kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке в 7 классе. тема: «лекарственные растения. приготовление отваров и настоев»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить значение учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовлении.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по социально – бытовой ориентировке в 7 классе. тема: «лекарственные растения. приготовление отваров и настоев»»


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В 7 КЛАССЕ.



ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОТВАРОВ И НАСТОЕВ»










Учитель ЧКШИ Чиркова Л.А.

























2018 год.

ТЕМА: Лекарственные растения. Приготовление отвара, настоя.


Задачи урока: Расширить значение учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления. Формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.

Воспитать любовь к природе, развивать эстетическое чувства учащихся.


Оборудование. Термосы, электроплита, домашняя аптечка, набор трав, рисунки, презентации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение материалов предыдущего урока- домашняя аптечка и ее состав, правила назначения и применения медицинских средств, входящих в состав аптечки, вред самолечения.

- Над кокой темой мы с вами работаем. (как нужно правильно лечиться, если заболеешь.)

- Для каких целей нам нужна « Домашняя аптечка».(в ней должны находиться таблетки первой необходимости).

- Назовите, что входит в состав домашней аптечки?

а) болеутоляющие ( анальгин)

б) жаропонижающие (парацетамол)

в) противовоспалительные ( аспирин)

Нашатырный спирт, пустырник, валидол, активированный уголь, йод, зеленка, перекись, вата, бинт, пластырь, термометр.

Аптечка должна находиться в прохладном темном месте, недоступном для детей, постоянно проверять сроки годности.

Принимать лекарство нужно по назначению врача и не заниматься самолечением.

3.Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Вы знаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда нужно собирать, чтобы оно не потеряла своих лекарственных средств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений.

У одних растений ценные вещества находятся в листьях- значит надо собирать листья, у других в корнях, у некоторых в цветках и плодах.

Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.

Тема урока лекарственные растения в домашней аптечке.

  1. Изложение нового материала.

Люди всего мира все чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Из поколения в поколение передавались сведения о растениях- целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами.

Растения-целителей получили название « зеленой аптеке». Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра I, издавшего несколько указов об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России. Свойства целебных растений описывались в « травниках, цветниках, зельниках, некоторые из них дошли до наших времен».

В настоящее время отечественная медицина имеет около 2500 видов лекарственных растений.

Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, где нет таблеток.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них, которые встречаются нам на каждом шагу, а мы часто даже не замечаем их, вытаптываем их и порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами-лекарственное ( одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь).

Каждое растение имеет определенное место произрастание.

Не следует собирать растения вдоль дорог, возле крупных заводов и фабрик.

Нельзя рвать лекарственные растения в тех местах, где их очень мало. Срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами, не берите больше, чем вам нужно.

Многие растения занесены в Красную книгу.

Собранные растения должны быть без грязи, песка иначе их нельзя будет использовать.

У каждого растения свои сроки поспевания. Сушить на воздухе в тени.

Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнышко по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и – мачехи. Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке появляется вместе с подснежниками. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля.

Понюхав его вы почувствуете запах меда. Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие светлые, бархатные, потрешь о шеку и станет тепло. Это мать - говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке - почувствуешь холод. Это- мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле и простудных заболеваниях.

Одно из самых распространенных растений на земле, растет вдоль дорог, на полях, на лугах - одуванчик. Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из молодых листьев готовят салаты.

Загадка.

Растет она вокруг,

И враг она и друг,

Как копья, волоски,

Покрыли все листки.

Обломишь волосок-

Прольется едкий сок

На кожу – смотри:

Уже и волдыри.

Но если дружишь с ней

И кожа здоровей

И волосы густы

Красивы и часты

В ней витаминов клад,

Весной ее едят.

(крапива)

Крапива обладает кровоостанавливающим действием, снижением уровня сахара в крови, лечение ран, кожных заболеваний. Применяется при заболевании печени, почек, желчного пузыря, туберкулеза. Молодые листья крапивы годятся для щей и салатов.

Одна крапива заменяет 7 врачей - гласит народная мудрость.


