Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по социально – бытовой ориентировке в 7 классе. тема: «лекарственные растения. приготовление отваров и настоев»»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В 7 КЛАССЕ.
ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОТВАРОВ И НАСТОЕВ»
Задачи урока: Расширить значение учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления. Формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.
Воспитать любовь к природе, развивать эстетическое чувства учащихся.
Оборудование. Термосы, электроплита, домашняя аптечка, набор трав, рисунки, презентации.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение материалов предыдущего урока- домашняя аптечка и ее состав, правила назначения и применения медицинских средств, входящих в состав аптечки, вред самолечения.
- Над кокой темой мы с вами работаем. (как нужно правильно лечиться, если заболеешь.)
- Для каких целей нам нужна « Домашняя аптечка».(в ней должны находиться таблетки первой необходимости).
Аптечка должна находиться в прохладном темном месте, недоступном для детей, постоянно проверять сроки годности.
Принимать лекарство нужно по назначению врача и не заниматься самолечением.
3.Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Вы знаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда нужно собирать, чтобы оно не потеряла своих лекарственных средств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений.
У одних растений ценные вещества находятся в листьях- значит надо собирать листья, у других в корнях, у некоторых в цветках и плодах.
Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.
Тема урока лекарственные растения в домашней аптечке.
Изложение нового материала.
Люди всего мира все чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов.
Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Из поколения в поколение передавались сведения о растениях- целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами.
Растения-целителей получили название « зеленой аптеке». Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра I, издавшего несколько указов об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России. Свойства целебных растений описывались в « травниках, цветниках, зельниках, некоторые из них дошли до наших времен».
В настоящее время отечественная медицина имеет около 2500 видов лекарственных растений.
Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, где нет таблеток.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них, которые встречаются нам на каждом шагу, а мы часто даже не замечаем их, вытаптываем их и порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами-лекарственное ( одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь).
Каждое растение имеет определенное место произрастание.
Не следует собирать растения вдоль дорог, возле крупных заводов и фабрик.
Нельзя рвать лекарственные растения в тех местах, где их очень мало. Срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами, не берите больше, чем вам нужно.
Многие растения занесены в Красную книгу.
Собранные растения должны быть без грязи, песка иначе их нельзя будет использовать.
У каждого растения свои сроки поспевания. Сушить на воздухе в тени.
Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнышко по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и– мачехи. Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке появляется вместе с подснежниками. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля.
Понюхав его вы почувствуете запах меда. Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие светлые, бархатные, потрешь о шеку и станет тепло. Это мать - говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке - почувствуешь холод. Это- мачеха.
Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле и простудных заболеваниях.
Одно из самых распространенных растений на земле, растет вдоль дорог, на полях, на лугах - одуванчик. Для лечения используют корни и листья растения.
Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из молодых листьев готовят салаты.
Загадка.
Растет она вокруг,
И враг она и друг,
Как копья, волоски,
Покрыли все листки.
Обломишь волосок-
Прольется едкий сок
На кожу – смотри:
Уже и волдыри.
Но если дружишь с ней
И кожа здоровей
И волосы густы
Красивы и часты
В ней витаминов клад,
Весной ее едят.
(крапива)
Крапива обладает кровоостанавливающим действием, снижением уровня сахара в крови, лечение ран, кожных заболеваний. Применяется при заболевании печени, почек, желчного пузыря, туберкулеза. Молодые листья крапивы годятся для щей и салатов.
Одна крапива заменяет 7 врачей - гласит народная мудрость.
Ярче светит солнце, припекает, пчелы гудят.
В воздухе струится удивительно тонкий нежный аромат. Это цветет липа.
Так всегда и бывает - зацветет липа - и на смену весне приходит лето.
Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Свежие измельченные листья прикладывают к ранам и ожогам.
Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяются в косметических целях. В народной медицине применяют ромашку от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.
Подорожник растет там где ходят люди, его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку.
Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к незнакомой траве и даже называли его «След Белого». Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и тд. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусов насекомых, ожогах. Настой листьев подорожников применяют при заболеваниях органов дыхания, желудка, отвар помогает при зубной боли.
А знаете ли вы что витамина С очень много в шиповнике.
На Руси плоды шиповника, как лекарство от цинги ценилось очень дорого.
Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает 1 место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, предаст бодрость и веселое настроение.
Шиповник растет вдоль дорог, на приусадебных участках, по речным поймам, на полянах. В аптеке можно купить готовые настои, чаи, сиропы и тд.
Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, но в природе их существует очень много.
5.Практическая работа.
Наиболее удобный способ приготовления настоя с помощью термоса. 2 столовые ложки шиповника засыпают в термос и заливают 2 стаканами кипятка и оставляют на ночь. На следующий день принимают в 3-4 приема в теплом виде. Хранить настой в термосе не более суток.
Отвар: плоды шиповника измельчают в ступке, заливают стаканом кипящей воды и кипятят 10 минут на слабом огне. Процеживают после остывания и принимают в тех же дозах, что и суточный настой.
Настойки: готовят с применением спирта, продают в аптеках. Употребляют в каплях.
Настой липового цвета:
2 столовые ложки цветов липы заварить одним стаканом кипятка.
Настоять 20 минут.
Настой ромашки ( из аптечной коробочки)
6. Повторение правил ТБ при работе с электроплитой, горячей жидкостью.
7. Закрепление изученного.
А) Какие растения используют при простудных заболеваниях ( липа, крапива, шиповник, ромашка).
Б) Листья какого растения надо приложить к ране если вы натерли ноги ( подорожник).
В) Почему растения нужно охранять.
Г) Что означает выражение « занесено в Красную Книгу».
Д) Чем отличается настой от отвара.
Я надеюсь, что знания полученные вами на сегодняшнем уроке, пригодятся вам в жизни.
Урок я хочу закончить стихотворением С. Павловой
Прошу, природу берегите.
Не рвите ландыши, прошу
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
Она недаром нам досталась.
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки.
Последовательность приготовление отвара из шиповника:
Одну столовую ложку шиповника помещают в эмалированную посуду.
Заливают одним стаканом горячей кипяченной воды.
Кипятят 10 минут.
Настаивают 45 минут.
Отвар процедить.
Приготовление отвара из липового цвета:
1.Две столовые ложки цветов липы заварить одним стаканом кипятка.
2. Настоять 20 минут.
3.Процедить.
Самоанализ урока.
1.Цель: знакомство учащихся с лекарственными растениями, с приготовлением отваров и настоев.
2.Задачи:
А) образовательная: расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления.
Б) коррекционно – развивающая: формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.
В) воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережно к ней относиться.
3. Время было распределено рационально.
4.Были использованы следующие формы и методы: рассказ, беседа, показ, практическая работа, презентация лекарственных трав.
5.Дифференцированный подход к учащимся осуществлялся, так как работали с горячими предметами.
6. Контроль усвоения ЗУН был организован с помощью повторения.
7. На уроке использовались карточки.
8. В группе царила спокойная психологическая атмосфера.
9. Поставленные задачи полностью удалось реализовать.