Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Н.Заболоцкий "Некрасивая девочка"»
Тема: Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Цель: Изучить стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой, показать, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым
Задачи:
1. Познакомить учащихся с особенностями стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».
2.Развивать навыки выразительного чтения, формировать умения анализировать содержание стихотворения, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и рассуждать Коррекция устной речи на основе упражнений на развитие связного изложения текста.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира
Ход урока.
1.Организационный момент
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II. Сообщение темы и цели урока
Учиться распознавать истинную красоту нас научит стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»
III. Работа над дыханием. Работа над чёткостью произношения.
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
ар ор ур ыр
ра ро ре ря
рар рир рок рер
тыр сар рян рюн
рты рсю рлы лрю
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
ра – ра – ра –Кате спать пора;
ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – летают комары;
ор – ор – ор – подмели мы двор;
арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
IY.Упражнения для интонации:
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,
умение угадывать последующий текст.
Надо, надо умывать____
По ут____ и вече____
Я сего____ сби___ с ног –
У меня про____ ще____. Два часа его зва____ Два ча___ его жда___.
IV.Проверка домашнего задания
- Фронтальная беседа по рассказу «Русский характер»
V. Работа над новой темой
1.Вступительное слово учителя
-Я хочу прочитать вам притчу о Красоте и Уродстве. А вы подумайте, в чём её главный смысл. Под музыкальное сопровождение учитель читает притчу.
Было создано слово, и Бог каждый день посылал в мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и Уродство. Путешествие из рая на землю долго — в то мгновение, как они прибыли, было раннее утро, и восходило солнце. Они приземлились у озера и решили искупаться, потому что все их тела, все их одежды были запылены.
Ничего не зная о мире (они были такими новыми), они сняли одежду и, совершенно голые, прыгнули в прохладную воду озера. Солнце взошло, стали появляться люди. Уродство сыграло шутку: когда Красота заплыла далеко в озеро, Уродство выбралось на берег, надело одежду Красоты и убежало. К тому времени, как Красота осознала: «Эти люди собрались вокруг, а я голая», — и начала оглядываться по сторонам в поисках одежды… её одежда исчезла! Уродство скрылось, и Красота стояла обнажённая на солнце, и вокруг неё собиралась толпа. Не найдя ничего лучшего, она надела одежду Уродства и пошла искать его, чтобы снова обменяться одеждой.
Эта история говорит, что она всё ещё ищет. Но Уродство коварно и продолжает ускользать. Уродство по-прежнему носит одежду Красоты, маскируется под Красоту, а та ходит в одежде Уродства.
Все вещи, которые уродливы, ты не сможешь стерпеть в себе ни на мгновение, если увидишь их реальность.
2.Рассказ об авторе.
Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.
В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт.
В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 — 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 — "Вторая книга".
В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 — 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др.
Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию.
В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии.
14 октября 1958 Заболоцкий скончался от второго инфаркта.
2.Словарная работа
Охваченная счастьем бытия – радуется каждому мгновенью в жизни
3.Какой она вам представляется? Как иллюстрация помогает вам лучше представить себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.
4.Что поймёт девочка, когда подрастёт?
5.Какое чувство испытает она?
6.Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль?
7.Что ей поможет в этом?
8.Что Заболоцкий говорит о красоте человека?
9.О какой красоте говорит поэт?
10.Что такое внутренняя красота?
11.Что вы по этому поводу думаете
12.С чем её сравнивает поэт в стихотворении?
13.Объясните, как вы это понимаете?
5.Физминутка
6.Вторичное восприятие текста
1.Составление «формулы» красоты.
У каждого своё понимание красоты. Давайте попытаемся составить свою формулу.
Например:
Доброта + милосердие + искренность = красота
2. Давайте наполним сосуд красоты положительными качествами, которыми должен обладать каждый по-настоящему красивый человек.
Доброта
Готовность жертвовать своими интересами ради других
На доске нарисован сосуд, который постепенно наполняется положительными качествами
7.Гимнастика для глаз
VI.Коррекционное задание
- Выйдите, встаньте в круг. Давай те зажжём огонь, мерцающий в сосуде и передавая соседу, подарим ему частичку тепла со словами «Ты красив, потому что…» Используйте слова, которые вы услышали и осознали на уроке и, по вашему мнению, подходят вашему соседу, звучит музыка.
VII.Закрепление
-Выразительное чтение стихотворения по абзацам «стопами»
-Комментированное чтение учащимися и учителем.
VIII.Подведение итогов урока. Оценивание результатов работы. Выставление оценок.
-Вспомните притчу, прочитанную в начале урока, и постарайтесь видеть в людях истинную красоту.