Просмотр содержимого документа
«"Цветочки в горшочке" (работа с бисером и пайетками)»
Методическая разработка занятия на тему: «Цветочки в горшочке»
(работа с бисером и пайетками)
для воспитанников 7 – 18 лет
Пояснительная записка
Занятие проводится с детьми с особыми образовательными потребностями (нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, сочетанными дефектами) при участии социальных работников отдела социальной помощи на дому № 5
Тип занятия: получение новых знаний
Цель: познакомить воспитанников с еще одним видом бисероплетения – работой с пайетками и в процессе творческой деятельности продолжить коррекцию и развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти.
Задачи:
1. Расширение познаний воспитанников в области работы с бисером.
2. Познакомить с новым видом низания – низанием в чередовании 1 к 1 (чередуются пайетка с бисером).
3. Развивать творческое мышление, воображение при чередовании предметов разного размера и цвета.
4. Воспитывать умение бережного и рационального отношения к расходному материалу, аккуратность, желание помочь младшим.
Зрительный ряд: горшочек с живым цветком фиалки, образцы фиалок разной цветовой гаммы, сделанных из бисера (белая, розовая), рисунки и фотографии настоящих фиалок.
Музыкальный ряд: СD-магнитофон, диск с записью П.И Чайковского «Вальс цветов».
Материалы: розовый и зеленыйбисер, желтые и зеленые пайетки, проволока различного сечения, ножницы, гипс, вода, горшок для «высадки» цветов.
Прогнозируемый результат: изготовление декоративной фиалки в соответствии с образцом и объяснением; закрепление навыков нанизывания на проволоку пайетки и бисера в чередовании.
Актуальность: актуальность данной разработки состоит в том, что при проведении занятия используются элементы интеграции, т.е. используется влияние культурных ценностей (шедевры мирового искусства) на трудовое воспитание. Еще можно сказать о том, что каждое занятие с данным контингентом детей имеет серьезную коррекционную подоплеку, т. к. развивает психофизические особенности воспитанников.
Практическая значимость: декоративно-прикладное творчество, в том числе и работа с бисером помимо развития психофизических процессов (мелкая моторика, внимание, мышление, память) повышает самооценку детей с ООП, делает их наиболее значимыми в своих глазах и глазах окружающих. Позволяет воспитанникам делать интересные изделия своими руками, развивает их креативное мышление, воспитывает усидчивость, желание довести начатое до конца, помочь младшим.
План занятия:
1. Организационный момент (3 минуты)
2.Сообщение нового материала (15 минут)
3.Повторение ТБ при работе с ножницами, проволокой, бисером (5минут)
Сообщение целей и задач занятия, проверка готовности воспитанников к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.
Фиолетовой ночью ярко звезды горят.
Все ребята уснули, и зверята все спят.
Лишь лесная фиалка этой ночью не спит
И на звездное небо с надеждой глядит.
Видит, звездочка с неба почти что упала.
И фиалка желанье свое загадала:
«К детям с «Радуги» в царство хочу я попасть
Им поделкой красивой попробую стать »
Ребята, ну раз лесная фиалочка мечтает к нам попасть, поможем ей в этом и сделаем из бисера и пайеток её сестренку – декоративную фиалку.
Согласны?
Сообщение нового материала.
- Девочки и мальчики, сегодня мы начинаем серию занятий по изготовлению цветов из бисера и пайеток. И на сегодняшнем занятии мы с вами изготовим декоративную фиалочку и «высадим» ее вот в этот горшочек.
- Ребята, а какие вы знаете цветы?
-Какие цветы вам больше нравятся?
- А какие вы еще знаете сказки или стихотворения, в которых бы автор писал о цветах?
(Андерсен «Цветы маленькой Иды», «Соловей и роза», «Улитка и розовый куст», С.Козлов «Васильки», С.Я. Маршак писал о ландышах, А. Барто - о колокольчиках, Ю. Мориц - о ромашках, В. Катаев «Цветик-семицветик», русская сказка «Аленький цветочек».)
Чтение стихотворения С.Козлова «Васильки»
-Вот видите, различные авторы пишут о разных цветах, у нас с вами различные предпочтения, но сегодня мы с вами научимся изготавливать фиалку.
Для этого необходимо:
Для цветка
- отсчитать 12 пайеток и выложить их на стол рядом с коробочкой (соц. работники помогают воспитанникам, которые не умеют считать)
- закрепить бисеринку-фиксатор на одном конце проволоки (для того, чтобы нанизываемый материал не падал с проволоки)
- начать низание в такой последовательности: 3 бисеринки, 12 пайеток в чередовании с бисеринками, еще 3 бисеринки
- сделать плотное скручивание
- повторить низание в чередовании еще 4 раза, каждый раз отсчитывая по 12 пайеток
- сделать завершающее скручивание «стебелька» цветка
Для листьев
- отсчитать 25 пайеток
- сделать нанизывание пайеток во встречном направлении (воспитанники клуба уже знакомы сданным видом низания), в чередовании: 2 бисеринки, 25 пайеток, 4 бисеринки
- сделать плотное скручивание «стебелька» листа
- крутить поочередно цветы и листья
- развести гипс
- «высадить » цветок
3.Повторение ТБ.
- при работе с проволокой.
При выполнении работы, проволоку необходимо держать вертикально и не размахивать ею в разные стороны.
-при работе с бисером и пайетками.
Данный расходный материал нельзя брать в рот, для низания брать по одной бисеринке и по одной пайетке. (социальные работники помогают следить за выполнением ТБ)
4.Практическая работа.
- Девочки и мальчики, сейчас вы постараетесь создать красивый и неповторимый цветок. Я желаю вам удачи и терпения. Но, прежде чем вы приступите к работе, я хочу поставить очень красивую музыку, которую написал П.И. Чайковский, и называется она «Вальс цветов».
Работа выполняется под музыку. В процессе работы проводятся две физкультминутки на общую моторику и подвижность глазного яблока и хрусталика. Приложение №1.
5. Подведение итогов.
По окончании работы педагогу необходимо похвалить каждую воспитанницу и показать цветок со стороны. Попросить оценить воспитанницам свою работу по шкале «очень красиво» и «красиво» и объяснить, почему она так оценивает свою работу.
Задать следующие вопросы:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- С каким новым видом низания познакомились?
- Как вы считаете, добились мы желаемого результата?
- Какие впечатления вызвала у вас услышанная музыка?
- Как влияла музыка на выполнение работы?
Список использованной литературы:
1. Баева Т.И. Домашняя мастерская – М.: АСТ, 1991г
2. Бойко Е.А. Рукоделие. Полная энциклопедия. – М.: АСТ, 2000г
3. Гандертон Л.Энциклопедия рукоделий. Техники и изделия. – М. АСТ, 2005г.
4. Журнал «Чудесные мгновения» №7 2007г.
5. Журнал «Лиза. Цветы в доме» № 3, 4, 6 2008г.
6. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль, 2001г.
7. Интернет. Сайт: цветы из бисера
Приложение № 1.
Физкультминутка на общую моторику:
Буратино потянулся, руки в стороны развел,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Повернулся и пошёл. (повторить 2-3 раза)
Физкультминутка на подвижность глазного яблока и хрусталика: