном одновозрастные, и работа идет в рамках одного предмета. Проектная деятельность учащихся, основываясь на уже имеющихся знаниях, формирует потребность в получении новых и раскрывает возможности работы в команде, что отвечает задачам современной школы.
Участие в межпредметных проектах, формируя устойчивую потребность в получении новых знаний и работе в команде, выявляет возможность приобретения новых знаний из разных источников.
Например, в проекте «Нужна ли сменная обувь в школе?» могут принимать участие школьники 8- классов. Вначале они решили проверить, насколько чист воздух в школе.
В течение месяца ученики, отвечающие за эксперимент, следили за процессом, происходящим в питательной среде, вели дневник наблюдений.
Получив результаты, проанализировав их и представив в виде сравнительных диаграмм в EXCEL, участники проекта увидели, что самый грязный воздух в кабинете директора. Почему? И тут они поняли, что знаний, которые у них есть по химии, им недостаточно. Они пришли к старшеклассникам, посещающим кружок по химии, и вместе с ними уже выяснили, что причина грязного воздуха в том, что кабинет директора посещают разные люди (инспектора, пожарные, родители и т.д.), которые, конечно же, идут в уличной обуви. Тогда старшеклассники предложили им подумать, что еще могло способствовать загрязнению воздуха в этом кабинете. В результате совместной работы восьмиклассники сделали следующие выводы: воздух в кабинете директора загрязнен потому, что:
посетители приносят микрочастички пыли и грязи с городских улиц на своей обуви;
пол в кабинете покрыт некачественным ковролином, с которого трудно счищать пыль;
уборщица убирает кабинет два раза в неделю, а этого недостаточно.
Старшеклассники вместе с восьмиклассниками осуществили поиск качественных покрытий пола в Интернете по разным фирмам и порекомендовали заменить этот ковролин на более качественный, а также порекомендовали уборку в кабинете директора проводить чаще.
В результате участники проекта получили экспериментальным путем подтверждение необходимости сменной обуви в школе.
Этот пример - иллюстрация того, что организация разновозрастных групп при работе над учебным проектом — необходимость, выявленная экспериментальным путем, что возможно при организации учебно-познавательной деятельности в масштабе всей школы.
Это способствует не только получению новых знаний на основе самостоятельной работы, но и приобретению их в процессе деятельности с другими учащимися разных возрастных групп. Такая организация самостоятельной деятельности в комфортных условиях для каждого учащегося способствует развитию коммуникативных качеств, столь необходимых любому современному человеку.
Умение работать в команде - также одно из необходимых требований к будущему выпускнику, которому придется жить и работать в быстро меняющемся современном информационном поле, когда поиск решения какой-либо проблемы может быть осуществлен при совместном усилии нескольких человек.
В рамках общешкольного проекта «Мусор нашего города» ученики 6-х классов 23 общеобразовательной школы работали в минипроекте «Моя мусорная корзина». Им нужно было в течение 3-х дней определить, сколько (в килограммах) отходов в семье из трех человек, а затем подсчитать, сколько примерно (в килограммах) мусора за это время в Москве из расчета на число проживающих в этом городе. Мусор надо было рассортировать по химическому составу: био, бумага, пластик, металл, стекло и другие. Семиклассник, пожелавший присоединиться к шестиклассникам и помочь им в расчетах, самостоятельно изучив компьютерную программу EXCEL, представил полученные результаты в виде диаграммы. При помощи данной программы участники проекта смогли в максимально короткие сроки обработать большие объемы информации.
Участвуя в работе разновозрастной группы, школьники вместе анализировали полученные результаты, оформляли их, готовили презентацию, защищали свой проект на научно-практической конференции. Каждый в команде выполнял определенный объем работ. Постепенно, как в мозаичной картинке, вырисовывался результат учебного минипроекта в рамках общешкольного. Имплицитно в ходе проектной деятельности учащиеся овладевали определенным набором способов деятельности, заранее намеченным координатором проекта.
Использование новых педагогических технологий в учебном процессе школы заставило задуматься учителей над поиском такой модели обучения, которая смогла бы вовлечь всех учащихся в проектную деятельность. В отдельных учебных проектах принимали участие лишь самые активные школьники. Некоторые из них работали в двух-трех проектах, что зачастую приводило к перегрузкам учащихся. Осуществить этот замысел помогла модель общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий.
