Вновь за окошком
Тихая осень.
Тает в тумане
Косяк журавлей.
Память невольно нас
В детство уносит,
К первому шагу
До школьных дверей.
Эти стихотворные строки орловского поэта А.Титова возвращают нас в далёкое прошлое. Дают возможность почувствовать себя маленьким «первоклашкой» перед неизведанной школьной дорогой. Солнечное утро, добрые и немного строгие глаза первого учителя, школа: светлая, таинственная (сельская школа). Могла ли я подумать, что через много лет вновь буду ощущать подобное чувство, когда порог школы переступают мои ученики. Переступают, не зная тех трудностей и проблем, с которыми они, вместе со своими учителями, столкнутся, обучаясь в современной российской школе.
Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.
Трудно поверить, что раньше школы были переполнены. Что изменилось с тех пор? Многое. Но проблемы остались, изменились их причины. Страшное слово «малокомплектная» сейчас звучит всё чаще и чаще. Молодое трудоспособное население покидает деревню. А так как кризис больнее всего ударил по селу, деревня прочно увязла в трясине безвыходности и безысходности. К этой проблеме прибавилась ещё и экономическая - жалкое финансирование. Времена, когда директор школы закупал всё, что попадалось под руку, используя в конце года остатки годового бюджета, давно канули в Лету.
Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.
Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа. В школе работают преданные своему делу учителя. Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся , ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.