«Цветоводство и декоративное садоводство» на тему:
Определение хвойного растения или кустарника по внешнему виду
10 класс
Подготовила и провела:
Учитель трудового обучения
по профилю
« Цветоводство и декоративное садоводство»
Мартынова Е. И.
Ст-ца Крыловская, 2019г.
Цель урока: закрепить знания о видах растений, произрастающих в местном парке. Научить распознавать хвойные растения и кустарники по внешним признакам и давать им сравнительную характеристику.
Задачи:
-воспитывать бережное отношение к природе;
- учиться составлять рассказ по опорным словам и наглядному материалу.
Оборудование: ПК, мультимедийный экран, презентация «Зелёные насаждения парка станицы Крыловской», папка с наглядным материалом «Кустарники и хвойные насаждения», словари, распечатанные новые слова с определением для Балаевой Дианы, рефлексивные карточки.
Опорные слова: парк, зеленые насаждения.
I. Орг. Момент.
Мы сегодня не одни-
Гости на урок пришли,
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Добрый день ребята и уважаемые гости! Несмотря на то, что мы сегодня не одни, прошу вас не волноваться. Мы повторим с вами то, что изучали на прошлом уроке, изучим новую тему. Ваша задача: отвечать на вопросы, внимательно слушать и запоминать.
Рапорт дежурного, проверить готовность учащихся к уроку: наличие тетрадей, ручек, инструкционных карт, словарей, отметить отсутствующих.
II. Повторение пройденного материала.
Разноуровневый опрос: устный для Коломака А. и Чаплыги Д; Масько Ю.;
Балаевой Д. и Сусь А. дать тесты(Приложение№1)
-Что называется парком?
-Для чего предназначен парк?
- Чем отличается парк от лесопарка?
(Парк - предназначенная для отдыха озеленённая территория; в парке 70% зеленых насаждений, в лесопарке-90%, парк находится в городе, а лесопарк- за чертой города; парк- место кратковременного массового посещения, лесопарк- кратковременный отдых и проживание- турбазы, санатории, профилактории, лечебницы и т.д.)
Нарисовать на доске геометрические особенности садово- паркового строительства и попросить учащихся назвать стили оформления парка(регулярный- строгие геометрические фигуры; пейзажный – округлые, плавные линии; смешанный стиль – впереди строгие линии, а на заднем плане – плавные).
Молодцы ребята, я вижу вы хорошо дома подготовились к нашему уроку.
III. Этап актуализации знаний.
А теперь, ребята, мы с вами найдём ответ на загадку, которую я загадала вам на прошлом уроке. Посмотрите внимательно на доску, на материал, который мы с вами вчера собрали в парке и скажите что же это: «Только ель средь них одета, из чего одежда эта?» (хвоя)
Правильно ребята. Я неспроста загадала вам такую загадку, ведь сегодня мы с вами научимся определять растения по внешним признакам и тема нашего урока звучит так: « Определение хвойного растения или кустарника по внешним признакам». Важность этих знаний для профессии садовода- озеленителя неоценима. Принимая решение как оформить ту или иную зону мы должны знать характеристики растений и иметь представления как будет выглядеть группа растений в посадке( величина растений, требовательность к почве, сочетание окраски и т. д.) Например, самое высокое в мире хвойное дерево-секвойя Гиперион- имеет высоту 115,61м, диаметр ствола- 5м.Такое дерево не стоит сажать дома в саду.
IV Физкультминутка.
Игра «Руки-ноги». Учитель хлопает в ладоши. Один хлопок - учащиеся поднимают руки, два раза- встают с места и снова садятся. Учитель чередует хлопки, а ребята должны быть внимательными, чтобы правильно выполнять движения.
V. Изучение новой темы. Просмотр презентации
Просматривая слайды учитель комментирует их.
VI. Закрепление полученных знаний
(Группы делятся таким образом, чтобы в каждой был более сильный ученик).
Ребята! Сейчас мы с вами разделимся на две группы. Первая группа специалисты по кустарникам, а вторая группа - специалисты по хвойным растениям. Перед вами лежит папка со словами, картинками растений. Каждая группа должна выбрать из папки материал, который к ней относится. После того, как вы выберете то, что считаете нужным, вы обоснуете свой выбор в обсуждении. Учащиеся выбирают из предоставленного материала то, что считают относится к их группе. Обсуждение.
VII. Рефлексия.
Учащиеся заполняют рефлексивные карточки.
VIII. Итоги урока.
Выставление оценок с комментированием домашнего задания(устных ответов и тестов) и выполнения классной работы.
Д/З
Написать рассказ о хвойных растениях, которые имеются на территории школы и кустарниках( названия, к какой группе принадлежат).
Приложение №1
Тесты
1. Зеленые насаждения –
А) деревья и кустарники, растущие в лесу
Б) деревья и кустарники, посаженные в парке
В) деревья и кустарники, по берегам рек
2.Какое из этих деревьев лиственное?
А) лиственница
Б) ель
В) тополь
3. Какое из этих деревьев хвойное?
А) ясень
Б) граб
В) кедр
4. Вид зимней работы в парке
А) обрезка деревьев
Б) расчистка дорожек от снега
Б) сгребание листьев
5. Для чего набрасывают снег на многолетние зимующие растения?
Хво́я — листоподобные органы многих голосеменных (хвойных) растений — сосны, ели, туи и др. Ювенильная хвоя чаще всего бывает игловидной, заостренной, иногда серповидно изогнутой. Зрелая хвоя многих растений становится чешуевидной, укороченной.
Голосеменны́ерасте́ния - это растения, у которых семена не покрыты внешней твердой оболочкой.
Вегетати́вное размножение — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.
Слова для папки:
Один ствол, несколько стволов, хвоя, красивоцветущий, смола, шишка, голосеменные, барбарис, туя, сирень, ель, смородина, вегетативное размножение, декоративнолиственный, можжевельник, калина, ежевика.
Картинки и фотографии: кустарники и хвойные растения.