Материал может быть использован учителями начальных классов, работающих по АООП (вариант 1) в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным параметрам. Такими параметрами являются этапы урока, их цели (задачи), содержание учебного материала, формы, методы и приёмы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Предлагаемая технологическая карта урока реализует цели формирования у обучающихся базовых (универсальных) учебных действий (БУД). Таким образом, предложенная технологическая карта урока может быть представлена как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
| | | | |
| |
Организационный момент |
| | | Учитель приветствует обучающихся; Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку; Учитель создаёт психологический климат (настрой на работу) | | Коммуникативная деятельность: - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем. Регулятивная деятельность: - организовывать рабочее пространство; - произвольно включаться в деятельность; - контролировать свои действия и эмоциональное состояние; |
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся Задача: активизировать в памяти детей имеющиеся знания по темам: «Осень», «Сбор урожая», «Овощи», «Фрукты» |
1. На доске календарь погоды (лист А3, который ежедневно заполняется совместно учителем и детьми), см. приложение 1 -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2. Стихотворение об осени: Осень в гости к нам пришла И подарки принесла: Яблоки душистые, Репку золотистую, Кабачки пузатые И морковку сладкую. -
| - наблюдение; - словесные (беседа, диспут, рассуждение); - работа с схемами и таблицами | | Учитель организует коллективную деятельность учащихся по заполнению календаря по годы на сегодняшнюю дату; -
Учитель организует диалог – рассуждение, в ходе которого уточняет (названные детьми) характерные для осени погодные явления -
-
Учитель резюмирует работу с календарём погоды высказыванием о том, что дети доказали то, что началась осень. -
Учитель читает стихотворение об осени. -
Учитель организует лексическую работу на материале прочитанного стихотворения («почему осень пришла в гости?», «что это означает?», «какие подарки принесла осень?», «почему эти подарки приносит именно осень?») | Один ученик (со слов одноклассников) заполняет у доски календарь погоды; Учащиеся коллективно участвуют в беседе, в ходе которой проговаривают характерные для осени погодные явления (на материале данных календаря погоды внесённых сегодня и ранее в таблицу) Учащиеся воспринимают поэтическое произведение; Учащиеся коллективно участвуют в беседе, в ходе которой по наблюдениям и через анализ данных таблицы (календаря погоды) проговаривают такие существенные признаки осени, как «сбор урожая», «что такое урожай», «кто и где собирает урожай», «почему урожай собирают осенью» | Познавательная деятельность: - работать с таблицей через сравнение, обобщение данных о погоде; - выделять существенные и общие свойства погодных и природных явлений (времени года «осень»). Коммуникативная деятельность: - выслушивать мнение (ответы) одноклассников; - в ходе беседы (диспута) изменять своё мнение в случае необходимости; - слушать и воспринимать особенности поэтического произведения. Регулятивная деятельность: - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку при ответе, давать возможность высказаться другим детям); - активно участвовать в коллективной деятельности (в общей беседе). |
Постановка темы и цели (задач) урока |
1. У учителя мешочек (непрозрачный, тканный) в котором лежат овощи и фрукты (на каждого ученика по одному) -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2. Два заранее оборудованных стола, две карточки (подставки на стол): «ОВОЩИ», «ФРУКТЫ» -
| | | Учитель предлагает учащимся отгадать, какие именно подарки осень принесла сегодня им. -
-
Учитель контролирует ход дидактической игры (задаёт вопросы типа: «почему ты так решил?», «что помогло тебе догадаться?», «что вызвало трудности?», «почему ты сомневаешься?», «расскажи о своих ощущениях») -
Учитель подводит итоги дидактической игры, в ходе которых предлагает детям определить тематику (озвучить тему) урока -
По результатам беседы с детьми, учитель демонстрирует и выставляет на два отдельно стоящих стола карточки-подставки: «ОВОЩИ», «ФРУКТЫ» -
Учитель формулирует задачи урока («повторить учебный материал об овощах и фруктах», «вспомнить овощи и фрукты, которые изучали», «различать овощи и фрукты») -
| Учащиеся по очереди опускают руку в мешочек и по ощущениям пытаются отгадать, какой фрукт или овощ там лежит (отгаданный предмет остаётся у ребёнка) -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Учащиеся высказывают предположения о теме урока -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Учащиеся настраиваются на ход урока в соответствии с поставленными задачами | Познавательная деятельность: - определять и выделять отличительные свойства предметов (овощей и фруктов) на основании тактильного восприятия; - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - выделять существенную информацию, обобщать; - выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативная деятельность: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию («опусти руку в мешок, не глядя на предмет, по собственным ощущениям, попробуй догадаться, что у тебя в руке»). Регулятивная деятельность: - работать с наглядным, раздаточным материалом; - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; - контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. |
Систематизация и обобщение изученного ранее материала |
1. На каждом из двух столов имеются заготовки для таблицы (см. приложение 2), шаблоны геометрических фигур, цветные карандаши -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2. Карточки с таблицами (творческий продукт) составленные учащимися | -практическ., - словесные (работа с загадками); - работа с схемами, таблицами, символами | | Учитель предлагает сесть учащимся за столы с выставленными карточками в соответствии с предметом (овощем или фруктом), который они угадали (достали из мешочка) -
Учитель предлагает каждой группе составить «карточки-загадки» для детей другой группы (заполнить таблицы) по указанной инструкции (пример заполненной таблицы см. приложение 3); проводит инструктаж обучающихся -