Для того чтобы учебный проект смог объединить всех учащихся, сначала на августовском педсовете учителям было предложено подумать над наиболее насущной проблемой, выявившейся на тот момент в школе.
Проблема способствовала вовлечению всех учащихся в учебный процесс на активной основе и помогла сформулировать тему будущего общешкольного проекта. Координаторы предложили участникам подумать над темами учебных проектов, которые бы обеспечивали наиболее полное исследование и решение данной проблемы. Так появились учебные проекты в рамках общешкольного, названные впоследствии как минипроекты. Минипроекты — это учебные проекты, связанные с общешкольным учебным проектом проблемой, темой, скоординированными целями, задачами, методами, базирующиеся на экспериментальной работе или учебной практической деятельности участников и направленные на достижение практико-ориентированного результата. Формирование разновозрастных групп для работы в минипроектах осуществлялось следующим образом: координатор проекта предлагал тему своего минипроекта в тех классах, где он работает. Таким образом, определялись наиболее активные участники будущего минипроекта, которые впоследствии становились консультантами. По мере углубления работы по минипроекту они обрастали участниками. Один консультант привлекал одного-двух учеников в качестве помощников, и так формировалась группа из 10-15 человек.
Чтобы участники минипроектов смогли работать с информацией, необходимо было выделить для этого время в компьютерных классах. С этой просьбой пришлось обращаться к администрации школы. Время было не просто выделено (мы назвали его как почтово-проектное время), были назначены консультанты из числа преподавателей или старших учащихся, способных проконсультировать участников проекта по тем или иным вопросам, о чем было сообщено на всех информационных стендах школы.
Некоторые учителя по ходу работы в проекте организовывали экскурсии по теме своего проекта. Таким образом, выявилась необходимость координации внеклассных мероприятий на уровне администрации школы.
Одной из обязанностей классных руководителей школы стало разъяснение необходимости участия школьников в проектной работе: проектная деятельность - это тоже учебная деятельность.
Все эти действия выявили такую модель общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий, которая способствовала вовлечению всех учащихся.
В итоге была отработана модель общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
Такая модель ОУП через реализацию минипроектов обеспечивает вовлечение наибольшего количества учащихся в учебный процесс на активной основе. Координаторы минипроектов на первоначальном этапе развития ОУП начинают формировать рабочую группу с привлечения консультантов как наиболее активных участников будущей проектной деятельности. Консультанты работают над выявлением проблемы, темы минипроекта собирают материал, обрабатывают его при помощи информационных технологий, обрастая, по мере углубления в минипроект, рядовыми его участниками через организацию самостоятельной работы в различных формах: индивидуальной, парной, групповой.
Этому способствует широко распространяемая информация о будущем общешкольном проекте через все доступные источники (радио, настенная реклама, Интранет, Интернет и т.д.), организация почтово-
проектного времени в компьютерных лабораториях школы, организация внеклассных мероприятий.
Модель ОУП
Общешкольный учебный проект (ОУП)
Дидактические условия:
- Мотивированное вовлечение учащихся в процесс выполнения общешкольного учебного проекта с использованием информационных
технологий;
-Выявление значимой проблемы участниками- парнерами в масштабе образовательного учреждения, которая подлежит исследованию и решению или исследованию в проектной деятельности;
-Проектная деятельность должна осуществляться поэтапно в различных формах организации самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся с нацеленностью на практико-ориентированный
конечный результат;
Мини-проекты
(учебные проекты
в рамках общешкольного)
Тема ОУП
Администрация школы
Координаторы и участники
Учителя
Консультанты
Группы
Компетенции:
- самостоятельные
- информационные
- коммуникативные
При использовании такой модели ОУП в учебном процессе была выявлена необходимость определения общешкольного учебного проекта и его структуры.
Основываясь на определении учебного проекта была выявлена следующая структура:
общешкольный учебный проект (ОП) — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров,
- реализующая концепцию данного образовательного учреждения,
- имеющая скоординированные цели, задачи, методы, формы классной и внеклассной работы,
- базирующаяся на экспериментальной работе или учебной практической деятельности участников,
- направленная на достижение общего результата деятельности, который выражается в совместном создании реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта,
- нуждающаяся в координации всех управленческих структур школы.
Такое определение общешкольного проекта связано, прежде всего, с количественным составом участников, так как такая проектная деятельность нуждается в координации всех вовлеченных. В определении учебного проекта сказано лишь об учениках — партнерах. Работа в общешкольном проекте предполагает координацию проектной деятельности в масштабе школы, а значит, это должно найти отражение не только в учебно-воспитательном плане школы, но и в тематических планах учителей. Как показал опыт, это предупреждает дублирование минипроектов, перегрузку учащихся и учителей, распределяет равномерную загрузку компьютерных лабораторий.
Соответственно в тематике общешкольных проектов нашла отражение концепция данного образовательного учреждения: «Транспорт города», «Мусор нашего города», «Здоровье нашего города», «Школа прошлого, настоящего и будущего»,-« У меня растут года...»,«Роботы».
Учебная деятельность над этими общешкольными проектами была нацелена на овладение учащимися определенным набором способов деятельности в области самостоятельной, познавательной, информационной, коммуникативной.
Такая технология, как ОУП, способствует реализации концепции образовательного учреждения. Например, школа, специализирующаяся в области иностранных языков, будет применять Интернет - технологии для создания языковой среды посредством организации проектной деятельности. Электронная почта позволит соединить учащихся разных непосредственно с носителями языка и общаться в интерактивном режиме.
Сельская школа станет действительно центром досуга, а информационные технологии расширят рамки школьных кабинетов до размеров всей планеты.
Общешкольный учебный проект с применением информационных технологий, способствующий организации учебного процесса на деятельностной основе наиболее адекватен запросам современного общества в условиях существующего информационного поля.
2.2. Процедуры и операции, обеспечивающие мотивированное включение учащихся в реализацию общешкольного учебного проекта.
Анализ современной педагогической литературы показал, что в работах Е.С. Полат, И.Д. Чечель, Л.Б. Переверзева, А.А. Мункуевой, B.C. Назаренко, М.Ю. Бухаркиной говорится о некоторых условиях организации проектной деятельности.
В трудах Е.С. Полат [7,С.68] они определены как требования к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использования в ходе совместного исследования методов «мозговой
атаки», «круглого стола»);
-выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных,
наблюдений и пр.);
-обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций,
защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
-сбор, систематизация и анализ полученных результатов, их презентация;
-выводы, выдвижение новых проблем исследования.
И.Д. Чечель, считая, что современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, выделяет в качестве главных составляющих проекта [15, С.11.]: четкость и конкретность постановки цели; планируемые результаты; констатацию исходных данных.
В.М. Назаренко выделяет следующие признаки проекта[6, С.40.]: жизненная задача (проблема, ситуация); исследовательский подход к изучаемым явлениям; коллективная (групповая) форма деятельности; завершенность работы.
Словарь современного русского языка так трактует слово признак - показатель, знак, примета, по которым можно узнать, определить что-то, а требование - это правило, условие, обязательное для выполнения [14,С.83].
То есть, вычленяя дидактические условия учебного проекта, мы основываемся на определении требований учебного проекта, данного Е.С. Полат, потому что ни один из перечисленных выше авторов не дает более полного перечня правил, при которых возможна организация учебного проекта. Эти требования для организации проектной деятельности определены для отдельных учебных проектов, что влечет за собой очень часто неэффективное использование учебных проектов и тормозит применение новых педагогических технологий в масштабе всей школы. В свете поставленных государством задач перед современной школой возникла необходимость определить дидактические условия, при которых возможна организация учебного процесса на деятельностной основе.
Данные психолого-педагогических исследований показывают, что новые знания формируются не аддитивным путем (т.е. не простым наложением новых знаний на уже имеющиеся), а через перестройку, переконструирование прежних знаний, отказ от неадекватных представлений, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез.
Дидактическими условиями для организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий могут являться:
- мотивированное вовлечение всех учащихся в процесс выполнения общешкольного учебного проекта с использованием информационных технологий;
- выявление значимой проблемы участниками-партнерами в масштабе образовательного учреждения, которая подлежит исследованию и решению или исследованию в проектной деятельности;
- проектная деятельность должна осуществляться поэтапно в различных формах организации самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся с нацеленностью на практико-ориентированный конечный результат.
Например, в рамках общешкольного проекта «Школа прошлого, настоящего и будущего» можно организовать 42 минипроекта:
Школа в рисунках и макетах в представлении учащихся 6-7 класов.
