Просмотр содержимого документа
«Урок – праздник «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №9»
р.п. Переяславка
Конспект урока
Урок – праздник
«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»
Предмет :чтение и развитие речи
Класс 5-6
учитель письма и чтения
В.Г. Одинцова
2016 год
Урок – праздник «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»
(чтение и развитие речи)
Цель: обучающиеся научатся пониманию ответственного отношения к хлебу, уважению к труду людей связанных с хлебом.
Задачи:
Показать значимость и ценность хлеба в наше время и в годы Великой Отечественной войны.
Расширить знания обучающихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы много людей.
Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, связную устную речь через умение правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме.
Воспитывать навык адекватного поведения во время урока при ответе и выполнении заданий, продолжить формирование умения работать в группах.
Приобщать родителей к воспитанию через совместные мероприятия.
Жизненные компетенции:
- формировать навык бережного отношения к хлебу , ценить труд людей, выращивающих хлеб;
- формировать возможность приобщения к профессиям, связанных с хлебом.
Оборудование и оформление:
Мультимедийная презентация к уроку «Хлеб всему голова»
Выставка книг о хлебе, фонограммы песен.
«Каравай» на рушнике.
Рисунки обучающихся, творческие работы.
Разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.
Ход урок
Эпиграф урока
Хлеб - основа жизни.
1. Вхождение в урок.
1. Звучит музыка «Русское поле»
(слайд№1 - пшеничное поле.)
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Ребята, взгляните на слайд и представьте себе, что мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте, встанем в круг и возьмемся за руки. Стоит яркий солнечный день. Ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передает тепло этого дня (пожимаем руку одному из детей, ребенок передает пожатие по кругу). – Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам с вами хватит до конца урока. Садитесь. – Посмотрите еще раз пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зернышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
2. Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-праздник. На нашем уроке присутствуют гости. В старину на Руси говорили так: «Есть хлеб – будет и песня». Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. По давнему обычаю многих народов дорогих гостей встречают хлебом-солью.
(обучающиеся читают стих-е)
Если мы хотим кого – то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб – соль из рук! (Угощает хлебом гостей).
Вместе:
Милости просим на праздник наш, гости!
II. Постановка учебных задач.
Ученик:
Удивителен запах хлеба Этот запах нам с детства знаком. Пахнет хлеб и степью, и небом, И травой, и парным молоком.
Учитель: Почувствовали, какой запах, какой аромат? Вы догадались, о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» гласит народная мудрость.
Учитель: В рамках недели чтения мы работали над проектом ««Ржаной хлебушко -калачу дедушка». Вы каждый работали в своей группе. Их у нас 3 - «Историки», «Краеведы», «Литераторы». Мы с вами проделали большую работу: встречались с интересными людьми, посетили краеведческий музей, ходили на экскурсию в пекарню, читали произведения о хлебе, заучивали стихи, пословицы и поговорки о хлебе , отгадывали загадки, рисовали рисунки, знакомились с рецептами блюд . Цель наша сегодня сообщить собранную информация своим товарищам и гостям , а главное показать свою любовь и уважение к главному достоянию человека – хлебу. А в конце урока вас будет ждать неожиданный сюрприз.
Ш. Работа по теме урока.
Учитель: И так, мы начинаем! А вдохновят нас пусть слова «Хлеб – всему голова». (Звучит отрывок из песни «Хлеб всему голова»)
Учитель: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. К хлебу у нас на Руси всегда относились как к Божьему благословению. Сорить хлебом – грехом. Крошки хлеба не пропадало за трапезой. И как бы ни было мало дитя, если бросит крошку хлеба, старший непременно проучит, стукнет деревянной ложкой по лбу: «Не греши!».
Учитель: Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?
Давайте послушаем ребят из группы «Историки».
Что же интересного они узнали о хлебе, работая над проектом?
( Выступление группы «Историки». Сообщают интересные факты.)
1 группа «Историки»:
1 обучающийся: А я начну с легенды. Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем?
На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени.
Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости.
Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ.
2 обучающийся. А ещё мы узнали , что слово «хлеб» произошло от греческого слова «хлибанос», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб.
3 обучающийся: В странах Востока путника перед дальней дорогой осыпали мукой, чтобы дорога была счастливой.
Учитель: Молодцы, ребята, спасибо вам за информацию. Во все времена к хлебу относились с уважением, трепетно. Без него не обходится ни скоромный завтрак, ни праздничный обед.
Учитель: Ребята второй группы «Краеведы» посетили краеведческий музей нашего посёлка. Они хотят поделиться с нами своей информацией:
2 группа «Краеведы»:
В краеведческом музее мы видели севалку – это корзина, из которой вручную разбрасывали в старину зерно во время посева.
Узнали, что первыми хлебными растениями были не рожь и пшеница, а рис и дуб.
Во все времена хлеб очень высоко ценился и стоял в одном ряду с золотом и солнцем.
Учитель: Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. В мире насчитывается более 750 видов разных хлебобулочных изделий.
Давайте ласково назовём хлеб и подберём к слову хлеб прилагательные, которые рассказывают, какой бывает хлебушек.
Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Тогда пора собирать наш «Урожай пословиц».
Игра «Продолжи пословицу» Работа в группах
На экране начало пословицы, а дети закончить её.
Хлеб – батюшка,…(вода – матушка)
Хлеб хлебу …(брат)
Худ обед,….(когда хлеба нет)
Хлеб да вода -….( мужицкая еда)
Хлеба ни куска, так и …( в доме тоска)
Красна река берегами,…(обед – пирогами)
Хлеба нет – и корочки …(в честь)
У голодного хлеб…..(на уме).
Хлебушко- калачу ….(дедушка).
Много – снега, ….. (много - хлеба)
Учитель: Молодцы прекрасно справились с заданием.
Физминутка
Дети встают в круг. Один ученик изображает лень. Он лежит на лавке.
Учитель: Прежде чем мы предоставим слово группе «Литераторов». проведём речевую разминку .
Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
- А теперь мы готовы выслушать группу «Литераторов»
(чтение отрывка из рассказа А. Митяева «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».
(обучающийся читает рассказ)
Учитель: Действительно, очень интересный и поучительный рассказ прочитали ребята. Какие ключевые слова в этом отрывке? (обсуждение)
Слайд: «Жито-жить-жильё»
Учитель: Не случайно эти слова связаны между собой. Мы ещё раз убеждаемся, что народная мудрость «Был бы кусок хлеба да крыша над головой- и жить можно» актуальна во все времена. Вы согласны с этой мудростью? Запомните её, ребята.
А что нужно делать, чтобы всегда был кусок хлеба да крыша над головой? (ответы детей ) Правильно, ребята, нужно трудиться. И если вы будете трудиться, то у вас тоже будет хлеб всегда на столе.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ученик: Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.
Учитель: Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба. Мы привыкли, что хлеб на нашем столе есть всегда, и не задумываемся, а как он туда попал. Забываем порой, о том что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.
Ученик:
Каравай земли и неба На твоем столе– Ничего сильнее хлеба Нету на столе. В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растет под небом светлым, Строен и высок, Словно, Родина, бессмертный Хлебный колосок!
Учитель: Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей разных профессий. (На столах у ребят таблички с названиями профессий: мельник, врач, учитель, тренер, доярка, тракторист, агроном, пекарь, почтальон, комбайнер);
- Выберите те названия профессий, которые по вашему мнению имеют отношение к хлебу.
(Дети работают с места, учитель у доски убирает лишние профессии)
- Расставь названия профессий в порядке очередности процессов изготовления хлебе. (тракторист, агроном, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь – дети выходят и берут в руки таблички).
Агроном: Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
Тракторист: Только снег сошёл в апреле, Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб
Комбайнёр: Золотой простор бескрайний Здесь работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб». Мельник: Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб». Пекарь: Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб». Все вместе: Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб хлеб вкусный, золотой Украшал бы стол любой.
Учитель: Спасибо ребята. Давай те будем всегда помнить, что хлеб – это дитя рук человеческих
…В настоящее время люди едят хлеба в достатке. А в военное время не хватало хлеба. Жилось очень тяжело, голодно. Хлеб выдавали по карточкам. Взрослые отдавали свой хлеб детям, чтобы спасти их от голода. Очень тяжёлое было время.
Сценка «Святой хлеб».
(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)
Внучка: - Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».
Внучка: А Сашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.
Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба. Хлеб – святой!
Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствует : ветеран педагогического труда, учитель нашей школы Тимченко Лидия Федоровна. На её долю выпало тяжёлое военное детство. Ей предоставляется слово….(выступление Тимченко Л.Ф.)
Учитель: В последнее время нередко можно наблюдать такую картину, которая больно отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорной корзине. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Ребята, сейчас вам надо будет обсудить вопрос, который вы готовили дома и составить на него коллективный ответ.
Работа в группах над вопросом: Как нужно относиться к хлебу? Ответы представителей от каждой группы на поставленный вопрос.
Помните, ребята, такие правила:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Нельзя играть с хлебом.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Учитель: Молодцы, ребята! Отношение к хлебу должно быть бережное.
Учитель: В завершении нашего урока мы хотели бы остановиться на ваших творческих работах. Посмотрите, какие красивые рисунки вы нарисовали, оформили копилку знаний, которая будет хранится в кабине и вы в любой момент при подготовке к урокам чтения, СБО, природоведения сможете воспользоваться своими работами ….
Итог урока:
Кто и что было главным, ключевым словом на нашем уроке(хлеб)
Правильно. Я не оговорилась, когда сказала кто и что? Хлеб – как живой человек, поэтому я назвала вопрос кто? Что? – это отношение к хлебу и людям, растивших хлеб и возможность получения профессии близкой к хлебу.
В заключение мне хочется сказать:
-Так повелось на родной земле:
Из года в год, из рода в род – веками.
Родной наш хлеб и булки все
Согреты человечьими руками.
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб
Учитель: - Цените, уважайте и берегите хлеб, ведь в нем - человеческая мудрость. Помни всегда и везде: (читают все вместе)
Хлеб - это судьба народа,
Хлеб - это судьба страны.
Хлеб – основа жизни.
Выбирать себе в друзья тех ребят, которые уважают хлеб, ценят его. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд.
Рыба – вода, Ягода – трава, А хлеб голова. Хлеб будет – всё будет! (звучит песня «Хлеб всему голова»).
Учитель: А вот и обещанный сюрприз. Ваши родители тоже не остались в стороне и испекли вам вот такие вкусности. Спасибо!
Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пирку!