Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой «Совесть заговорила», научить соотносить понятия «стыд», «совесть».
Развивать навыки правильного, выразительного чтения; учить понимать главную мысль рассказа. Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в установлении аналогий и причинно-следственных связей.
Воспитывать и прививать этические чувства как регуляторы поведения – вина, стыд совесть.
Ход урока.
1.Организационный момент
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
II. Сообщение темы и цели урока
- Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое называется «Совесть»:
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется,
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.
- Почему стихотворение так названо? Какое чувство испытывает герой?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Н.Артюховой «Совесть заговорила»
III. Работа над дыханием. Работа над чёткостью произношения.
1.Упражнения на развитие дыхания.
2.Работа над чистоговоркой.
3.Текст для речевой зарядки
IV.Проверка домашнего задания
- Пересказ запомнившихся эпизодов рассказа «Как я решал задачу»
V. Работа над новой темой
1.Вступительное слово учителя
Послушайте притчу.
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче.
- Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть.
.2.Словарная работа
Нравоучения
«Пилили» с двух сторон
3.Чтение текста учителем
- Сейчас мы прослушаем рассказ и ответим на вопрос «Как учитель догадался, что Дима списал»?
4.Первичное восприятие текста
- Стр.138 - вопросы
- Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. - Приведите примеры ситуаций, в которых вы ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или вам ( им) было совестно.
5.Физминутка
6.Вторичное восприятие текста
1.Чтение «про себя»
2.Чтение по ролям
7.Гимнастика для глаз
VI.Коррекционное задание
Игра «Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Карлсон;
-Винни-Пух;
-Красная Шапочка;
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Золушка?
VII.Закрепление
Упражнение «Объяснялки»
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-бессовестный человек;
-совестливый человек;
-моя совесть молчит;
-моя совесть чиста?
VIII.Подведение итогов урока. Оценивание результатов работы. Выставление оценок.
- Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.