Античное наследие в образовании.
Образование в России в 19 веке.
Образование в России в начале 20-го века (до 1917 года).
Образование в России в 30-е годы.
Современное образование в моей стране.
Проблемы гениальных детей в образовании.
Обучение детей с ограниченными возможностями.
Идеальный учитель в моем представлении. Идеальный ученик в моем представлении.
История возникновения числа.
Информационные технологии в образовании.
Спорт в школе прошлого и настоящего.
Мотивация обучения в школе.
Подготовка выпуск WEB-страницы по проектному дню. Подготовка экспресс-материалов по проектному дню.
Школа — мой второй дом.
Подготовка и выпуск логотипа «Технологическая школа в XXI веке.
Формы самоуправления в современной школе
Традиции нашей школы.
Представления об идеальной школе.
Возможна ли школа на дому?
Экологические проблемы современной школы.
Естественно-научные дисциплины в школе.
Информационные технологии в образовании» (создание рабочей тетради
для лабораторных работ по физике).
Школа как ступенька к получению образования в Израиле.
Проблема занятости школьников.
Проблема курения в современной школе.
Сленг в жизни школьника.
Что такое факультатив?
Компьютер и интернет в XXI веке».
Подготовка и выпуск видеоматериалов по общешкольному проекту.
Из тематики мини-проектов видно, что такое разнообразие позволило каждому учащемуся найти проект, что в свою очередь обеспечило реальное включение всех учащихся в проектную деятельность.
Координация проектной деятельности со стороны администрации в контакте с классными руководителями помогла исключить проблемы, возникающие при организации отдельных учебных проектов преподавателями, о которых говорилось выше.
№
Тема общешкольного проекта
Проблема
Кол-во проектов в рамках общешкольного
1.
«Транспорт мегаполиса»
Проблема транспорта мегаполиса.
8
2.
«Мусор нашего города»
Проблема утилизации мусора.
21
3.
«Здоровье нашего города»
Проблема здоровья жителей мегаполиса.
18
4.
«Школа прошлого, настоящего и будущего»
Проблемы современной школы.
42
5.
«У меня растут года...»
Проблема выбора профессии.
24
Как видно из таблицы, во всех общешкольных проектах присутствует проблема. Но наибольшая, активная учебно-познавательная деятельность проявляется в тех проектах, где проблема более близка и понятна учащимся.
Для организации учебно-познавательной деятельности и учащихся в рамках всей школы при определении темы проекта необходимо иметь в виду, что проблема должна быть связана с особенностями данной школы, учитывающими тип образовательного учреждения, определенную подготовленность педколлектива к использованию новых педагогических технологий, материально-технический уровень данного образовательного учреждения.
Проблема также может быть связана с итогами, достигнутыми в конце учебного года. При анализе работы за год, становятся ясны как успехи, так и недостатки, просчеты, недоработки ушедшего года, то есть определяется тот круг проблем, над которыми предстоит работать. Из этого круга проблем надо выявить наиболее важную, решение которой жизненно необходимо педколлективу и достаточно мотивировано для учащихся. Тогда в конце учебного года при подведении итогов работы педколлектива и вычленении проблемы легко определить тему будущего общешкольного учебного проекта, которая была бы педагогически обоснована, и работа над ней могла бы охватить все школьные структуры.
Проблема должна быть широкой, чтобы каждый из учителей-предметников смог внести свою лепту в ее решение. Вовлечение учителей в работу над проектом в масштабе школы должно строиться на понимании необходимости и важности организации такой деятельности учащихся в свете задач, стоящих перед школой сегодня. Не последнюю роль в этом играет позиция администрации школы. Она должна быть основана на хорошем знании потенциала педколлектива, чтобы каждый учитель мог проявить свои организаторские способности на уровне консультанта, координатора и старшего товарища для учащихся. Организация работы учащихся в проекте требует от учителя большой предварительной подготовки и предполагает высокий уровень квалификации.
Решение проблемы должно найти отражение в учебно-воспитательном плане образовательного учреждения, что поможет скоординировать работу в масштабе всей школы и позволит избежать перегрузок, как учителей, так и учеников. Включение общешкольного учебного проекта в учебно-воспитательный план школы способствует более четкой организации работы компьютерных классов в учебное и в неучебное время. Необходимо выделить время в таких кабинетах для самостоятельной работы учащихся над проектами и организовать дежурство преподавателей или старших учеников в качестве консультантов.
