kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения и развития речив в 6 классе. Тема: "А.П.Чехов "Ванька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме: «А.П. Чехов  "Ванька".

-Знакомство с рассказом А.П.Чехова; формирование умений анализировать литературное произведение, расширить кругозор, словарный запас учащихся; учиться «вдумчивому прочтению» произведений литературы; дальнейшее обогащение словарного запаса учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речив в 6 классе. Тема: "А.П.Чехов "Ванька"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОЛОВИНЩИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ»

(ГКОУ «ГОЛОВИНЩИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)





























УРОК ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: А.П.ЧЕХОВ «ВАНЬКА» (6 КЛАСС)









УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ

ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

КАРПОВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА































2015 г.

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Карпова Любовь Васильевна

2. Класс: 6

Дата: _12 января 2015 г.___. Предмет: чтение и развитие речи

3. Тема урока: «А.П.Чехов «Ванька»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме: «А.П. Чехов «Ванька».

5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

-обучающая: знакомство с рассказом А.П.Чехова; формирование умений анализировать литературное произведение, расширить кругозор, словарный запас учащихся; учиться «вдумчивому прочтению» произведений литературы; дальнейшее обогащение словарного запаса учащихся.

-развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, систематизация; развивать творческое воображение, познавательную активность,

-воспитательная: вызвать внутреннее сопереживание главному герою рассказа; формирование личностных положительных качеств; воспитание требовательности к себе, радости сопереживания успехам товарища.

6. Задачи урока:

-Формировать умение работать с текстом произведения;

-Обогащение читательского опыта детей;

-Формирование читательских умений, используя виды работы:

А) аналитическое чтение (анализ сюжета);

Б) выборочное чтение

В) работа в группе

7.Средства обучения: учебник «Чтение 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители: И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина.М.: «Просвещение» 2013.;

Дидактический материал на доске. (Приложение №1, №2,№3)













Урок чтения 6 класс

Тема урока: А.П.Чехов «Ванька»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”.

  • Формировать навык осознанного и выразительного чтения. 

  • Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. 

  • Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.

  • Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией. 

  • Воспитывать нравственные качества, культуру общения.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, слова для словарной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению нового произведения.

- Ребята, откройте учебники на странице 101 и скажите, с каким произведением мы сегодня познакомимся?

- Да, это произведение А.П.Чехова “Ванька”.

- Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире.

Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению.

У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать.

  1. Сообщение нового материала.

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом произведении.

Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.

И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город.

Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров. 
Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече перед скамьей на коленях сидит мальчик и что-то пишет…

    1. Чтение рассказа учителем.

    2. Первые впечатления от рассказа.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Что вы можете сказать о судьбе мальчика?

- Какие случаи из его жизни показались вам особенно тяжелыми?

(ответы детей и аргументирование своего мнения)

    1. Словарная работа.

 В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления. ( темный образ, сидельцы, шпандырь, колодка, заутреня, Рождество)

- выясняются значения слов, которые объясняются детьми ( выволочка, сени, подмастерье)

4. Физпауза, гимнастика для глаз.

Цель: снятие усталости и напряжения. Повышение работоспособности.

  1. Работа по теме урока.

Цель: продолжить работу по изучению произведения.

5.1. Работа с иллюстрациями и текстом.

- Посмотрите на первую иллюстрацию и скажите, к какому эпизоду рассказа она относится? Найдите это описание в тексте и зачитайте его.

1. Описание деда Константина Макарыча. (Стр.101)

2. Дед балагурит с дворней (Стр.101)

3. Выволочка Ваньке. (Стр. 102)

4. Ванька качает люльку. (Стр.102)

5. Дед с Ваней идут в лес за ёлкой. (Стр.103)

5.2. Чтение отрывка рассказа учащимися до слов «Ванька судорожно вздохнул…»

(читают цепочкой по абзацу)

  1. Закрепление полученных знаний.

Цель: закрепить знания по прочитанному произведению.

6.1. Анализ прочитанной части рассказа.

- .По иллюстрации (портрет Ваньки) и по вопросам составьте рассказ о Ваньке Жукове, охарактеризуем главного героя.

- Сколько лет мальчику?

- Есть ли у него родные?

- Где он жил раньше?

- Когда его отдали в учение?

- Учат ли его сапожному делу?

- Что он делает у сапожника?

- Как ему живется?

- О чем Ваня просит дедушку?

– Найдите в тексте описание, где рассказывается, как Ванька готовился писать письмо. В спокойной ли обстановке он это делал? Обоснуйте свой ответ.

- Найдите в письме Вани предложения, в которых выражено полное отчаяние мальчика от жизни у сапожника.

(«Возьми меня отсюда домой… нету никакой возможности». «Увези меня отсюда, а то помру».

- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.

- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.

- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.

- Какая речь у Ваньки?

- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.

- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им.

- А как вы относитесь к Ваньке?

- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?

- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

- Как вы думаете, получит дедушка это письмо?

- Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)

6.2. Тест по произведению.

1. К кому в учение был отдан Ванька?

а) к сапожнику Алёхину

б) Осипу Абрамовичу

в) Кривому Егорке

г) Сапожнику Аляхину


2. Куда писал письмо чеховский Ванька Жуков?

а) В Лапландию

б) В Кремль

в) На деревню

г) В город


3. Кому написал письмо литературный герой Ванька Жуков?

а)Бабушке

б) Дедушке

в) Папе

г) Чехову


4. Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова?

а) Макар Константинович

б) Константин Макарыч

в) Фёдор Петрович

г) Пётр Макарович


5) Кто научил Ваньку грамоте?

а) Мать Пелагея

б) Барышня Ольга Игнатьевна

в) Сапожник Аляхин

г) Подпасок Федька


6) В ночь перед каким праздником Ванька написал письмо ?

а) Пасха

б) Масленица

в) Рождество

г) Крещение




  1. Подведение итогов.

Цель: сделать вывод, достигнута ли цель на уроке, и подвести итог, выяснить что нового узнали на уроке, как работал класс, отметить работу учащихся.

- Какова была цель на уроке? ( Проследить судьбу мальчика 9 лет)

- Достигли мы этой цели?

- Какой вывод можно сделать, познакомившись с этим произведением?

(У бедных детей сирот было очень трудное детство. Нет ни у кого такого права: издеваться над детьми и людьми вообще.)

-Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только

“Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.

  1. Домашнее задание: Упражнения в выразительном чтении эпизодов “Ванька”, “Как Ванька собирается писать письмо” “Письмо”, “Описание Москвы”, “Дедушка”, “Описание морозной ночи в деревне”, “Дед рубит елку”, “Елка в барском доме”, “Обещания Ваньки”, “Собака Вьюн”.





Приложение№1





Приложение №2

Приложение №3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок чтения и развития речив в 6 классе. Тема: "А.П.Чехов "Ванька"

Автор: Карпова Любовь Васильевна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства