Урок-беседа по русскому языку
«Знакомые незнакомцы»
Цель – познакомить с историей возникновения слов школьной тематики, развивать коммуникативные навыки учащихся, закреплять умение пользоваться основными правилами правописания букв в корне слова, падежных окончаний частей речи.
Ход урока беседы:
Организационный момент. Запись в тетрадях числа и темы урока.
Предварительная беседа.
Задумывались ли вы когда – нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова и можно ли разгадать тайну происхождения того или иного наименования? Нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! Поиском ответов на эти вопросы и занимается наука этимология. (слайд 2)
Этимология (греч. etymologia, от etymon – истина и logos – слово, учение) – раздел лингвистики (языкознания), изучающий происхождение слов, а также научно-исследовательская процедура, направленная на раскрытие происхождения слова, и результат такого научного исследования. Об этимологии слов информирует специальный справочник – этимологический словарь. Благодаря ему, вы познакомитесь с родословной некоторых «школьных» слов.
Ход урока с показом слайдов:
-Какое слово прозвучит первым?
-Да, это слово ШКОЛА. (слайд 3)
Все мы привыкли к тому, что, когда в школе начинаются занятия, прекращается досуг («свободное, незанятое время»). Однако, именно слово досуг (схолс по-гречески) явилось базой для нашего русского слова школа. Это странное, на первый взгляд, обстоятельство объясняется тем, что школа не всегда была местом занятий. Древние греки под досугом понимали не безделье, а беседы о разных науках мудрецов-философов со своими учениками в свободное от работы время. Вначале проводились только беседы, но постепенно они превратились в самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию, ораторское искусство. Кстати, в те далекие времена далеко не все имели достаточно досуга для получения образования. Уже позднее, когда образование стало более доступным, греческое слово схоле приобрело значение, близкое к современному.
2) - А без какого слова невозможно представить себе школу?
-Да, это слово УРОК (слайд 4) -Как вы думаете, «урок» и «уговор» – одно и то же? Оказывается, слово урок — почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа — говор (говорить) заменена тут новой — рок, -рек, того же корня, что и слово реку— «говорю речь». У-рок — это у-словие, указание. Наши современные значения его — «задание», а также «обусловленное время занятий» — образовались из этого, древнейшего.
- А с чего начинается обычно наш урок русского языка? Правильно, со словарной работы. ( слайд 5)
-Отгадайте загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется он ... Алфавит
- Речь пойдёт о происхождении слов азбука и алфавит.
АЗБУКА и АЛФАВИТ (слайд 6)
Оба слова построены совершенно одинаково.
В древнерусском языке первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки». Вот и получилось: аз-буки или азбука. Слово алфавит - точная копия греческого alfa-beto.
Две первые буквы греческого письма звались «альфа» и «бета». Их история непростая; они были получены греками от финикийцев вместе со всей иероглифической финикийской письменностью. Каждый иероглиф назывался словом. Первый в их ряду имел очертание головы быка; «бык» - по-финикийски «алеф». Вторым стоял рисунок дома; слово «дом» звучало как «бет». Постепенно эти значки стали означать звуки а и б.
Значения финикийских слов греки не знали, но названия значков-букв они
сохранили, чуть переделав их на свой лад: «альфа» и «бета». Их сочетание
«альфа-бетос» превратилось в слово, означавшее «обычный порядок букв»,
«азбука». Из него получилось и наше «алфавит».
- Следующее наше задание: воспользуйтесь знанием алфавита и запишите. Вставив пропущенные буквы, школьные слова по алфавиту (слайд 7)
4 )- Без чего не обходится ни одна запись на уроке? Правильно, без ТЕТРАДИ (слайд 8)
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
-Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
-Математика!
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся загадкой.
Тетрадь — это древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от tetras — «четвертая часть листа» или tetro — «сложенный вчетверо». А почему такое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали, сшивали посередине — и тетрадь готова.
- А задание в тетради будет такое: (слайд 9) Списать текст. Вставляя пропущенные орфограммы.