Решение проблемы, заявленной в проекте, может осуществляться как на уроке при создании проблемной ситуации, так и во внеурочное время, поэтому необходимо соотнесение работы в проекте с тематическими планами учителей.
Заключение
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. При традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника: Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства.
Современный этап развития системы образования требует подготовки творчески думающей, легко адаптирующейся личности к новым социально – экономическим условиям. Современный ученик должен обладать высоким уровнем сформированности проектировочных и конструктивных умений. Основной педагогической технологией, позволяющей развить данные умения является проектная технология.
Создание, разработка и реализация общешкольных проектов не только развивает креативные возможности учащихся, но и позволяет улучшить всю воспитательную работу школы, способствует созданию действенного образовательного пространства и субъект – субъектной развивающей среды.
Список литературы
Алейникова О.А., Волох А.С. Авторские мультимедийные учебно- методические пособия в образовании. //Образование в современной школе.- 2002, №4. - С.14.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: ИСО РАО, 1994.- 228с.
Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2001.-6 с.
4. Гершунский Б.С. Философия образования – М.: Флинта,1998. – 428 с.
5. Григоренко Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности: Автореф. дис. канд. псих. наук. — М., 1989. — 21с.
6. Назаренко В.М. Учебный проект в экологическом образовании. Методология учебного проекта. - М.: МИПКРО, 2000. - С.40 .
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Ю. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М., Академия, 2002. – С.68-79, 144.
8. Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. Изд. 2-е., 2001. — 212 с.
13. Современный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1985.-С. 132.
14. Словарь современного русского языка. - М.: Русский язык, 1987. - С.83,491.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Общешкольный учебный проект с применением информационных технологий «Школа прошлого, настоящего и будущего».
Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, готовить человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, практической жизни общества.
Быстро меняющиеся условия жизни, развитие высоких технологий, постоянно расширяющееся информационное пространство - это приметы современного общества, в котором придется жить сегодняшним ученикам.
Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX — середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
За последние 10-15 лет компьютеры стали повседневной деталью быта, Интернет вошел практически в каждый дом, компьютерные игры превратились в основной вид досуга школьников, требование владения основными офисными технологиями стало обязательным элементом любой должностной инструкции. Стало повседневностью полиграфическое качество печати любых документов, интуитивное использование гипертекстовых ссылок при чтении, широкое распространение мультимедийных интерактивных продуктов (фильмов, телепередач, компьютерных программ и т.п.), контекстный поиск в Интернете и многое другое.
Новые информационные технологии - неотъемлемая часть нашей действительности. На протяжении последних 10-15 лет огромной ценностью, как никогда, становится умение в кратчайшие сроки получить и обработать информацию. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Жизненные ситуации чаще всего бывают нестандартными.
Новые педагогические технологии предполагают решение нестандартных задач в нестандартных ситуациях.
Одна из главных задач школы - достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно добывать требуемые им знания и навыки; изучение не набора фактов, а способов и технологий их получения, расширение различного рода практикумов, интерактивных и совместных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам жизни и т. д.
Роль школы как базового звена чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение.
Формирование заявленных государством «ключевых компетенций» в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах, — насущная задача, стоящая перед современной школой.
Успешному решению этих задач способствуют современные педагогические технологии, такие, как: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разно-уровневое обучение; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, который реализуется во всех перечисленных выше технологиях.
Метод проектов как технология способствует формированию ключевых компетенций, выступая в качестве ведущего. Метод— это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне: реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Что же такое учебный проект? В понятии этого термина мы основываемся на определении, данном профессором Полат Е.С.: «Учебный проект - это совместная, учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Но широкое использование различных учебных проектов одновременно может привести к дублированию проектов, перегрузке учащихся и учителей, несогласованности в организации работы компьютерных классов и внеклассных мероприятий.
Основываясь на определении учебного проекта, данного профессором Е.С.Полат, мы пришли к следующему определению:
общешкольный учебный проект (ОП) - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров,
-реализующая концепцию данного образовательного учреждения,
-имеющая скоординированные цели, задачи, методы, формы классной и внеклассной работы,
-базирующаяся на экспериментальной работе или учебной, практической деятельности участников,
-направленная на достижение общего результата деятельности, который выражается в совместном создании реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.
-нуждающаяся в координации всех управленческих структур школы.
Организация учебно-познавательной деятельности невозможна без создания следующих дидактических условий:
необходимые:
- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
-организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся;
-поэтапное планирование, нацеленное на конечный результат;
дополнительные:
-научное руководство и координация
Нашей средней общеобразовательной школе №1299 с углубленным изучением образовательной области знаний «Технология» в 1999 году исполнилось 5 лет, и появилось желание оглянуться на пройденный путь, посмотреть, что состоялось в ней, какие задачи были решены, и какие задачи определились на год празднования нашего небольшого юбилея. Иными словами говоря, обозначилась проблема- что хорошо и что плохо в нашей школе. Педколлектив принял решение в совместном творческом усилии учеников и учителей на деятельностной основе рассмотреть проблемы современной школы, вычленить наиболее важные и попробовать решить их, выработав предложения по улучшению работы школы. Но, рассмотрев эту проблему попристальнее, педколлектив понял, что невозможно начать работу, не проанализировав то, что было раньше. Так родилась тема «Школа прошлого, настоящего и будущего». Самое интересное было то, что тема пришла от учеников - это было их желание - поработать над проблемами школы.
Проект проходил в два этапа:
1-й этап назывался «Школа прошлого и настоящего»;
2-й этап - «Технологическая школа в XXI веке».
Основная цель проекта была — познакомить учащихся с проблемами образовательных систем в разных странах (на первом этапе) и с проблемами нашей школы (на втором этапе).
Основная задача - научиться работать с большими объемами информации, используя новые информационные технологии.
Темы первого этапа мини-проектов:
Школа в рисунках и макетах в представлении учащихся 6-7 классов.
Античное наследие в образовании.
Образование в России в 19 веке.
Образование в России в начале 20-го века (до 1917 года).
Образование в России в 30-е годы.
Современное образование в моей стране.
Проблемы гениальных детей в образовании.
9. Обучение детей с ограниченными возможностями.
12.Идеальный учитель в моем представлении. нумерация
13.Идеальный ученик в моем представлении.
16.Информационные технологии в образовании.
17. Спорт в школе прошлого и настоящего.
18.Мотивация обучения в школе.
19.Подготовка выпуск WEB-страницы по проектному дню.
20.Подготовка экспресс- материалов по проектному дню.
Темы второго этапа минипроектов были следующими:
«Школа-мой второй дом».
«Подготовка и выпуск логотипа «Технологическая школа в XXI веке».
«Формы самоуправления в современной школе»
«Правила для учащихся Технологической школы».
«Традиции нашей школы».
«Представления об идеальной школе».
Возможна ли школа на дому?
«Экологические проблемы современной школы».
«Естественно-научные дисциплины в школе».
«Информационные технологии в образовании» (создание рабочей тетради для лабораторных работ по физике).
11нумерацияч
«Проблема курения в современной школе».
«Сленг в жизни школьника».
«Личностное общение в школе ОРТ». 16.« Что такое факультатив?»
17.Читательская конференция по проблемам подготовки и выпуска
общешкольного журнала.
18 «Компьютер и интернет в XXI веке».
22.Подготовка и выпуск видеоматериалов по общешкольному проекту.
Приложение №2
Анкета для учителей, принимавших участие в эксперименте по выявлению дидактических условий при организации проектной деятельности учащихся.
1. Что активизирует учащихся в ходе проектной деятельности?
- наличие проблемы;
- наличие идеи;
- наличие темы.
2. При планировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся в ходе проекта надо учитывать:
- групповую деятельность;
- парную;
- индивидуальную;
- индивидуальную, парную, групповую.
3. Что способствует лучшей организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при использовании метода проектов?
- поэтапное планирование с нацеленностью на конечный результат и последующей презентацией;
- поэтапное планирование;
- конечный результат проектной деятельности с последующей презентацией.
Приложение №3
Анкета для школьников, принимавших участие в эксперименте по организации проектной деятельности в школе.
1. Во время проектной работы происходило ли обсуждение совместной деятельности?
- да
- нет
- другое
2. Распределялись ли обязанности внутри группы участниками проекта?
- да
- нет
- другое
3. Оказывалась ли помощь участниками проекта друг другу во время проектной работы?
- да
- нет
- другое
Приложение №4
Анкета для учащихся.
1. Я предпочитаю работать в проекте:
- один
- в паре
- в группе
2. Работая в проекте, изучил(а) новые информационные технологии
- да
- нет
- другое
3. Осуществлял(а) поиск и обработку информации в проекте при помощи информационных технологий
- да
- нет
- другое
4. Работал(а) в проекте самостоятельно
- да
- нет
- другое
5. Во время работы в проекте получил новые знания
- да
- нет
- другое
Приложение №5
Творческие задания по литературе, предложенные участникам-партнерам 8-10 классов для выявления умения вычленять проблему
1. 8-й класс
Задание: прочитать отрывок; выявить проблему, поднятую автором, привести аргументы, доказывающие наличие данной проблемы. А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Сказка об орле и вороне.
2. 9-й класс
Задание: прочитать отрывок; выявить проблему, поднятую автором, привести аргументы, доказывающие наличие данной проблемы. М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Глава «Княжна Мэри». Дуэль Печорина и Грушницкого.
3. 10-й класс
Задание: прочитать отрывок; выявить проблему, поднятую автором, привести аргументы, доказывающие наличие данной проблемы.
Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». Том 1, глава 25. Отъезд князя Андрея Болконского на войну.
Приложение №6
Использование метода проектов в учебном - воспитательном процессе
современного образовательного учреждения (для учителей-предметников)
72 часа
Пояснительная записка
Целевой курс «Использование метода проектов в учебном -воспитательном процессе современного образовательного учреждения» (для учителей-предметников) предназначен для учителей-предметников для ознакомления с новыми педагогическими и информационными технологиями и использования их в педагогической практике на высоком профессиональном уровне.
Курсовая подготовка ведется по трем направлениям:
изучение и освоение новых педагогических и информационных технологий;
способы обмена информацией, принципы работы с электронной почтой;
изучение и освоение презентационной программы POWERPOINT;
разработка и презентация с применением POWERPOINT общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
Курсовая подготовка рассчитана на 72 часа, в том числе лекций — 24 часа, практических занятий - 36 часов, 12 часов — подготовка презентации и защита разработанного общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
Основные разделы программы:
метод проектов как современная педагогическая технология;
метод проектов в учебно-воспитательном процессе современного общеобразовательного учреждения;
новые информационные технологии, INTERNET, POWER POINT как презентационная программа;
методика разработки и защиты общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1.Метод проектов. Из истории вопроса.
ТЕМА 2.Метод проектов как современная педагогическая технология.
ТЕМА 3.Методика использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
ТЕМА 4.Способы обмена информации. INTERNET. Принципы работы с электронной почтой.
ТЕМА 5. Презентационная программа POWER POINT.
ТЕМА 6. Разработка общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
ТЕМА7.Подготовка и защита общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование раздела
всего
лекций
практика
1.
Метод проектов как современная педагогическая технология.
12
12
12
2.
Методика использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
12
6
6
3.
Способы обмена информации. INTERNET. Принципы работы с электронной почтой
12
2
10
4.
Презентационная программа POWER POINT.
12
2
10
5.
Разработка общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
12
2
10
6.
Подготовка и защита общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий.
12
12
12
7.
Итого
72
24
48
Завершающая форма контроля — защита общешкольного учебного проекта на основе презентационной программы POWER POINT
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСИЙ ПЛАН
№
Тема занятий
всего
лекций
практика
1.
Метод проектов. Из истории вопроса. Метод проектов как современная педагогическая технология.
12
6
6
2.
Общешкольный учебный проект на основе информационных технологий как модель обучения на деятельностной основе. Дидактические условия организации общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий. Тематика общешкольных учебных проектов на основе информационных технологий и их место в учебно-воспитательном плане школы (работа по группам).
12
8
8
3.
Информационные технологии как составная часть информационного пространства современной школы. Способы обмена информации. IHTERNET. Принципы работы с электронной почтой. Изучение презентационной программы POWER POINT.
24
12
9
4.
Структура общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий. Разработка общешкольного учебного проекта на основе информационных технологий, реализующая концепцию конкретного образовательного учреждения (работа по группам).
12
12
10
5.
Защита общешкольного учебного проекта на основе информационных