Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта воспитательского занятия "«Зимующие птицы » в 1 классе (VIII вид)»
Технологическая карта воспитательского занятия.
Дата проведения: 2 марта 2017 года.
ФИО воспитателя: Ефименко Татьяна Алексеевна
Тема: «Зимующие птицы »
Область познания: (в рамках экологического проекта) «Птицы нашего двора».
Тип занятия: Комплексное.
Технология занятия: Ситуация деятельностного подхода.
Цель: Сформировать представление о зимующих птицах, проявлять познавательный интерес к новому материалу.
Задачи: Формировать знания детей о зимующих птицах; развивать связную устную речь, через творческие задания; развивать умения отвечать на поставленные вопросы, через беседу, дидактическую игру,
дифференцированные задания.
Воспитывать заботливое природоохранное отношение к птицам через просмотр видео – ролика «Птичья столовая» и сюжетно предметную игру «Покормите птиц».
Средства: Презентация о зимующих птицах; фонограмма звуки птиц; видео – ролик «Птичья столовая»; картинки птиц; колокольчик.
практические: «педагогическое сотрудничество»; творческое задание «Угадывание птиц», по карточкам; ситуация успеха; работа в парах.
наглядные:демонстрация репродукций картин зимующие птицы, видео – ролик «Птичья столовая», кормушка с птицами, раздаточный материал.
словесные: беседа «Зимующие птицы; чтение стихотворения «Птицы прилетели в столовую»; дидактическая игра «Зимующие птицы», игровое упражнение «Кто лишний»; загадки с содержанием зимующих птиц.
Личностный результат: формировать природоохранительные навыки у воспитанников и бережное отношение к птицам. Различать зимующих птиц. Знать: о птицах, зимующих в наших краях. Иметь: представление о питании зимующих птиц. Уметь: проявлять заботливое отношение к птицам.
Предшествующая работа – Наблюдение в природе за зимующими птицами. Подкормка птиц во время прогулки. Изготовление книжки-самоделки «Птицы под нашим окном».
Ход занятия.
Этапы занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Результат взаимодействия (сотрудничества)
1.Организационный момент.
Цель: Психологический настрой на взаимное сотрудничество.
Прием приветствия. «(Улыбка)».
1.Добрый день. Улыбнувшись друг другу сказали.
Что особенного мы друг другу сказали. Просто добрый день. И от этого нам приятно будет общаться.
1.Принимают участие в приветствии.
( Обратная связь).
Добрый день.
(Улыбнулись друг другу). Сели за столики.
(1мин.)
Организовать на предстоящую работу воспитателя с детьми
2.Актуализация необходимых знаний
Цель: Организовать педагогическое сотрудничество.
-Выявлять знания ранее изученного материала.
Организационно побудительный момент.
Давайте скажем девиз занятия.
2.Каждый день – всегда, везде. На занятиях, в игре. Смело, четко говорим. И тихонечко сидим.
Ребята, я вам сейчас начну читать предложение. Приготовились слушать. Читаю вслух. Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины,попугаи и синицы: одним словом это – птицы.
2.Вместе с детьми читаем четверостишие наизусть.
А, вам необходимо закончить его.
Это - птицы.
(2мин.)
2. Развивать долговременную память детей.
3.Выявлять ранее изученный материал.
3.Мотивация
Цель: самостоятельно формулировать
тему занятия. Мотивировать
познавательный интерес детей. Развивать устную речь и образную память детей
Приложение №1 Загадки.
Рефлексивный прием
3. Мотивационно – побудительный момент. Ребята к нам прилетела на веточку птичка. Какая это птичка?
А мне кажется это ворона.
Правильно,
на веточке синичка.
Что принесла нам синичка?
Давайте откроем конвертик и посмотрим, что в нем. Ой, в конверте загадки.
Ребята, я буду читать загадки,вы внимательно слушаете, кто первый поднимет руку, тот и дает ответ.Синица, воробей, ворона, снегирь, голубь, галка, дятел. Ребята, а это какая птичка? Давайте вспомним еще раз птиц, которых мы объединили в одну группу.
Я показываю птицу, а вы ее называете и запоминаете по внешнему виду.
Проговорим все вместе названия птиц.
Ребята эти птицы не улетают в теплые края, остаются у нас зимовать.
Поэтому, какие это птицы?
- А почему этих птиц называют зимующими?
-Как назовем наше занятие? Зимующие птицы.
Вспоминают по внешнему виду птичку и дают ответ
Синичка.
Нет. Ворона черная, а у синички желтая грудка. Перышки рябенькие.
На слайде№1 появляется синичка
Синичкапринесла в лапках конверт.
На этом же слайде№1 после каждой загадки появляются птицы.
Без загадки на слайде появляется птичка поползень.
Поползень.
К нам под окно она часто прилетает покормиться.
Говорит только, тот на кого я указываю.
Проговаривают хором названия птиц.
Зимующие.
Эти птицы не улетают в теплые края, остаются у нас зимовать.
Зимующие птицы
На этом же слайде появляется тема занятия.
(5мин.)
Развивать наглядно образное представление о птицах
Развивать внимание, память, речь детей.
3.Развивать устную речь, через полные ответы детей в ходе беседы.
Постановка проблемного вопроса:
Словарная работа
Ребята, а сейчас предлагаю вам послушать, как щебечут птицы.
После прослушивания задаю вопрос. Ребята, а все ли птицы одинаково щебечут?
- Легко ли выжить птицам зимой? Как помогать птицам?
Вывод: Главные враги птиц – холод и голод. Много птиц погибает от холода во время метелей и сильных морозов. В зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ножке. Зачем же птичке это нужно? Это ребята она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется. А еще, когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
Что значит нахохлились?..........
Презентация: «Птицы щебечут». Слушают.
(1.мин.)
Ответы детей
Голуби воркуют, воробьи чирикают, синичка подсвистывает, ворона каркает и т.д.
Ответы детей. Очень трудно приходится птицам зимой. Птицам нужноготовить кормушки и подкармливать их.
Игорь Балканов читает стихотворение Как Птице перезимовать
3мин.
Нахохлились – это значит
Мотивировать
познавательный интерес детей.
Развивать образную память детей.
Ребенок слышит,
запоминает звуки незнакомых ему птиц.
Активизировать детей к познавательной деятельности.
Обогащать словарный запас слов.
Создается ситуация успеха
3.Организация познавательной деятельности.
Практическая часть 15 мин.
Наглядно – образное восприятие детей о зимующих птицах.
Ситуация успеха и психологического микроклимата.
Цель: Формировать знания детей о зимующих птицах.
Развивать психические процессы: внимание, зрительную и слуховую память. Организовать работу в парах через дифференцированные задания. Воспитывать экологическую культуру поведения, бережного отношения к птицам.
Раздается демонстративный материал – птицы. Предлагаются дифференцированные задания по уровню сложности.
Закрепление материала о зимующих птицах
1.Предлагаю игру «Покормите птиц»
Висит кормушка, а
рядом лежит разный корм для птиц и картинки птиц.
Задание: Выберите правильный корм для птицы.
Рефлексивный прием: Почему вы давали птицам не одинаковый корм?
Вывод: Подкармливать птиц можно семечками, крошками хлеба, семенами растений, крупой и маслом.
Голуби клюют семечки, пшено, крупу у кормушки на земле.
Воробьи, поползни клюют у кормушки любой корм крупы, крошки хлеба. Синичка берет по зернышку семечки, сало, сырое мясо и долбит, себе на дереве зажимая корм своими лапками.
Снегирь клюет ягоды, семена, крупу аккуратно не сорит. Ворона ест жадно остатки пищи на земле и никого не боится.
- Сейчас мы с вами посмотрим, как птицы кормятся зимой.
2.Видео-ролик. «Птичья столовая»
(1,5 мин). Смотрим внимательно и запоминаем, какие прилетали птицы в столовую? После просмотра повторяю вопрос. Какие прилетали птицы в столовую?
Какой клевали корм птицы?
3. Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя. Ребята, я предлагаю выполнить вам очень интересное задание. Кто лишний.
У вас у каждого лежат карточки с птицами. А, мы уже знаем зимующих птиц. Рассмотрите на карточках птиц выберите, только зимующую птицу у нас.
Приложение №5. Кормушка для птиц. Птицы фигурки. Корм для птиц.
Приложение №6. Книжка самоделка «Птицы под нашим окном». Дополнительный материал.
Приложение №7 Рассказы для детей Максима Горького «Воробьишко».
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Данное занятие проведено в рамках экологического проекта «Птицы нашего двора».
При подготовке к занятию проведена предшествующая работа – наблюдение в природе за зимующими птицами.
- Подкормка птиц во время прогулки.
- Ознакомление воспитанников с многообразием птиц.
- Изготовление книжки-самоделки «Птицы под нашим окном».
В структуре технологической карты занятия выделила блоки, соответствующие идее технологизации воспитательного процесса:
І) Блок целеполагания.
(Что необходимо сделать, воплотить); ІІ) Инструментальный блок.
(Какими средствами это достижимо); ІІІ) Блок организационно – деятельностный.
(Структуризация на действия и операции в ходе всего занятия).
В блоке целеполагания - старалась правильно сформулировать цель, присутствовал обучающий компонент: ознакомление воспитанников с многообразием птиц, когда дети думали и называли концовку предложения – Это птицы.
Развивающий компонент: давал возможность - развивать речь, память, мышление, умения самостоятельно добывать знания через творческие задания, давать самооценку своей деятельности.
Воспитывающий компонент: способствовал воспитывать заботливое отношение к птицам.
Занятие было выстроено в комплексной форме. В нем присутствовало сочетание разных видов деятельности, имеющими логическую связь между поставленными задачами. Один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, т.е. создает эмоциональный настрой.
Методы, которые применялись на занятии, соответствовали цели занятия и задачам: наглядный, словесный, практический, самостоятельная работа.
В инструментальном блоке использовался дидактический материал, технические средства, видео-материал, наглядные пособия подобраны в соответствии с целью занятия (зимующие птицы).
Блок организационно – деятельностныйсодержалструктурные компоненты занятия. Организационный момент. Актуализация необходимых знаний. Мотивация деятельности воспитателя и воспитанников. Организация познавательной деятельности. Подведение итогов. Структурные компоненты занятия были выдержаны.
по карточка на выявление знаний о птицах, самостоятельная работа. В конце занятия подвели итоги.
Темп занятия соответствовал возрастным особенностям детей.
Дидактический материал, технические средства обучения, наглядные пособия были подобраны в соответствии с целями (птицы).
Дети на занятии были активны. Я в свою очередь старалась заинтересовать их, привлечь внимание к работе на занятии.
Дети проявили большой интерес к занятию, цель занятия была достигнута.
Достижения
Затруднения
Предложения
При организации проведения всего занятия проведена огромная внеурочная дополнительная работа, как воспитателя, так и воспитанниками.
Дети не могут еще читать. Некоторые рассеяны. Не сформировано произвольное внимание, что давало затруднение при ответах.
1.Читать стихи и рассказы о птицах разных писателей. В Бианки., С Маршака., М. Гороького., Чарушина и др.
2.После завершения проекта «Птицы нашего двора» по циклам проводить праздники для детей, приглашая других ребят соответствующих по возрасту.
1 Дети учились наблюдать, самостоятельно рассуждать и делать простые выводы.
2. Я в свою очередь старалась заинтересовать их, привлечь внимание к работе на занятии – предлагала задания для детей, самостоятельную работу и т.д.
3. Дети были активны, проявили большой интерес к занятию,
Памятка по составлению технологической карты воспитательского занятия по ФГОСС в 1 классе.
Цель урока - организация деятельности обучающихся по овладению ими личностными результатами при изучении (повторении, закреплении) темы «……»
Цель, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
Что необходимо сделать, воплотить.
Задачи Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
ЗАДАЧА– данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Например.Задача - Организовать самостоятельную работу обучающихся с текстом;
Организовать работу в подгруппах по составлению плана текста
что необходимо сделать, воплотить);
Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока.
Обратим внимание на синхронизацию действий учителя и учеников, их волновой, симметричный характер: учитель-коммуникатор – прямое воздействие учителя на учеников (реципиентов); учитель-реципиент обратной связи (диалогичность урока). Обмен информацией. Таким образом, цикличен: имеет субъектно-завершённую форму: учитель – ученик – учитель. Завершена эта связь должна быть на каждом этапе. Вне этого условия учитель рискует оказаться в роли исполнителя монолога не "для", а в "присутствии". Поэтому мы настаиваем на рефлексивном завершении каждого этапа урока.