kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы, направленные на формирование морфемного и словобразовательного анализа

Просмотр содержимого документа
«ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Морфемный анализ слова предполагает установление морфемного состава конкретного слова на уровне современного русского языка, т.е. с привлечением фактов активного употребления. Целью морфемногс анализа является установление всех морфем слова и определение его грамматических признаков и орфографии.

Для учащихся с нарушением интеллекта такой анализ речевых единиц представляет значи­тельные трудности, что обусловлено целым рядом причин: нарушениями аналитико-синтетической деятельности, нарушениями лексико-грамматического строя речи, абстрактностью и сложной струк­турной организацией самого русского языка.

Однако трудности анализа слова преодолеваются в ходе целенаправленной и систематической коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, как на уроках русского языка, так и на логопедических занятиях. В учебниках по современному русскому языку дается развернутая схема разбора слова по составу (а именно так в школе называют морфемный анализ), где выделяется два этапа. На первом этапе уточняется лексическое значение слова и принадлежность его к части речи. Если известно значение слова и часть речи, к которой оно принадлежит, следует установить, изменя­ется слово или сохраняет свой состав неизменным. Если слово склоняется, спрягается или изменяется по родам, нужно найти окончание (для инфинитива - формообразующий аффикс) и тем самым наме­тить границу основы. Когда установлена основа, определяют ее характер, т.е. выясняют, относится она к разряду непроизводных или производных. Для слов неизменяемых анализ начинается с опреде­ления характера основы. На втором этапе анализа дается характеристика производного слова с при­влечением родственных слов и их форм.

Словообразовательный анализ дополняет морфемный. Задача словообразовательного анализа -установить, по образцу какого словообразовательного типа образовано данное слово

В специальном (коррекционном) учреждении VIII вида описанная выше схема морфемного и словообразовательного анализа значительно упрощена. Важной задачей образовательной и коррекционно-развивающей работы является развитие речевой сферы учащихся (в том числе и лексико-грамматического строя речи) и формирование навыков грамотной самостоятельной речи. В этой связи приемы морфемного и словообразовательного анализа приобретают особое значение и являются весьма благодатной почвой.

Морфемный и словообразовательный анализ позволяет сформировать представления о частях слова, о способах изменения его формы и образования новых слов, сформировать практические уме­ния выделять части слова. Кроме того, учащиеся усваивают связь формы слова со значением при условии изменения его различными способами. Слово обязательно включается в состав предложения, и здесь оно приобретает особое значение, т.к. от того, в какой форме оно употребляется, зависит смысл синтаксического целого.

Приемы работы, направленные на формирование у учащихся навыков морфемного и словооб­разовательного анализа, могут применяться при изучении раздела программы по русскому языку «Слово. Значение слова» и «Слово. Состав слова»:

  1. Цель: формировать навыки словоизменения и словообразования. Материал: карточка с напечатанным словом и карточки с различными частями (приставки, суффиксы, окончания). Задание: составить новые слова с помощью предложенных частей. Например, дано слово «ЛЕС» и такие части, как «Н», «ОЙ», «АЯ», «ЫЕ», «НИК», «ОК», «ПРО».

  2. Цель: формировать представление о корне слова и умение выделять корень. Материал: карточки с однокоренными словами. Задание: найти одинаковую часть в нескольких словах. Данное упражнение предполагает возможность вырезать нужную часть слова. Выясняется, что эта одинако­вая часть не изменяется, а неизменяемая часть слова - это корень. Затем корень извлекается из слова и предлагается, объяснить смысл полученного слова. Оказывается, что корень несет значение слова. Итак, делается вывод, что корень - это неизменяемая часть слова, которая несет его значение. Напри­мер, «БЕГ», «БЕГАТЬ», «БЕГОВАЯ», «ПРОБЕГАЕТ».

  3. Цель: формировать представление о приставке и умение выделять приставку в сло­ве. Материал: карточка со словом и несколько карточек с приставками. Задание: приставить к сло­ву предложенные части и записать (прочитать) получившиеся слова. Выясняется, что ученик

«приставлял» маленькие части к корню. Эти части стоят перед корнем и образуют новые слова. Итак, делается вывод, что приставка - это изменяемая часть слова, которая стоит пред корнем и служит для образования новых слов. Например, «ЛЕТЕЛ», «ПРИ», «ЗА», «ОБ», «ПЕРЕ», «НА», «ДО», «ПО».

  1. Цель: формировать представление об окончании и умение выделять окончание в слове. Материал: карточки со словами в разных падежах и числах. Задание: выделить (отрезать) изменяю­щуюся часть слова. Выясняется, что слова оканчиваются на разные части. Такие части, которые стоят в конце слова называются окончаниями. Предлагается найти картинки к каждому слову. Выясняется, что с помощью окончаний можно изменять слова. Итак, делается вывод, что окончание - это изменяе­мая часть слова, которая стоит в конце и служит для их изменения. Например, «БОЛЬШОЙ», «БОЛЬШАЯ», «БОЛЬШИЕ», «БОЛЬШОЕ», «БОЛЬШИМ», «БОЛЬШИМИ», «БОЛЬШУЮ».

  2. Цель: формировать представление о суффиксе и умение выделять суффикс в слове. Материал: карточки со словами в разных формах. Задание: выделить корень и изменяемую часть по­сле корня. Выясняется, что часть слова, следующая после корня, может изменяться и служит для об­разования новых слов. Итак, делается вывод, что суффикс - это изменяемая часть слова, которая сто­ит после корня и служит для образования новых слов. Например, «СЫН», «СЫНОК», «СЫНОЧЕК».

Приемы работы, направленные на совершенствование умения выделять части слова, производить морфемный анализ слов. Данные приемы могут применяться при изучении таких разделов программы по русскому языку, как «Слово. Состав слова» и «Предложение».

  1. Цель: совершенствовать умение выделять корень слова. Материал: карточки с однокорен-ными словами. Задание: разложить карточки в столбики. Выясняется, что предложенные слова имеют разные корни, в одной группе слов корень один, во второй - другой корень. После этого предлагается выделить корень слова во всех словах (вырезать). Например, «ВОДА», «САДОВЫЙ», «ВОДЯНОЙ», «САДИК», «ЗАВОДЬ», «ПАЛИСАДНИК», «ПОЛОВОДЬЕ».

  2. Цель: совершенствовать умение выделять приставку, а) Материал: карточки со словами, имеющими одну приставку. Задание: выделить приставки в словах, б) Материал: карточки со слова­ми, имеющими один корень и разные приставки. Задание: выделить приставки в словах. Например, «ПРИШЕЛ», «ПРИЕХАЛ», «ПРИБЕЖАЛ»; «ЗАБЕЖАЛ», «ПОБЕЖАЛ», «ДОБЕЖАЛ».

  3. Цель: совершенствовать умение выделять суффикс, а) Материал: карточки со словами, имею­щими одинаковый суффикс. Задание: выделить суффиксы в словах, б) Материал: карточки со словами, имеющими один корень и разные суффиксы. Задание: выделить суффиксы в словах. Например, «ЛИСЕ­НОК», «КОТЕНОК», «СЛОНЕНОК», «ТИГРЕНОК»; «ЗАЙЧИК», «ЗАЙЧИШКА», «ЗАЙЧИХА», «ЗА­ИНЬКА».

  4. Цель: совершенствовать умение выделять окончания, а) Материал: карточки со словами, имеющими разные окончания. Задание: выделить окончания в словах, подобрать соответствующую кар­тинку, б) Материал: карточки со следующими частями слова: корень или корень+суффикс, окончания. За­дание: изменить слово с помощью окончания и вставить нужную форму в предложение. Например, «ЖЕЛТОЕ», «ЖЕЛТЫЙ», «ЖЕЛТАЯ»; «БАБУШКА», «БАБУШКИ», «БАБУШКЕ», «БАБУШКАМ», «БАБУШКОЙ», «БАБУШКАМИ».

В разделе программы «Предложение» приемы морфемного анализа и синтеза могут приме­няться в таких видах работ, как:

1.Цель: развитие грамматического строя речи, формирование умения правильно подбирать форму слова. Задание: вставить пропущенное слово. Материал: карточка с предложением и карточки со словами, данными в разной форме.

2.Цель: развитие грамматического строя речи, формирование умения изменять форму слова. За­дание: изменить слово. Материал: карточка с предложением, где одно (или несколько слов) слово дано в начальной форме.

Описанные выше приемы работы успешно применяются и в ходе изучения такого раздела программы, как «Части речи». В данном случае морфемный и словообразовательный анализ позволя­ет сформировать у учащихся представление и умения образовывать различными способами слова, от­носящиеся к определенным частям речи.

При необходимости возможен более глубокий - звуковой анализ речевого материала, приме­няемого на уроках, что позволит работать не только на уровне предложения, слова, но и на уровне слога и звука.

Процесс формирования таких речевых умений, как образование форм слов и новых слов, у учащихся с нарушением интеллекта намного облегчает применение индивидуальных карточек, кото­ рые ребенок может рассмотреть вблизи и произвести «предметный» анализ и синтез слов. Важным, хотя и не обязательным, условием применения перечисленных ниже приемов является наличие для каждого ученика набора индивидуальных карточек с речевым материалом.

Классическая схема анализа слова, предлагаемая филологами и методистами общеобразова­тельной школы сложна для понимания и применения в практической деятельности учащихся с нару­шением интеллекта. Однако, адаптированные варианты работы над составом слова, которые пред­ставлены нами в виде вышеперечисленных приемов, дают положительные результаты. Практика при­менения приемов морфемного и словообразовательного анализа на уроках русского языка и логопеди­ческих занятиях по коррекции устной и письменной речи показывает, что у учащихся формируются умения анализировать слово, образовывать необходимые формы слова и новые слова в соответствии с контекстом предложения и связного высказывания. Формирование таких умений происходит и за счет раз­вития лексико-грамматической стороны речи, поскольку у учащихся формируется представление о слове, уточняется лексическое значение слов, обогащается словарь. Умение употреблять слово в нужной форме и образовывать слова различными способами позволяет избежать аграмматизмов в устной и письменной речи учащихся.

Литература

1. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфо­графия. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник для ВУЗов / Аникина А.Б., Бельчи-ков Ю.А., Вакуров В.Н. и др.; Под ред. Д.Э. Розенталя. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая шко­ла, 1984.-735 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Иннокентьевна Гареева

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341692

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства