ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Приёмы работы, направленные на формирование морфемного и словобразовательного анализа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Морфемный анализ слова предполагает установление морфемного состава конкретного слова на уровне современного русского языка, т.е. с привлечением фактов активного употребления. Целью морфемногс анализа является установление всех морфем слова и определение его грамматических признаков и орфографии.
Для учащихся с нарушением интеллекта такой анализ речевых единиц представляет значительные трудности, что обусловлено целым рядом причин: нарушениями аналитико-синтетической деятельности, нарушениями лексико-грамматического строя речи, абстрактностью и сложной структурной организацией самого русского языка.
Однако трудности анализа слова преодолеваются в ходе целенаправленной и систематической коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, как на уроках русского языка, так и на логопедических занятиях. В учебниках по современному русскому языку дается развернутая схема разбора слова по составу (а именно так в школе называют морфемный анализ), где выделяется два этапа. На первом этапе уточняется лексическое значение слова и принадлежность его к части речи. Если известно значение слова и часть речи, к которой оно принадлежит, следует установить, изменяется слово или сохраняет свой состав неизменным. Если слово склоняется, спрягается или изменяется по родам, нужно найти окончание (для инфинитива - формообразующий аффикс) и тем самым наметить границу основы. Когда установлена основа, определяют ее характер, т.е. выясняют, относится она к разряду непроизводных или производных. Для слов неизменяемых анализ начинается с определения характера основы. На втором этапе анализа дается характеристика производного слова с привлечением родственных слов и их форм.
Словообразовательный анализ дополняет морфемный. Задача словообразовательного анализа -установить, по образцу какого словообразовательного типа образовано данное слово
В специальном (коррекционном) учреждении VIII вида описанная выше схема морфемного и словообразовательного анализа значительно упрощена. Важной задачей образовательной и коррекционно-развивающей работы является развитие речевой сферы учащихся (в том числе и лексико-грамматического строя речи) и формирование навыков грамотной самостоятельной речи. В этой связи приемы морфемного и словообразовательного анализа приобретают особое значение и являются весьма благодатной почвой.
Морфемный и словообразовательный анализ позволяет сформировать представления о частях слова, о способах изменения его формы и образования новых слов, сформировать практические умения выделять части слова. Кроме того, учащиеся усваивают связь формы слова со значением при условии изменения его различными способами. Слово обязательно включается в состав предложения, и здесь оно приобретает особое значение, т.к. от того, в какой форме оно употребляется, зависит смысл синтаксического целого.
Приемы работы, направленные на формирование у учащихся навыков морфемного и словообразовательного анализа, могут применяться при изучении раздела программы по русскому языку «Слово. Значение слова» и «Слово. Состав слова»:
Цель: формировать навыки словоизменения и словообразования. Материал: карточка с напечатанным словом и карточки с различными частями (приставки, суффиксы, окончания). Задание: составить новые слова с помощью предложенных частей. Например, дано слово «ЛЕС» и такие части, как «Н», «ОЙ», «АЯ», «ЫЕ», «НИК», «ОК», «ПРО».
Цель: формировать представление о корне слова и умение выделять корень. Материал: карточки с однокоренными словами. Задание: найти одинаковую часть в нескольких словах. Данное упражнение предполагает возможность вырезать нужную часть слова. Выясняется, что эта одинаковая часть не изменяется, а неизменяемая часть слова - это корень. Затем корень извлекается из слова и предлагается, объяснить смысл полученного слова. Оказывается, что корень несет значение слова. Итак, делается вывод, что корень - это неизменяемая часть слова, которая несет его значение. Например, «БЕГ», «БЕГАТЬ», «БЕГОВАЯ», «ПРОБЕГАЕТ».
Цель: формировать представление о приставке и умение выделять приставку в слове. Материал: карточка со словом и несколько карточек с приставками. Задание: приставить к слову предложенные части и записать (прочитать) получившиеся слова. Выясняется, что ученик
«приставлял» маленькие части к корню. Эти части стоят перед корнем и образуют новые слова. Итак, делается вывод, что приставка - это изменяемая часть слова, которая стоит пред корнем и служит для образования новых слов. Например, «ЛЕТЕЛ», «ПРИ», «ЗА», «ОБ», «ПЕРЕ», «НА», «ДО», «ПО».
Цель: формировать представление об окончании и умение выделять окончание в слове. Материал: карточки со словами в разных падежах и числах. Задание: выделить (отрезать) изменяющуюся часть слова. Выясняется, что слова оканчиваются на разные части. Такие части, которые стоят в конце слова называются окончаниями. Предлагается найти картинки к каждому слову. Выясняется, что с помощью окончаний можно изменять слова. Итак, делается вывод, что окончание - это изменяемая часть слова, которая стоит в конце и служит для их изменения. Например, «БОЛЬШОЙ», «БОЛЬШАЯ», «БОЛЬШИЕ», «БОЛЬШОЕ», «БОЛЬШИМ», «БОЛЬШИМИ», «БОЛЬШУЮ».
Цель: формировать представление о суффиксе и умение выделять суффикс в слове. Материал: карточки со словами в разных формах. Задание: выделить корень и изменяемую часть после корня. Выясняется, что часть слова, следующая после корня, может изменяться и служит для образования новых слов. Итак, делается вывод, что суффикс - это изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, «СЫН», «СЫНОК», «СЫНОЧЕК».
Приемы работы, направленные на совершенствование умения выделять части слова, производить морфемный анализ слов. Данные приемы могут применяться при изучении таких разделов программы по русскому языку, как «Слово. Состав слова» и «Предложение».
Цель: совершенствовать умение выделять корень слова. Материал: карточки с однокорен-ными словами. Задание: разложить карточки в столбики. Выясняется, что предложенные слова имеют разные корни, в одной группе слов корень один, во второй - другой корень. После этого предлагается выделить корень слова во всех словах (вырезать). Например, «ВОДА», «САДОВЫЙ», «ВОДЯНОЙ», «САДИК», «ЗАВОДЬ», «ПАЛИСАДНИК», «ПОЛОВОДЬЕ».
Цель: совершенствовать умение выделять приставку, а) Материал: карточки со словами, имеющими одну приставку. Задание: выделить приставки в словах, б) Материал: карточки со словами, имеющими один корень и разные приставки. Задание: выделить приставки в словах. Например, «ПРИШЕЛ», «ПРИЕХАЛ», «ПРИБЕЖАЛ»; «ЗАБЕЖАЛ», «ПОБЕЖАЛ», «ДОБЕЖАЛ».
Цель: совершенствовать умение выделять суффикс, а) Материал: карточки со словами, имеющими одинаковый суффикс. Задание: выделить суффиксы в словах, б) Материал: карточки со словами, имеющими один корень и разные суффиксы. Задание: выделить суффиксы в словах. Например, «ЛИСЕНОК», «КОТЕНОК», «СЛОНЕНОК», «ТИГРЕНОК»; «ЗАЙЧИК», «ЗАЙЧИШКА», «ЗАЙЧИХА», «ЗАИНЬКА».
Цель: совершенствовать умение выделять окончания, а) Материал: карточки со словами, имеющими разные окончания. Задание: выделить окончания в словах, подобрать соответствующую картинку, б) Материал: карточки со следующими частями слова: корень или корень+суффикс, окончания. Задание: изменить слово с помощью окончания и вставить нужную форму в предложение. Например, «ЖЕЛТОЕ», «ЖЕЛТЫЙ», «ЖЕЛТАЯ»; «БАБУШКА», «БАБУШКИ», «БАБУШКЕ», «БАБУШКАМ», «БАБУШКОЙ», «БАБУШКАМИ».
В разделе программы «Предложение» приемы морфемного анализа и синтеза могут применяться в таких видах работ, как:
1.Цель: развитие грамматического строя речи, формирование умения правильно подбирать форму слова. Задание: вставить пропущенное слово. Материал: карточка с предложением и карточки со словами, данными в разной форме.
2.Цель: развитие грамматического строя речи, формирование умения изменять форму слова. Задание: изменить слово. Материал: карточка с предложением, где одно (или несколько слов) слово дано в начальной форме.
Описанные выше приемы работы успешно применяются и в ходе изучения такого раздела программы, как «Части речи». В данном случае морфемный и словообразовательный анализ позволяет сформировать у учащихся представление и умения образовывать различными способами слова, относящиеся к определенным частям речи.
При необходимости возможен более глубокий - звуковой анализ речевого материала, применяемого на уроках, что позволит работать не только на уровне предложения, слова, но и на уровне слога и звука.
Процесс формирования таких речевых умений, как образование форм слов и новых слов, у учащихся с нарушением интеллекта намного облегчает применение индивидуальных карточек, кото рые ребенок может рассмотреть вблизи и произвести «предметный» анализ и синтез слов. Важным, хотя и не обязательным, условием применения перечисленных ниже приемов является наличие для каждого ученика набора индивидуальных карточек с речевым материалом.
Классическая схема анализа слова, предлагаемая филологами и методистами общеобразовательной школы сложна для понимания и применения в практической деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Однако, адаптированные варианты работы над составом слова, которые представлены нами в виде вышеперечисленных приемов, дают положительные результаты. Практика применения приемов морфемного и словообразовательного анализа на уроках русского языка и логопедических занятиях по коррекции устной и письменной речи показывает, что у учащихся формируются умения анализировать слово, образовывать необходимые формы слова и новые слова в соответствии с контекстом предложения и связного высказывания. Формирование таких умений происходит и за счет развития лексико-грамматической стороны речи, поскольку у учащихся формируется представление о слове, уточняется лексическое значение слов, обогащается словарь. Умение употреблять слово в нужной форме и образовывать слова различными способами позволяет избежать аграмматизмов в устной и письменной речи учащихся.
Литература
1. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник для ВУЗов / Аникина А.Б., Бельчи-ков Ю.А., Вакуров В.Н. и др.; Под ред. Д.Э. Розенталя. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1984.-735 с.