Учитель подводит итог деятельности учащихся, в ходе которого предлагает детям одной группы загадать загадки детям другой группы. -
-
-
-
-
-
-
По завершению высказывания каждого ребёнка и после того, как дети назвали «загаданный» предмет, учитель читает интересный факт об этом овоще / фрукте | Учащиеся рассаживаются за столы, формируют учебные группы -
-
-
-
-
-
-
-
Учащиеся каждой группы по каждому овощу /фрукту заполняют таблицы (с указанием формы, цвета, где растёт) -
-
-
-
-
-
-
-
Учащиеся поочерёдно по одному человеку из каждой группы выходят к доске и «читают» таблицу схему. Дети другой группы высказывают предположение, о каком предмете (овоще / фрукте) идёт речь (пример высказывания: «это овощ, он круглой формы, коричневого цвета, растёт под землёй») -
| Познавательная деятельность: - верно соотносить имеющийся предмет с видо-родовой принадлежностью, классифицировать на наглядном материале; - выделять отличительные свойства предметов (овощей и фруктов); - пользоваться знаками, символами, обозначениями – заместителями; - представлять учебную информацию в табличном формате; - выделять существенную информацию из текста «загадки»; - выдвигать гипотезу и обосновывать её (поиск отгадки). Коммуникативная деятельность: - вступать в контакт, договариваться, работать в «случайной» группе, работать в коллективе (ученик – класс); - адекватно реагировать на мнение других участников группы, корректно отстоять свою точку зрения, менять в случае необходимости; - слушать собеседника, давать возможность высказаться до конца; - строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивная деятельность: - чётко следовать инструкции, требованиям, учебному заданию; - активно участвовать в общей деятельности; - работать в общем темпе с группой и со всем классом; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, высказываться по указанию учителя либо ведущего игры, одноклассника); - контролировать свои действия и эмоциональное состояние в ответ на изменения окружающей обстановки (учебного места, партнёра, вида и формы учебной деятельности) |
Минутка двигательной активности Снять состояние утомления с обучающихся Развивать мелкую и крупную моторику кистей рук, ритмичности, плавности и соразмерности движений детей с ОВЗ Подготовить детей к смене вида деятельности на уроке |
| | | | | Коммуникативная деятельность: - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем. Регулятивная деятельность: - произвольно включаться в деятельность; - контролировать свои действия и эмоциональное состояние; |
| -
- движения прямыми ладонями вверх – вниз - потереть кулак одной руки о кулак другой - пальцы сложить в щепотку, посолить - сжимать и разжимать кулаки - поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук |
Перенос имеющихся знаний в новые условия |
1. Карточки с однокоренными словами по темам «Овощи» и «Фрукты» (например, «фруктовый», «овощехранилище») -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2. Карточки-таблицы, изготовленные детьми в случайном порядке раздаются учащимся на парты -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
| | | Учитель организует игровые ситуации: - в деревне (на даче) - в магазине, в ходе которых, через беседу, с помощью вопросов ведёт работу по активизации словаря обучающихся (например, «откуда берутся овощи?», «как называется место где растут фрукты?», «как назовём грядку, на которой растёт только морковь?», «как называется магазин, отдел, где продают овощи и фрукты?») В ходе беседы и игровых ситуаций на доску выносит опорные слова-карточки -
Учитель организует дидактическую игру «Кулинарный батл», инструктирует учащихся: «Каждой паре достался какой-то овощ или фрукт (тот, которой указан на карточке-таблице). На обратной стороне карточке совместно придумайте и запишите, что можно приготовить из этого продукта. Задача вспомнить, как можно больше блюд» -
-
-
-
-
Учитель подводит итоги игры, в ходе которых определяет самую активную пару, самые оригинальные блюда и так далее. | Учащиеся участвуют в беседе (игровой ситуации), предложенной учителем, отвечают на вопросы развёрнутым (полным) ответом -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Учащиеся работают в парах: обсуждают и записывают высказывания типа «морковный пирог», «яблочный торт», «грушевый компот». -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Каждая пара учащихся озвучивает свои варианты ответов по типу «Из картофеля можно приготовить…» Другие учащиеся класса подсчитывают ответы, соглашаются либо нет с их реальностью. | Познавательная деятельность: - практически устанавливают родовые отношения между однокоренными словами и предметами, свойствами предметов, их обозначающими. Коммуникативная деятельность: - вступать в контакт, работать с инсценировкой в паре, малой группе; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - сотрудничать с партнёром при выполнении одного учебного задания. Регулятивная деятельность: - произвольно включаться и активно участвовать в учебной деятельности; - работать в общем темпе, адекватно реагировать на быструю смену учебной ситуации, вида учебной деятельности; - адекватно реагировать на оценивание своей деятельности, оценивать действия своих одноклассников. |
Подведение итогов урока |
| - рефлексия; - самоанализ | | Учитель задаёт вопросы о задачах урока Учитель обеспечивает положительную реакцию детей Учитель предлагает вариант эмоциональной оценки урока («Предлагаю каждому на доске нарисовать один из предложенных смайликов, а затем высказаться, почему он выбрал его») | | Познавательная деятельность: - анализировать собственную и деятельность других детей в соответствии с предложенными критериями. Коммуникативная деятельность: - вступать в контакт и работать в коллективе (ученик – класс); - слушать собеседника, давать возможность высказаться до конца; - строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивная деятельность: - контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с учётом предложенных критериев; - соотносить свои действия и результаты с поставленными задачами; - принимать оценку деятельности. -
|