План - конспект урока по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями на тему: «Составление предложения по схеме кто? что делает? По предметной картинке и условно-графическому изображению».
- учить составлять схемы предложения.
- развивать фонематический слух.
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Проверка готовности к уроку. Проверка посадки за столом. - Руки? Ноги? Локти? Спинка? Молодцы ребята, сели правильно, проверьте все ли у вас лежит на столах? Нет ли лишних вещей? Давайте теперь начнем наш урок | Приветствуют учителя, стоя около парт На столе в верхнем углу(правом, левом) лежит букварь, зеркало Проверяют готовность. Ножка стола соприкасается с ножкой стула. Спина ребенка соприкасается со спинкой стула, руки на столе. «Звенит звонок, начался урок» произносят дети с хлопками | |
Артикуляционная гимнастика | Учитель читает стихотворения и показывает образец выполнения упражнений: -Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать. Тик-так, тик-так- Ходят часики вот так. День и ночь они не спят, Всё стучат, стучат, стучат -Быстро- быстро с горки вниз На санках катится Денис. -Наш Дениска в лес пошел, Под сосною гриб нашел. Подними вверх язычок- Покажи, как рос грибок -Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть! | Дети выполняют упражнения по образцу учителя, глядя в зеркала. . Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем — горка получается. Рот открыт. Язык присосать к нёбу. «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд. | У каждого обучающегося зеркало на столе |
Актуализация знаний | -Ребята, мы с вами уже составляли предложения по картинкам. -Давайте посмотрим на доску. -Кто изображен на картинке? - Имя девочки начинается со звука [а]. Как зовут девочку? -Что она делает? -А как мы скажем одним предложением? Чтение предложения хоровое и индивидуальное. -Какое первое слово? -Какое второе слово? -Сколько слов в предложении? -Как пишется первое слово? -Что ставится в конце слова? -Почему? Работа со словом -Сколько слогов в первом слове? -Какой первый слог? -Какой второй слог? -Какой первый звук в слоге –А-? -Что мы знаем о звуке [а] ? -Правильно. А теперь каждый из вас получит индивидуальную карточку и каждый скажет мне, что на ней изображено. | -На картинке нарисована девочка -Девочку зовут Аня -Она рисует -Аня рисует -Аня -Рисует -В предложении два слова -С большой буквы -В конце предложения ставится точка -Точка ставится, потому что предложение окончено -В первом слове два слога -Первый слог –А- -Второй слог –ня- -Звук [а] -Звук [а] звонкий Дети выполняют задания и по очереди называют свои предложения | 1. Учитель раздает индивидуальные карточки по количеству детей |
Сообщение темы урока | -Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться составлять предложения. | Слушают учителя | |
Работа над темой урока | -Ребята посмотрите на доску. Кто изображен на картинке? -Имя девочки начинается со звука [м]. Как зовут девочку? -Что делает Маша? -Мы знаем с вами как обозначаются отдельные слова, а теперь мы с вами должны составить схему нашего предложения. Мы объединяем два слова в предложение (см. примечания), ребята вертикальная черта обозначает начало предложения, а что обозначает точка? -Давайте посмотрим на другое изображение. (учитель рисует схему) Кто составит предложение по схеме, глядя на картинку? -Кто может назвать предложение? (если не получается назвать изображение, то учитель помогает) -А теперь каждый из вас выберет картинку и составит предложение и схему к нему. (учитель помогает выбрать картинку по силам обучающихся) | -Девочка -Маша -Маша танцует -Точка обозначает конец предложения -Девочка Саша, подметает -Собака спит. Дети составляют предложения и схемы | 1. . (учитель под изображением рисует два прямоугольника, а потом обводит их в один, а границы стирает. В начале предложения ставит вертикальную черту, а в конце точку.) Учитель проверяет и если работа выполнена неправильно, обсуждает со всем классом и ребенок, у которого не получилось получает повторное задание |
Физ.минутка | -А теперь мы с вами отдохнем. Давайте теперь мы с вами побудем синичками, встаем все из-за парт и повторяем за мной: Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки - на плетень, Тири-тири, тень –тень –тень! | Дети выполняют движения вместе с учителем. (Прыжки на месте на двух ногах. Прыжки на месте на левой ноге, круговые движения, сели погладили грудь, сели за парту) | |
Закрепление знаний | -Назовите, кто изображен на картинках. - Составьте предложение, ответив на вопрос «Кто? что делает». | -Мальчики, девочки, птица, кошка, собака и т.д. Каждый ребенок выходит к доске и составляет несколько, выбранных учителем предложений и к ним рисует схему, а следующий выбранный ученик «читает» предложение по схеме | Вывешиваются изображения людей и животных, выполняющих действия |
Подведение итогов | -Мы на уроке составляли предложения по картинкам. - Приведите примеры любых предложений. - Кому понравилось составлять предложения? -Ребята, вы все молодцы! Вы очень хорошо потрудились на этом уроке. | Дети приводят примеры предложений, высказывают своё отношение к работе. | |