Ярче светит солнце, припекает, пчелы гудят.

В воздухе струится удивительно тонкий нежный аромат. Это цветет липа.

Так всегда и бывает - зацветет липа - и на смену весне приходит лето.

Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Свежие измельченные листья прикладывают к ранам и ожогам.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяются в косметических целях. В народной медицине применяют ромашку от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.


Подорожник растет там где ходят люди, его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку.

Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к незнакомой траве и даже называли его «След Белого». Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и тд. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусов насекомых, ожогах. Настой листьев подорожников применяют при заболеваниях органов дыхания, желудка, отвар помогает при зубной боли.


А знаете ли вы что витамина С очень много в шиповнике.

На Руси плоды шиповника, как лекарство от цинги ценилось очень дорого.

Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает 1 место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, предаст бодрость и веселое настроение.

Шиповник растет вдоль дорог, на приусадебных участках, по речным поймам, на полянах. В аптеке можно купить готовые настои, чаи, сиропы и тд.


Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, но в природе их существует очень много.


5.Практическая работа.

Наиболее удобный способ приготовления настоя с помощью термоса. 2 столовые ложки шиповника засыпают в термос и заливают 2 стаканами кипятка и оставляют на ночь. На следующий день принимают в 3-4 приема в теплом виде. Хранить настой в термосе не более суток.

Отвар: плоды шиповника измельчают в ступке, заливают стаканом кипящей воды и кипятят 10 минут на слабом огне. Процеживают после остывания и принимают в тех же дозах, что и суточный настой.

Настойки: готовят с применением спирта, продают в аптеках. Употребляют в каплях.

Настой липового цвета:

2 столовые ложки цветов липы заварить одним стаканом кипятка.

Настоять 20 минут.

Настой ромашки ( из аптечной коробочки)

6. Повторение правил ТБ при работе с электроплитой, горячей жидкостью.

7. Закрепление изученного.

А) Какие растения используют при простудных заболеваниях ( липа, крапива, шиповник, ромашка).

Б) Листья какого растения надо приложить к ране если вы натерли ноги ( подорожник).

В) Почему растения нужно охранять.

Г) Что означает выражение « занесено в Красную Книгу».

Д) Чем отличается настой от отвара.



Я надеюсь, что знания полученные вами на сегодняшнем уроке, пригодятся вам в жизни.

Урок я хочу закончить стихотворением С. Павловой

Прошу, природу берегите.

Не рвите ландыши, прошу

Их мало на земле осталось,

Храните леса красоту.

Она недаром нам досталась.

Сегодня все должны понять:

Природу надо охранять.

Она, как малое дитя,

К тебе протягивает руки.

И дарит всем нам красоту,

Чтоб мы не знали в жизни скуки.




Последовательность приготовление отвара из шиповника:

  1. Одну столовую ложку шиповника помещают в эмалированную посуду.

  2. Заливают одним стаканом горячей кипяченной воды.

  3. Кипятят 10 минут.

  4. Настаивают 45 минут.

  5. Отвар процедить.


Приготовление отвара из липового цвета:

1.Две столовые ложки цветов липы заварить одним стаканом кипятка.

2. Настоять 20 минут.

3.Процедить.


































Самоанализ урока.

1.Цель: знакомство учащихся с лекарственными растениями, с приготовлением отваров и настоев.

2.Задачи:

А) образовательная: расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления.

Б) коррекционно – развивающая: формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.

В) воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережно к ней относиться.

3. Время было распределено рационально.

4.Были использованы следующие формы и методы: рассказ, беседа, показ, практическая работа, презентация лекарственных трав.

5.Дифференцированный подход к учащимся осуществлялся, так как работали с горячими предметами.

6. Контроль усвоения ЗУН был организован с помощью повторения.

7. На уроке использовались карточки.

8. В группе царила спокойная психологическая атмосфера.

9. Поставленные задачи полностью удалось реализовать.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Чиркова Любовь Алексеевна

Дата: 06.02.2019

Номер свидетельства: 498659

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства