закрепить знания по пройдённому материалу и пробудить интерес к творчеству поэта путём знакомства в новым стихотворением;
тренировать процессы памяти (запоминания и воспроизведения), участвовать в беседе: связно высказываться на предложенную тему; развивать мыслительные процессы, их познавательную активность; корректировать речь;
прививать любовь к Родине, природе, к русским людям, их душевному миру; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое родной страны и её народа.
Оборудование: презентация, ноутбук, видеопроектор, учебник Аксёнова А.К. Чтение 9: Учебник для 9 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида//Аксёнова А.К., Шишкова М.И. – М.: Просвещение, 2006.
Метод: объяснение-беседа.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку (наличие учебников, закладок).
Подведение учащихся к изучению нового материала. Проверка домашнего задания. (Слайд 1).
Работа по содержанию стихотворения: ответы на вопросы по учебнику.
Словарные слова:погуст: сельское кладбище, (в старину - церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села).
Рассмотреть картину И.И. Левитана «Озеро. Русь» (слайд 2) и сравнить содержание стихотворения «Тихая моя Родина» и сюжет картины. Что их объединяет? Словарное слово: сюжет: совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. «Эти два произведения объединяет ______________» (Ответы обучающихся, дополняемые учителем).
Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
Учитель:
Тема сегодняшнего урока: стихотворение «Русский огонёк» Н.М. Рубцова. Мы познакомимся с новым стихотворением этого русского поэта, выясним его содержание и будем продолжать учиться читать правильно, выразительно, соблюдая знаки препинания.
А теперь я познакомлю вас с содержанием этого стихотворения не в сокращении, а полностью. Для этого мы с вами просмотрим отрывок из документального фильма «Поэт Николай Рубцов». Читает это стихотворение актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации Борис Григорьевич Плотников. (Слайд 3).
(Анализ стихотворения). Это стихотворение, ребята, пронизано любовью к Родине, природе, которая с детства окружала поэта, к русским простым людям, их душевному миру. Рубцов умалчивает о том, как и почему он среди ночи оказался на окраине русской деревни. На ночлег поэт постучался в крайнюю хату, где был принят с чисто славянским радушием и гостеприимством. его встретила сельская женщина, которая не боялась незнакомца, просто и приветливо ответила: «Вот печь для вас и тёплая одежда».
После того, когда гость отогрелся, женщина спросила у него, будет ли война. Хотя прошло уже 20 лет после войны, но она продолжала болью отдаваться в душе хозяйки дома. На стенах хаты поэт увидел фотографии мужчин. Это была её большая и дружная семья. Все они погибли на войне. Ведь она помнила ту боль утрат и понимала, что, если ещё будет война, она принесёт новые жертвы. Казалось бы, какое ей дело до страданий других?
Но загадочная русская душа тем и славиться, что умеет сочувствовать другим, отличается щедростью и удивительной добротой.
Далее необходимо отметить, что хозяйка отказалась брать с поэта деньги за постой. Самой лучшей для неё наградой были слова Рубцова: «Желаю вам здоровья!» На Руси испокон веков за добро принято платить добром. а фраза поэта: «За всю любовь расплатимся любовью...». Именно она является тем стержнем, на котором всегда строились отношения между простыми людьми.
Работа с учебником.
Обучающиеся самостоятельно читают стихотворение (шепотом). Со слабыми обучающимися работает учитель.
По вызову учителя обучающиеся читают стихотворение вслух.
Работа над вопросами, данными в конце стихотворения (обучающиеся читают вопросы и дают ответы).
ФИЗМИНУТКА
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись в право, влево.
Тихо сели вновь за дело.
Учитель:
«Русский огонёк» Рубцова — это символ отзывчивости русского народа, его готовности всегда прийти на помощь находящемуся в беде. Это воплощение доброты среди тёмного леса.
Рассматриваю семейные фотографии на стене, поэт понял, что очень важно помнить погибших на войне и чтить их память.
Последние восьмистишие стихотворения звучит почти как гимн России. (Учитель ещё раз читает последние строки стихотворения).
Закрепление.
Научиться читать это стихотворение правильно, выразительно.
Подведение итогов урока.
С каким новым стихотворением Н.М. Рубцова вы познакомились на уроке?
Что поэт хотел выразить этим стихотворением? (Этим стихотворением поэт хотел выразить любовь к Родине и свою преданность русским людям, их традициям и обычаям).
Чему учит нас это стихотворение (Быть добрым и отзывчивым. Помнить о тех, кто не пришел с войны, знать, какою ценою для нас завоёвано мирное небо).