kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по чтению и развитию речи "Стихотворение Н.М. Рубцова "Русский огонек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по предмету Чтение и развитие речи в 9 классе школы VIII вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по чтению и развитию речи "Стихотворение Н.М. Рубцова "Русский огонек"»

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат № 1












«Н.М. Рубцов. Стихотворение «Русский огонёк»»


Открытый урок по чтению и развитию речи

в 9 классе












Разработала и провела: Лавриненко Г.И.,

учитель русского языка

высшей квалификационной категории








2018-19 уч. год.Тема урока: Н.М. Рубцов. Стихотворение «Русский огонёк»


Цели урока:

  1. закрепить знания по пройдённому материалу и пробудить интерес к творчеству поэта путём знакомства в новым стихотворением;

  2. тренировать процессы памяти (запоминания и воспроизведения), участвовать в беседе: связно высказываться на предложенную тему; развивать мыслительные процессы, их познавательную активность; корректировать речь;

  3. прививать любовь к Родине, природе, к русским людям, их душевному миру; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое родной страны и её народа.


Оборудование: презентация, ноутбук, видеопроектор, учебник Аксёнова А.К. Чтение 9: Учебник для 9 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида//Аксёнова А.К., Шишкова М.И. – М.: Просвещение, 2006.


Метод: объяснение-беседа.



Ход урока.


  1. Организационный момент.

    1. Проверка готовности к уроку (наличие учебников, закладок).

  2. Подведение учащихся к изучению нового материала. Проверка домашнего задания. (Слайд 1).

    1. Чтение стихотворения «Тихая моя Родина» Н.М. Рубцова (4-5 учащихся).

    2. Работа по содержанию стихотворения: ответы на вопросы по учебнику.

    3. Словарные слова: погуст: сельское кладбище, (в старину - церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села).

    4. Рассмотреть картину И.И. Левитана «Озеро. Русь» (слайд 2) и сравнить содержание стихотворения «Тихая моя Родина» и сюжет картины. Что их объединяет? Словарное слово: сюжет: совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. «Эти два произведения объединяет ______________» (Ответы обучающихся, дополняемые учителем).

  3. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

Учитель:

    1. Тема сегодняшнего урока: стихотворение «Русский огонёк» Н.М. Рубцова. Мы познакомимся с новым стихотворением этого русского поэта, выясним его содержание и будем продолжать учиться читать правильно, выразительно, соблюдая знаки препинания.

    2. А теперь я познакомлю вас с содержанием этого стихотворения не в сокращении, а полностью. Для этого мы с вами просмотрим отрывок из документального фильма «Поэт Николай Рубцов». Читает это стихотворение актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации Борис Григорьевич Плотников. (Слайд 3).

    3. (Анализ стихотворения). Это стихотворение, ребята, пронизано любовью к Родине, природе, которая с детства окружала поэта, к русским простым людям, их душевному миру. Рубцов умалчивает о том, как и почему он среди ночи оказался на окраине русской деревни. На ночлег поэт постучался в крайнюю хату, где был принят с чисто славянским радушием и гостеприимством. его встретила сельская женщина, которая не боялась незнакомца, просто и приветливо ответила: «Вот печь для вас и тёплая одежда».

После того, когда гость отогрелся, женщина спросила у него, будет ли война. Хотя прошло уже 20 лет после войны, но она продолжала болью отдаваться в душе хозяйки дома. На стенах хаты поэт увидел фотографии мужчин. Это была её большая и дружная семья. Все они погибли на войне. Ведь она помнила ту боль утрат и понимала, что, если ещё будет война, она принесёт новые жертвы. Казалось бы, какое ей дело до страданий других?

Но загадочная русская душа тем и славиться, что умеет сочувствовать другим, отличается щедростью и удивительной добротой.

Далее необходимо отметить, что хозяйка отказалась брать с поэта деньги за постой. Самой лучшей для неё наградой были слова Рубцова: «Желаю вам здоровья!» На Руси испокон веков за добро принято платить добром. а фраза поэта: «За всю любовь расплатимся любовью...». Именно она является тем стержнем, на котором всегда строились отношения между простыми людьми.

    1. Работа с учебником.

    1. Обучающиеся самостоятельно читают стихотворение (шепотом). Со слабыми обучающимися работает учитель.

    2. По вызову учителя обучающиеся читают стихотворение вслух.

    3. Работа над вопросами, данными в конце стихотворения (обучающиеся читают вопросы и дают ответы).





ФИЗМИНУТКА



А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись в право, влево.

Тихо сели вновь за дело.



Учитель:

«Русский огонёк» Рубцова — это символ отзывчивости русского народа, его готовности всегда прийти на помощь находящемуся в беде. Это воплощение доброты среди тёмного леса.

Рассматриваю семейные фотографии на стене, поэт понял, что очень важно помнить погибших на войне и чтить их память.

Последние восьмистишие стихотворения звучит почти как гимн России. (Учитель ещё раз читает последние строки стихотворения).



  1. Закрепление.

Научиться читать это стихотворение правильно, выразительно.

  1. Подведение итогов урока.

    1. С каким новым стихотворением Н.М. Рубцова вы познакомились на уроке?

    2. Что поэт хотел выразить этим стихотворением? (Этим стихотворением поэт хотел выразить любовь к Родине и свою преданность русским людям, их традициям и обычаям).

    3. Чему учит нас это стихотворение (Быть добрым и отзывчивым. Помнить о тех, кто не пришел с войны, знать, какою ценою для нас завоёвано мирное небо).

  2. Домашнее задание.

Стр. 216-219.

  1. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

Поставить оценки и обосновать




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по чтению и развитию речи "Стихотворение Н.М. Рубцова "Русский огонек"

Автор: Лавриненко Галина Ивановна

Дата: 12.03.2019

Номер свидетельства: 502706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства