kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Всероссийский профессиональный конкурс дефектологов. Дефектологическое занятие " Хвойные деревья: Сосна и ель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеурочного занятия и интерактивные обучающие материалы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский профессиональный конкурс дефектологов. Дефектологическое занятие " Хвойные деревья: Сосна и ель"»





Пояснительная записка


Актуальность урока: актуальность занятия заключается в том, что он позволяет расширить знания детей о хвойных деревьях в контексте развития их речи и обогащения словарного запаса, бережного отношения к природе.

Цель:

 нахождение сходства и различия между елью и сосной.

Образовательные:

-расширить и закрепить представления детей о хвойных деревьях: сосне и ели;

-научить распознавать ель  и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки);

-развивать речь, обогащать словарный запас в процессе урока.

Коррекционно-развивающие:

-корригировать и развивать связную устную речь в процессе ответов на вопросов

-развивать зрительное восприятие в процессе сравнений частей дерева, при работе с теневым театром

-развивать мыслительные процессы

Воспитательные:

-воспитывать интерес к учебе

-воспитывать интерес к природе, к бережному отношению к ней в процессе работы

-развивать умение работать совместно (в процессе работы с теневым театром)

Ожидаемые результаты: находить отличия между сосной и елью.

Технологии: игровые технологии, технологии развивающего обучения.

Формы и методы: используемые методы: словесные (беседа), наглядные (использование летбука по теме, теневого театра) и практические (практическое сравнение деревьев).

Данное занятие планирую реализовать в данном учебном году, в феврале.

Список источников:

1.Реунова Н.И.«Конспект урока развития речи на тему: «Ель и сосна – хвойные деревья» [Электронный ресурс] // ООО Инфоурок. URL:https://infourok.ru/konspekt-uroka-razvitiya-rechi-na-temu-el-i-sosna-hvojnye-derevya-4081924.html

2. Чувашские легенды и сказки [Текст] / пер. С. Шуртакова. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2015. - 221 с.

Оборудование: компьютер, презентация; бумажный летбук для работы в процессе урока; дорожка с изображениями шишек, еловых веток и листьев, искусственные сосна и ель; опавшие с деревьев шишки и ветки; большой лист ватмана и лампа для освещения; фигуры для теневого театра, расположенные в летбуке.

  1. Организационный момент.

 ЦелеполаганиеИгра «Лишнее слово».  

Сегодня прекрасный зимний день, рады приветствовать наших гостей.

Учащийся подходит к летбуку, из кармашке под цифрой 1 достает 3 дерева. На летбуке представлены три дерева: сосна, береза и тополь. Учащемуся надо выбрать «лишнее», дается подсказка, у всех деревьев –листья, а у данного иголки. На доске остается сосна.

По такому же принципу второй учащийся выбирает «лишнее» дерево из представленных: берёза, ель, клен. Предлагается помощь учащемуся. На доске остается ель.

У нас остались: ель и сосна.

  Педагог: Тема нашего урока «Хвойные деревья: ель и сосна». Сегодня мы сравним 2 дерева. Узнаем что такое хвоя.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Еще раз повторим, какие деревья мы будем изучать, отгадайте загадку (цифра 2 в летбуке).

Педагог: И зимою, и в метель зелены сосна и …. (презентация, слайд 1).

Учащиеся: Ель

- Раньше много елей вырубали к Новому году, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.

Педагог: Посмотрим на второе дерево (слайд 2) «У меня длинней иголки, чем у ёлки».

Учащиеся: Сосна

3.Сообщение нового материала.

Правильно, иголки у сосны длиннее чем у ёлки. И как я Вам обещала, мы узнаем, почему деревья называют хвойными. Подойдите к окну и посмотрите. На деревьях есть листья?

Учащиеся подходят к окну, смотрят, отвечают. Учащиеся с помощью педагога формулируют вывод, что на лиственных деревьях листьев нет –они опадают.

