Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап урока
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
ВХОЖДЕНИЕ В УРОК
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!
Доброе утро МНЕ!
Я скажу слова: "Доброе утро ..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам! (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")
- Доброе утро всем мальчикам!
(-//-//-//- )
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы! ...
- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет узнать что-то новое.
У вас хорошее настроение? Тогда я вам вручаю «Смайлики»: улыбающееся личико и грустное. Если хорошее настроение сохранится у вас до конца урока, вы, по завершении работы, прикрепите на доску веселого «Смайлика». Надеюсь, что на нашей классной доске мы не увидим грустных личиков.
Поздравив с началом учебного года, проверяет готовность к уроку.
- Ребята, посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных человеком: компьютер, автомобиль, телефон…
(коррекционная работа: развитие зрительного восприятия и узнавания)
- Но самое удивительное и мудрое, что удалось создать человеку – это язык. Посмотрите: ваш классный журнал открывается страницей «Русский язык», а за ней располагаются страницы, называющие другие предметы. Как вы думаете, почему? (Краткая беседа о важности предмета «Русский язык»)
(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
-Наш урок посвящен очень интересному вопросу, а какому, мы узнаем чуть позже. Для того, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят ученые, ЭКСПЕРИМЕНТ. Что означает это слово? Вы знаете? (Опыт).
-Давайте по слогам произнесем новое слова «эксперимент». «Позовите» слово. (орфоэпическая работа)
(коррекционная работа по развитию артикуляционной моторики)
-Кто из вас на минутку хочет стать актером?
Задание детям на карточках (три человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Поймал большую рыбу», «Ох, зуб болит», «Получил пятерку».
(коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы :упражнения для мимики лица, драматизация)
3. Выявление места и причины затруднения
-Что изображали актеры?
(коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания)
- Ребята, а мы с вами легко догадались, что нам хотели сказать жестами ваши одноклассники?
-Трудно нам было угадывать?
-А вам, ребята-актеры, легко было объяснить ?
- Знаете, как называется такой вид общения?
(язык жестов)
(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)
- Почему нам не всегда понятно, что изображали ваши одноклассники? (бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения).
4. Объявление темы урока и целей урока.
-Ребята, скажите, если бы нам пришлось жить без языка, без речи и использовать для общения только жесты, нам было бы легко или трудно?
- Тема нашего урока: «Роль языка в жизни общества». Запишем в тетради «число, классная работа и тему урока» (учитель акцентирует внимание на правильности начертания букв,на орфографических правилах при записи темы)
(коррекционная работа по развитию навыков каллиграфии)
- Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на вопросы: «Зачем человеку нужен язык?
Для чего нужен язык людям?»
(коррекционная работа по расширению представлений о понятии)
- Устали? Отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз-подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять -руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
5.Движение темы.
- А сейчас послушайте историю, рассказанную Редьярдом Киплингом – английским писателем. Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.
( коррекционная работа по развитию внимания, развитие словесно-логического мышления)
«Жил когда-то мальчик по имени Маугли. Будучи ребенком, он попал к волкам……и мать – волчица воспитала его. Повзрослев, он научился подражать боевому кличу оленя, рычанию волков и хрюканью диких свиней…Но однажды он вернулся к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?»- подумалось Маугли. Женщина Мессуа стала учить его словам. Маугли старательно повторял за ней все слова…»
- Зачем Маугли старательно учил слова? (для общения с людьми, они не могли понять его пока он не узнал языка людей).
(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)
6.Целеполагание, выход и построение проекта выхода из затруднения.
-Ребята, а, может, нам с вами не так уж и нужен язык для общения, и мы, в отличие от Маугли, его учить не будем?
Какие еще вы знаете способы общения?
(коррекционная работа по расширению представлений об окружающем мире.)
-Знаете ли вы, что…
…канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния нужную информацию;
…в Африке новости сообщали при помощи огромного барабана-тамтама;
…а жители африканского побережья общались при помощи свиста.
Но позднее был изобретен «язык» более понятный всем.
- Я вам прочитаю отрывок из поэмы американского классика Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
….Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков.
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
- Все ли слова вам понятны (лексическая работа со словами береста, тайные, дивные, изображать)
(коррекционная работа по обогащению словарного запаса,коррекция индивидуальных пробелов в знаниях)
-Что же нарисовал индеец Гайавата? Как вы думаете?
- Прочитайте то, что вы видите на слайде.
(коррекционная работа по развитию навыков овладения техникой речи)
…Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца.
Вод, лесов, и горных высей,
Землю вместе с человеком….
-Такое письмо называется рисуночным (или пиктографией).
(рисунок делается учителем на доске в ходе чтения отрывка)
(Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного воспрития и узнавания)
- Все ли, что мы хотим сказать, можно изобразить красками на бумаге?
(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)
7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
- Хотите попробовать сами перевести рисуночное письмо. (из рисунка в предложение)
Учитель предлагает на карточках изображения простых ситуаций (пр, мальчик читает книгу, ребенок обедает, мама моет пол и т. д.)
(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа; развитию навыков зрительного восприятия и узнавания; развитию навыков каллиграфии)
- Прочитайте то, что у вас получилось.
-Скажите, а всегда ли мы можем использовать такой способ общения - рисование?
(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)
- Вы писали и устали, давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть.
Учитель проводит пальчиковую гимнастику.
8. Первичное закрепление.
-Ребята, мы сегодня узнали о разных способах общения. Назовите их. (жесты, костры, барабаны, свист, рисунок).
-Для чего человек изобретал все эти способы? (для общения)
-Удобны ли они? (нет).
- Какой же самый доступный для всех (универсальный) способ общения изобрели люди для общения? (язык)
9.Самостоятельная работа (по возможности).
- У вас на партах лежат учебники «Русский язык. Теория» и «Русский язык. Практика» – это наши помощники. Давайте познакомимся с ними. (Показывает обложки, титульные листы книг, составляющие учебный комплекс)
(коррекционная работа по развитию зрительной памяти и внимания)
- Авторы учебников тоже общаются с нами, а как они это делают (по средствам параграфов и упражнений.)
- А для чего еще, кроме общения, нужен язык?
- Сейчас для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнит первое упражнение их нового учебника. Прочитаем задание вместе, разберем его, а потом вы попробуете самостоятельно выполнить это упражнение.
(коррекционная работа по развитию основных мыслительных операций : умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму)
Упр. 5 (язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому)
Если самостоятельное выполнение упражнения невозможно, то проводится коллективная работа по материалу упражнения.
10. Включение в систему знаний и повторение.
- Мы с вами работали в течение всего урока над темой «Роль языка в жизни общества» и должны были ответить на вопрос: «Зачем человеку нужен язык?» Подведем итог нашим наблюдениям.
- Так для чего нужен человеку язык? (Язык нужен во всех областях жизни человека, чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться и.т.)
Учитель на этом этапе оценивает работу учащихся.
11. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности у вас возникли на уроке? Как вы их преодолели?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку вашей работе: выберите один из «Смайликов» и прикрепите на доску: урок понравился – выберите «Смайлик» с улыбкой, а если нет – грустного.
- Домашнее задание на усмотрение учителя (упражнение из учебника, мини-сочинение или составление предложений, словосочетаний о языке.)