Урок экологической грамотности «Покормите птиц зимой»
Урок экологической грамотности «Покормите птиц зимой»
Форма урока: Экскурсия в зимний парк с учащимися.
Предварительная работа:беседа с детьми о помощи птицам в холодное время года, о строении птиц, показ презентации «Птицы зимой», беседа о подкормке птиц и об изготовлении разных видов кормушек, а также была проведена «Акция по изготовлению кормушек для птиц» совместно родителей с детьми.
Цель урока:формирование представлений обучающихся о зимующих птицах Кузбасса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок экологической грамотности «Покормите птиц зимой»»
Урок экологической грамотности
для учащихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Покормите птиц зимой»
Форма урока: Экскурсия в зимний парк с учащимися.
Предварительная работа:беседа с детьми о помощи птицам в холодное время года, о строении птиц, показ презентации «Птицы зимой», беседа о подкормке птиц и об изготовлении разных видов кормушек, а также была проведена «Акция по изготовлению кормушек для птиц» совместно родителей с детьми.
Цель урока:формирование представлений обучающихся о зимующих птицах Кузбасса.
Задачи урока:
Предметные:обобщить накопленные жизненные наблюдения учащихся о зимующих птицах.
Личностные:продолжать воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время, расширять лексический запас по данной теме.
Коммуникативные: продолжить работу над формированием коммуникативных умений (слушать учителя и друг друга), а также работа в командах
Оборудование:снежинка, мяч, кормушки, корм для птиц (семечки, сало, хлебные крошки, пшено, ягоды рябины), картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.
1Мотивационная беседа.
У: сегодня, ребята у нас необычный урок и мы отправимся на прогулку в зимний парк
У: Ребята, а какое сейчас время года?
Д: Зима.
У: Какие признаки зимы вы знаете?
Д: Идет снег, деревья голые, холодно на улице и т. д.
- Ребята, а какая сейчас погода?
Дети: - Холодная, пасмурная, снежная, ветряная.
У: Как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой?
Дети: - Нет, трудно.
У: Ребята, я предлагаю вам сейчас побывать в роли птичек, расправить свои крылышки, покружиться и попробовать самим поискать зимой себе корм. Заодно мы и проверим легко или трудно добывать птицам корм в холодное время года!
Педагог: - Легко ли было вам добывать себе корм? Почему?
Дети: - Под снегом замело все зёрнышки, холодно, жучки все спрятались…
У: Все верно. Очень мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода). В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают.
У: Вам стало жалко птичек? Почему?
Д: Да!
2.Актуализация знаний.
Педагог: - Как вы думаете, люди могут помочь птицам зимой?
отгадайте еще одну загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Д: Кормушка
У: А зачем люди делают кормушки?
Дети: - Люди делают кормушки, чтобы покормить птиц.
Педагог: - Хотите, тоже помочь птицам в холодное время года? Дети: - Хотим помогать птицам.
У: Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших маленьких пернатых друзей в виде разных кормушек. И у вас сегодня будет возможность подарить свои подарки немного попозже.
У: - А сейчас к нам в гости спешит посланник Зимы, а кто это - вы узнаете, если отгадаете загадку.
1.Загадка.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Педагог показывает красивую, пластиковую снежинку.
Дети встают в круг. Педагог передаёт снежинку детям.
Педагог: - Давайте каждый возьмёт снежинку в руки, рассмотрит её и скажет: - Какая она
3. Обобщение
2 Игра «Скажи, какая снежика»
Дети: - Белая, блестящая, лёгкая, пушистая.
Педагог: - Верно, ребята, а еще, если вы поймаете снежинки и положите на теплую ладошку, то она растает, но наша снежинка – Волшебная, она приготовила для нас интересные задания. Вы готовы, ребята?
- Первое задание от снежинки: проверим, какие вы воздушные, лёгкие снежинки (тут же у здания школы).
3 Физминутка. (Дети становятся в круг и кружатся, делают плавные движения руками.)
Мы снежинки, мы пушинки!
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок!
Педагог: - Молодцы, дети. Первое задание выполнили.
-Ребята, в каких местах можно увидеть птиц?
Дети: На улице, во дворе, в парке, в лесу.
Педагог: - Молодцы, ребята, верно! И мы сейчас с вами отправимся в зимний парк.
Педагог: Назовите, каких вы знаете птиц?
Дети: Воробей, ворона, сорока…
Педагог: - Отгадайте, каких птиц увидела наша волшебная снежинка.
4 «Загадки» Учить отгадывать загадки, узнавая птиц по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам.
Верещунья белобока,
А зовут её …(СОРОКА)
Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый …..(ВОРОБЕЙ)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это……(ВОРОНА)
Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче, чем заря,
У красавца… (СНЕГИРЯ)
Педагог: Ребята, мы с вами не назвали еще одну птичку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (СИНИЧКА) – появляется муляж или чучело птички.
И она нам предлагает провести физминутку.
Скачет шустрая синица- прыжки на месте на двух ногах;
Ей на месте не сидится ( прыжки на месте на левой ноге);
Прыг –скок, прыг –скок (прыжки на месте на правой ноге);
Завертелась как волчок (кружиться на месте);
Почесала клювом грудку (присели) – (встали, наклоны головы влево –вправо);
И с дорожки на плетень
Тири –тири (прыжки на месте на правой ноге);
Тень, тень, тень (прыжки на месте на двух ногах).
Педагог: Молодцы, славно отдохнули! Ребята, а как называются такие птицы одним словом?
Д: Зимующие.
Педагог: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и не остаются с нами зимовать?
Д: Перелетные.
Педагог: А каких перелетных птиц вы знаете?
Д: Скворцы, ласточки, грачи и т. д.
Педагог : Молодцы! Выполнили ещё одно задание.
-Наши птицы бывают большие и маленькие. Поиграем в игру.
5 Игра с мячом «Назови ласково»
Педагог. Для начала давайте вспомним строение птиц!
У: Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие. Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.
Птица - …(ответ) птичка.
Воробей - …воробушек.
Синица - …синичка.
Ворона -…воронёнок.
Голова -…головка.
Шея -…шейка.
Крыло - …крылышко.
Перья… -перышки.
Клюв - …клювик.
Хвост - …хвостик.
Лапы -…лапки
Педагог: - С этим задание вы хорошо справились!
У: Ребята, а как вы думаете, все ли птицы одинаково поют?
Д: Нет.
У: Совершенно верно.
6. Игра «Кто какой голос подает»
Ворона что делает? – каркает
Сорока что делает? – стрекочет
Воробей что делает? - чирикает
Голубь что делает? - воркует
Снегирь что делает? - свистит.
У: Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос.
У: А чем еще отличаются птицы?
Д: Птицы отличаются окраской перьев, строением тела.
У: Действительно у каждой птицы есть своя отличительная черта.
7.Следующая игра, которую нам предложила снежинка называется
«Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому ее называют… белобокой.
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют… желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылая.
У снегиря грудка красная, поэтому ее называют…красногрудая.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют… длиннохвостая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют… длинноклювым.
- Птичкам зимой очень голодно. Чем можно покормить птичек?
Дети: - Семечками, разными зернышками, крошками хлеба, кусочком сала.
Педагог: Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, орехи. А вот овёс, пшено – клюют воробьи и овсянки. Синицы любят несолёное сало.
8. Игра «Найди лишний корм».В кормушках лежит корм: веточка рябины, семечки, крошки хлеба, зернышки пшена, овса, кусочек сала. Отгадайте, какой это птички любимое лакомство? Итак, что же не едят птицы?
Д: Червяков (муляж червяка).
Задание. Ребята берут картинки с птичками: синица, воробей, снегирь, ворона и приклеивают ту картинку с птичкой, которая любит то или иное лакомство.
Педагог: - Молодцы, ребята, вы хорошо выполняли все задания, и волшебная снежинка дарит вам кормушку для птиц.
Педагог: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик» и разобьемся на 2 команды, и проверим насколько хорошо вы отличаете перелетных и зимующих птиц. К первой кормушке прилетят только зимующие птицы, а к скворечнику прилетят только перелетные птицы. Я сейчас раздам вам картинки с изображением птиц, а вы посовещаетесь в командах и выберете перелетных и зимующих птиц. Каких птиц я назову, те дети со своими картинками – птицами «летят к кормушке» и к скворечнику. Побеждает так команда, которая не допустит ни одной ошибки!
У: Молодцы!
А сейчас мы повесим наши кормушки в парке и насыплем в них корм. Поможем птицам в холодное, зимнее время. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы. Но перед тем, как мы с вами это сделаем, давайте вспомним правила при подкормки птиц.
У: Чем нельзя кормить птиц?
Памятка для детей и родителей.
Правила при подкормке птиц:
Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
У: Ребята, а как вы думаете, почему кормушки вешают высоко на дерево?
Д: чтобы до птиц не могли добраться животные и голуби, которым и так хватает пропитания.
У: Правильно, вешать кормушку нужно так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды.
У: А какие бывают кормушки для птиц?
-Кормушки для птиц бывают из дерева, фанеры.
-Кормушки можно сделать из бросового материала:
коробки, пластиковые бутылки
Что важно помнить при построении кормушек?
Птички боятся человека, наблюдать за ними можно издалека. Птички любят тишину. Давайте, спрячемся тихонечко за деревьями и понаблюдаем за поведением птиц.
Итог. Заключение и вывод. Ребята наше путешествие подходит к концу, на надо подвести итоги. Птиц губит не голод, а холод. А самое главное, что все мы им можем помочь, развесив кормушки и насыпать в них корм. А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей. Наша экскурсия подходит к концу и нам пора возвращаться в школу, давайте поблагодарим нашу снежинку за интересное путешествие в зимний парк!
Рефлексия: Что нового и интересного вы вынесли из сегодняшнего урока?
Д: правила подкормки птиц, как правильно делать кормушки, что нужно подкармливать птиц зимой, чтобы весной в знак благодарности слушать их пение!
У: Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Д: Игра «Найди лишний корм», игра с мячом «Назови ласково», физминутки, кормить птиц.
У: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, за окном будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут вашими частыми гостями в ней. И вы сможете наблюдать за ними, а птички будут радовать вас своим красивым пением. Но самое главное, вы станете добрее и бережнее относиться ко всему живому!