5) Следующее слово круглое, без него не обходится урок географии. Это, конечно, ГЛОБУС (слайд 10)
Шар невелик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет весь свет.
Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий. Ну а почему же все-таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово globus означает «шар». Вот, оказывается, в чем секрет. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите земной шар.
6) А сейчас познакомимся с происхождением слов, лежащих у вас на парте: КАРАНДАШ (слайд 11) Слово карандаш образовано от тюркского karadas — «сланец», «графит» (kara — «черный» и das — «камень»).
Свои путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма.
Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли.
ЛИНЕЙКА (слайд 12) Слово "линейка" состоит в родстве со словом "лён". По-латыни "лён" - "линум"; "линэа" некогда значило "льняная нить", лишь впоследствии возникло значение "черта", "линия". Нет, нет, не подумайте, что линейки делались изо льна, здесь связь с ниткой. А линейка буквально означает «инструмент для проведения линий». Ровная линия получается, как по натянутой ниточке.
ПЕНАЛ (слайд 13)
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
Перо по-латыни —penna. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал. Раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными , металлическими пластинками для письма, названия перо, перья, по традиции, сохранились. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, и даже для ластика там найдется местечко. А название осталось прежнее, как это часто бывает в языке.
- А для чего на уроках русского языка нужны пенал, карандаш и линейка? Правильно, чтобы делать разбор предложения.(слайд 14)
7) А без какого слова почти у всех вас не обходится ни одна запись в тетради? Правильно, без ОШИБКИ! (слайд 15) Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень —шиб-, означающий «бросок», «удар». В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Старейшее значение глагола ошибаться — «оказаться на отшибе», «отстать», «лишиться чего-либо». В Древней Руси хвост называли «ошибь» И правда: тот, кто много ошибается, всегда будет в хвосте плестись.
- Устно «досочиняйте» стих. Но не ошибитесь, а то сон мальчика будет обманом
(слайд 16)
8) - А куда я ставлю вам полученные отметки на уроке? В ЖУРНАЛ! (слайд 17) Каково истинное значение слова журнал? Французское "journal" - "дневник", "поденная запись", связанное с "jour - "день", стало затем означать "ежедневное издание", "газета". Первое из этих значений сохранилось и, перейдя в наш язык, получило название "классный журнал". А вот из печатных органов мы зовем "журналами", то есть "ежедневными", как раз еженедельные, ежемесячные издания, придав ежедневным название "газета".
Что же касается классного журнала, то ему столько лет, сколько и нашей школе. Сейчас наш классный журнал — сама справедливость и честность, но таким он был, к сожалению, не всегда. И назывался некрасиво — кондуит, что в переводе с французского — «поведение». Из школ Германии (где он был распространен в XIX веке) он перекочевал и в некоторые школы России (там записывалось только плохое, все жалобы и ябеды типа опозданий, драк, замечаний, кто у кого списал, кто кому не поклонился, кто что забыл).
9) ДИСЦИПЛИНА (слайд 18) - любимое слово учителя.
Вам, наверное, приходилось помногу раз в день слушать от учителей замечания по поводу дисциплины. А ведь это слово является синонимом к слову предмет. По-латыни discepe — «учиться»; cipulus — «ученик»: дисциплина сначала значило «наука», «обучение» и только потом приобрело еще и смысл «строгий порядок», «выдержка» — это качества, необходимые для занятия наукой, школьными предметами или «дисциплинами».
10) КАНИКУЛЫ (слайд 19) – волшебное слово всех учеников школы. Если само слово вызывает довольную улыбку на лице каждого школьника, то его этимология должна доставить еще больше удовольствия: в буквальном переводе оно значит "собачонки" (по-латыни "канис" - "собака"). Недаром немцы называют каникулы "хундстаге", англичане - "догздэйз" - "собачьи дни". Каникулой древние римляне называли Сириус—самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
4. ИТОГ УРОКА. - Вот и закончилось наше путешествие по удивительной стране этимологии. К следующему занятию (кто желает) найдите в этимологическом словаре «школьные» слова и познакомьте с ними одноклассников. Желаю успехов! (слайд 20)