Педагог: Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, поскольку прочны. Прочная кожица не дает им пересохнуть. Даже зимой хвоя обеспечивает дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они желтеют, как листья и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название «вечнозеленые»(обращаемся к летбуку под цифрой 3, собираем слово «Хвоя») [1].

Мы с учащимися перенесемся на нашу маленькую опушку (к опушке идет дорожка с изображениями шишек, еловых веточек и листьев). Наступайте только на карточки с изображениями шишек и хвойных веточек(под музыку учащиеся выполняют задания и добираются импровизированной опушки )

Учащиеся подходят к опушке с искусственными деревьями в горшке. Под деревьями ветки сосны и ели, шишки. Деревья стоят на импровизированном снегу.

Работаем вместе с детьми, изучаем и рассматриваем деревья, формулируем полные ответы:

Педагог: Здесь стоят ель и сосна. Обратите внимание сосна и ель искусственные, а веточки и шишки использованы только опавшие, для бережного отношения к природе.

Педагог: Какой длины хвоинки у сосны?

Учащиеся отвечают.

Педагог: Какой длины хвоинки у ели?

Педагог: Как хвоинки прикрепляются к веточке?

Учащиеся: У ели хвоинки сидят по одной, у сосны по две, парами.

Педагог: Рассмотрите шишки на деревьях (сравниваем их, формулируем выводы о их длине)

Проверка полученных знаний:

Педагог: Поднимите вверх правую руку. А теперь поднимите левую.

Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны. Как Вы их отличили?

Учащиеся формулируют ответ с помощью педагога: хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

Педагог: Посмотрите на деревья. Как отличили? Поднимите вверх правую руку. А теперь поднимите левую. В правую руку возьмите еловую шишку, а в левую –сосновую. Как Вы их отличили

Ответы учащихся: Еловые шишки вытянутые, узкие, длинные, овальные, сосновые – округлые.

Внимание на слайд презентации (3,4)

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные [1].

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые [1].

По стволу ели и сосны часто стекает липкая и клейкая смола.

Учащиеся: ответы детей по слайду., что запомнили.

4. Закрепление полученных знаний:

«Работа теневого театра»

Из летбука под цифрой 4 учащийся берет для теневого театра изображения. Учащиеся по очереди показывают теневой театр на листе ватмана, на который направлен свет, с помощью педагога.

По мотивам чувашской сказки "Почему сосна и ель вечно зелёные"[2, с 10,11]. Стихотворение авторское по мотивам данной сказки.

Рано, рано очень рано наступили холода.

Снег пошел. (учащийся показывает снег в теневом театре с помощью блестящих перчаток).

Улетели давно птицы, только маленькая птица оба ранила крыла (второй учащийся показывает изображение птицы).

Птица подошла к березе, и от холода дрожа.

Попросила в ней укрыться, но приюта не нашла (разыгрывают два учащихся).

Листьев нет, укрыться нечем.

Дерево растет, хвоинки коротки, ветки растут от земли, шишки вытянутой формы (по описанию учащийся находит ель).

Птицу ель приютила, жить с ней рядом попросила.

Дерево растет, хвоинки длинные, ветки растут вверху, шишки круглой формы.

От холодных ветров птицу укрыла.

Актеры театра кланяются зрителям.

5.Подведение итогов

Ребята, Вы хорошо работали на уроке. А птица, которую укрыли сосна и ель, питалась ягодами и семенами. А также она находила семена шишек ели и сосны. А вот семена сосны (даю семена сосны). А ваше задание положить их в воду и посмотреть, что будет с ними (далее домашнее задание выполняется в классе или передается родителям).

Нашим деревьям, елке и сосне на опушке мы подарим игрушки, которые сделали вместе (сделанные с детьми заранее, в смешанной технике, ранее связали крючком и смастерили с детьми на одном из уроков).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Таранова Марина Евгеньевна

Дата: 05.09.2025

Номер свидетельства: 673880


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
2220 руб.
3170 руб.
2220 руб.
3170 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства