kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока по русскому языку."Роль языка в жизни общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний,обретения новых умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по русскому языку."Роль языка в жизни общества"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет русский язык

Класс : 5

Урок №: 1

Тема урока: «Роль языка в жизни общества»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Специфика урока: урок разработан для обучающихся с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости)

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Ход урока


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

ВХОЖДЕНИЕ В УРОК

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

Доброе утро всем!

Доброе утро МНЕ!

Я скажу слова: "Доброе утро ..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам! (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")

- Доброе утро всем мальчикам!

(-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы! ...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет узнать что-то новое.

У вас хорошее настроение? Тогда я вам вручаю «Смайлики»: улыбающееся личико и грустное. Если хорошее настроение сохранится у вас до конца урока, вы, по завершении работы, прикрепите на доску веселого «Смайлика». Надеюсь, что на нашей классной доске мы не увидим грустных личиков.

Поздравив с началом учебного года, проверяет готовность к уроку.


- Ребята, посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных человеком: компьютер, автомобиль, телефон…

(коррекционная работа: развитие зрительного восприятия и узнавания)

- Но самое удивительное и мудрое, что удалось создать человеку – это язык. Посмотрите: ваш классный журнал открывается страницей «Русский язык», а за ней располагаются страницы, называющие другие предметы. Как вы думаете, почему? (Краткая беседа о важности предмета «Русский язык»)

(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)


2. Актуализация и пробное учебное действие.

-Наш урок посвящен очень интересному вопросу, а какому, мы узнаем чуть позже. Для того, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят ученые, ЭКСПЕРИМЕНТ. Что означает это слово? Вы знаете? (Опыт).

-Давайте по слогам произнесем новое слова «эксперимент». «Позовите» слово. (орфоэпическая работа)

(коррекционная работа по развитию артикуляционной моторики)

-Кто из вас на минутку хочет стать актером?

Задание детям на карточках (три человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Поймал большую рыбу», «Ох, зуб болит», «Получил пятерку».

(коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы :упражнения для мимики лица, драматизация)


3. Выявление места и причины затруднения

-Что изображали актеры?

(коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания)

- Ребята, а мы с вами легко догадались, что нам хотели сказать жестами ваши одноклассники?

-Трудно нам было угадывать?

-А вам, ребята-актеры, легко было объяснить ?

- Знаете, как называется такой вид общения?

(язык жестов)

(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)

- Почему нам не всегда понятно, что изображали ваши одноклассники? (бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения).


4. Объявление темы урока и целей урока.

-Ребята, скажите, если бы нам пришлось жить без языка, без речи и использовать для общения только жесты, нам было бы легко или трудно?

- Тема нашего урока: «Роль языка в жизни общества». Запишем в тетради «число, классная работа и тему урока» (учитель акцентирует внимание на правильности начертания букв,на орфографических правилах при записи темы)

(коррекционная работа по развитию навыков каллиграфии)

- Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на вопросы: «Зачем человеку нужен язык?

Для чего нужен язык людям?»

(коррекционная работа по расширению представлений о понятии)

- Устали? Отдохнем.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз-подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять -руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

5.Движение темы.

- А сейчас послушайте историю, рассказанную Редьярдом Киплингом – английским писателем. Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.

( коррекционная работа по развитию внимания, развитие словесно-логического мышления)

«Жил когда-то мальчик по имени Маугли. Будучи ребенком, он попал к волкам……и мать – волчица воспитала его. Повзрослев, он научился подражать боевому кличу оленя, рычанию волков и хрюканью диких свиней…Но однажды он вернулся к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?»- подумалось Маугли. Женщина Мессуа стала учить его словам. Маугли старательно повторял за ней все слова…»

- Зачем Маугли старательно учил слова? (для общения с людьми, они не могли понять его пока он не узнал языка людей).

(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)


6.Целеполагание, выход и построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, а, может, нам с вами не так уж и нужен язык для общения, и мы, в отличие от Маугли, его учить не будем?

Какие еще вы знаете способы общения?

(коррекционная работа по расширению представлений об окружающем мире.)

-Знаете ли вы, что…

…канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния нужную информацию;

…в Африке новости сообщали при помощи огромного барабана-тамтама;

…а жители африканского побережья общались при помощи свиста.

Но позднее был изобретен «язык» более понятный всем.

- Я вам прочитаю отрывок из поэмы американского классика Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

….Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков.

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

- Все ли слова вам понятны (лексическая работа со словами береста, тайные, дивные, изображать)

(коррекционная работа по обогащению словарного запаса,коррекция индивидуальных пробелов в знаниях)

-Что же нарисовал индеец Гайавата? Как вы думаете?

- Прочитайте то, что вы видите на слайде.

(коррекционная работа по развитию навыков овладения техникой речи)

…Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца.

Вод, лесов, и горных высей,

Землю вместе с человеком….

-Такое письмо называется рисуночным (или пиктографией).

(рисунок делается учителем на доске в ходе чтения отрывка)

(Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного воспрития и узнавания)

- Все ли, что мы хотим сказать, можно изобразить красками на бумаге?

(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)


7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

- Хотите попробовать сами перевести рисуночное письмо. (из рисунка в предложение)

Учитель предлагает на карточках изображения простых ситуаций (пр, мальчик читает книгу, ребенок обедает, мама моет пол и т. д.)

(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа; развитию навыков зрительного восприятия и узнавания; развитию навыков каллиграфии)

- Прочитайте то, что у вас получилось.

-Скажите, а всегда ли мы можем использовать такой способ общения - рисование?

(коррекционная работа по развитию навыков соотносительного анализа)

- Вы писали и устали, давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть.

Учитель проводит пальчиковую гимнастику.


8. Первичное закрепление.

-Ребята, мы сегодня узнали о разных способах общения. Назовите их. (жесты, костры, барабаны, свист, рисунок).

-Для чего человек изобретал все эти способы? (для общения)

-Удобны ли они? (нет).

- Какой же самый доступный для всех (универсальный) способ общения изобрели люди для общения? (язык)


9.Самостоятельная работа (по возможности).

- У вас на партах лежат учебники «Русский язык. Теория» и «Русский язык. Практика» – это наши помощники. Давайте познакомимся с ними. (Показывает обложки, титульные листы книг, составляющие учебный комплекс)

(коррекционная работа по развитию зрительной памяти и внимания)

- Авторы учебников тоже общаются с нами, а как они это делают (по средствам параграфов и упражнений.)

- А для чего еще, кроме общения, нужен язык?

- Сейчас для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнит первое упражнение их нового учебника. Прочитаем задание вместе, разберем его, а потом вы попробуете самостоятельно выполнить это упражнение.

(коррекционная работа по развитию основных мыслительных операций : умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму)

Упр. 5 (язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому)

Если самостоятельное выполнение упражнения невозможно, то проводится коллективная работа по материалу упражнения.


10. Включение в систему знаний и повторение.

- Мы с вами работали в течение всего урока над темой «Роль языка в жизни общества» и должны были ответить на вопрос: «Зачем человеку нужен язык?» Подведем итог нашим наблюдениям.

- Так для чего нужен человеку язык? (Язык нужен во всех областях жизни человека, чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться и.т.)

Учитель на этом этапе оценивает работу учащихся.


11. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас возникли на уроке? Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку вашей работе: выберите один из «Смайликов» и прикрепите на доску: урок понравился – выберите «Смайлик» с улыбкой, а если нет – грустного.

- Домашнее задание на усмотрение учителя (упражнение из учебника, мини-сочинение или составление предложений, словосочетаний о языке.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
План - конспект урока по русскому языку."Роль языка в жизни общества"

Автор: Шилкина Алёна Васильевна

Дата: 30.01.2020

Номер свидетельства: 537932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства