kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения в 6 классе "Героями не рождаются, героями становятся" (по рассказу С.Алексеева "Медаль")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения разработан для 6 класса коррекционной школы (VIII вида). В основе разработки - деятельностный подход в работе с обучающимися над рассказом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 6 классе "Героями не рождаются, героями становятся" (по рассказу С.Алексеева "Медаль")»

Тема урока: «Героями не рождаются, героями становятся»

(По рассказу  С. Алексеева «Медаль»)



Цель урока: анализ рассказа и ответ на главный вопрос урока.

Задачи:

Образовательные

1.Совершенствование  навыков выразительного чтения.

2.Развитие речи учащихся, умения мыслить и анализировать текст.

Коррекционно - развивающие

1.Выработка положительной мотивации к учению, развитие зрительной и слуховой памяти через выполнение специальных коррекционных упражнений. 

2.Работать над развитием и коррекцией  речи, восприятия, мышления, совершенствованием памяти учащихся

3.Расширение словаря

Воспитательные

1.Формировать представление о качествах защитника Отечества и достойного гражданина.

2.Вызвать интерес к прочтению других рассказов автора.



                                                         Ход урока  

1.Организационный момент.

2.Эмоциональный настрой на урок

Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!


Помните, у нас на уроке закон един: все молчат - говорит один. Прежде, чем ответить на вопрос, сформулируй  ответ, а потом поднимай руку.



3. Подготовка к восприятию.



- Перед вами выставка книг. Что это за книги?

- Как вы думаете, что их объединяет?   (Эти  книги о мужестве  и славных победах русских солдат, автором является Сергей Петрович Алексеев,  который написал много рассказов об историческом прошлом, великих людях) 

- Какое произведение Сергея Алексеева  вы читали дома? (рассказ «Медаль»)

- Что такое медаль?



-Кому вручают медали? (героям)

-Кто такой герой?



Тему нашего урока я обозначила так: «Героями не рождаются, героями становятся»

-Вам знакомо это выражение? Кто говорил так?

Да, это высказывание принадлежит А.В.Суворову в рассказе «Медаль».



-Дети, а кто такой Суворов? Расскажите, что вы знаете о нем? (портрет)

Правильно, ребята. Это был выдающийся человек. Его ценили не только простые люди, но и царь. Человеком он был простым, не гордым. Очень любил своих солдат и часто называл их своими детьми, а те, в свою очередь, уважали его, как родного отца. Всегда интересовался Александр Васильевич, как расположились рядовые солдаты, хорошо ли накормлены, кого надо лечить, а кого и пожурить.

Объясните, как вы понимаете это выражение: «Героями не рождаются, героями становятся»?

Ребята, сегодня на уроке, работая с текстом, мы докажем справедливость слов великого полководца.



4.Физминутка «Солдаты»

5. Чтение детьми рассказа С.П. Алексеева «Медаль» (Приемы «Чтение с остановками», «Опережающий вопрос», «Подтверждающее чтение»)

- Надеюсь, что вы будете читать выразительно, громко, правильно произносить слова, проговаривая окончания.                                                

Медаль.

Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.

-Почему солдат Кузьма Шапкин  не принял участия в первом бою и просидел в кустах? А как вы понимаете выражение «необстрелянный»?



Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.

-Как вы думаете, почему Суворов приметил  именно его? (Вероятно, Суворов знал, что для Кузьмы Шапкина  это был первый бой.)

-Как  вы считаете, как должен  был поступить  Суворов?

В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.

Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.

Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.

— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.

-Кто такой гренадер?



Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел.

А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.

-Как вы думаете, почему Суворов наградил Шапкина медалью?

-Почему покраснел  гренадер Шапкин?

-Как сейчас должен поступить Кузьма Шапкин?

Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды.



-За что получили медаль другие солдаты?

Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.

- Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.

А тому и ответить нечего.

-Почему солдат не придумал какую-нибудь интересную историю, за которую мог получить медаль?



Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.

-Почему молчал Шапкин? Как солдаты относились к нему?



- Тебе что же, медаль язык придавила?! - шутят солдаты.

Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата.

-Найдите выражение, характеризующее душевное состояние Кузьмы. Как вы понимаете его?

Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.

— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!

Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.

 «Ну, — думает, — пропадай моя голова».

-О какой черте характера Шапкина свидетельствует его отказ от медали?

-Что ответил Суворов солдату?



Рассмеялся Суворов, обнял солдата.

— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.

-Почему Суворов хотел испытать солдата?

-Как вы понимаете фразу: «Героем не рождаются, героем становятся»



Не ошибся Суворов.

-Как Шапкин заслужил право на награду?

В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль,  и великую славу. 

Он не был героем, но стал им.



 6.Физминутка для глаз



 7.Беседа по теме урока.



-Ребята, а как вы относитесь к поступку Шапкина?

Но Суворов был не только умным  полководцем, но и мудрым человеком. Как видели мы в рассказе, он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку, то есть не родился наш Кузьма героем, он в первом бою оробел, струсил, но мудрый полководец  сумел воспитать солдата, помочь ему преодолеть страх и стать героем в следующем бою. И сегодня вы узнали о такой  истории.



-Так почему  же Суворова называют мудрым?



Мы  с вами обсудили рассказ «Медаль».

-Чему учит данный рассказ?

-А что поняли вы? (не все сразу бывают смелыми в бою, но важно, чтобы кто-то смог помочь преодолеть слабость, страх).

-Так значит героями не рождаются?

-Только ли к Шапкину относится данное выражение? А к Суворову?



Вы узнаете еще много таких же интересных историй, связанных с великим русским полководцем  Суворовым, если прочитаете эту книгу. Она есть в нашей школьной библиотеке. (показать книгу С.Алексеева «Рассказы о подвиге»)   

Слава о Суворове живёт и в наши дни. Свято чтут русские люди память о великом полководце.  В  Москве есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии.  Во время войны был утверждён орден Суворова.

Но мало кто знает, что А.В. Суворов написал книгу «Наука побеждать». Многие высказывания из  этой книги стали пословицами и поговорками, как и то что я выбрала в название темы урока. (прочитать) Я предлагаю вам поработать с ними.



8.Работа с афоризмами. Работа в парах – собрать афоризмы.

Выручай, а, товарища, сам, погибай.

Легко, тяжело, в бою, в ученье.

 Не, бить, уменьем, числом, а.

Чтобы, удивить, победить, врага, надо, его.

Проверим.

Да, героями становятся в сражениях. На картинах русского художника Сурикова изображены эпизоды таких сражений. («Переход Суворова через Альпы»)



9.Рефлексия

-Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

-Захотелось ли вам поделиться впечатлениями о прочитанных рассказах с родителями, друзьями? 

 -А у вас в жизни бывали случаи, когда вы струсили?

-Чему же научил вас А.В.Суворов в рассказе «Медаль»?  (обращаемся к теме)

10.Домашнее задание

Читать по ролям рассказ «Медаль»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шептицкая Диана Станиславовна

Дата: 15.12.2017

Номер свидетельства: 444567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства