«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Петушки»
Ломакина Е. К.
2016-2017 уч.г.
- научить находить стоимость одинаковых предметов, оперируя понятиями «цена, количество, стоимость»;
- закрепить знания учащихся в решении примеров в предалах 100 без перехода через разряд, табличного умножения в предалах 20; в размене денежных монет и купюр;
- развивать умения рассчитывать стоимость покупки, находить остаток, разностное сравнение цен товаров.
- развивать умение классифицировать объекты, объединять их в группы по существенному признаку на основе коррекционных заданий игры «Магазин»;
- развивать объём, распределение внимания, зрительную память при выполнении коррекционных заданий с предметными картинками и карточками – ценниками при проведении игры «Что изменилось?»
- развивать слуховое восприятие на основе восприятия заданий в аудиозаписи.
- готовить учащихся к самостоятельному приобретению товаров по заданию взрослых.
Этапы урока | Ход урока |
1.Оргмомент | Итак, друзья, внимание - Вновь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее - Начнём сейчас урок. (Учащиеся садятся, на партах учебники и тетради) |
2.Мотивационный настрой | - Отгадйте загадку и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить. Появились на свет мы давно, Назначенье у нас одно: В магазине вы берите Всё, что только захотите, Только к кассе подойдите И, конечно, заплатите. (деньги) - Как вы догадались, что это деньги? |
3.Вводная беседа | - Какие деньги вы знаете? (рубли, копейки). - Есть металлические деньги. Как они называются? (монеты). Какие вы знаете монеты? - И есть бумажные деньги? (купюры) Какие знаете купюры? - Как по-другому мы называем монеты и купюры? (меры стоимости) - Где мы пользуемся этими мерами? (магазин, рынок, транспорт, аптека, оплата за телефон, и др.) Задание: - Наберите нужную сумму (работа с набором «Деньги» по карточкам) |
4.Коррекционная игра «Магазин» | - К сегодняшнему уроку я просила вас нарисовать ваш любимый магазин. Молодцы! - Я предлагаю вам мысленно отправиться в этот магазин. - А пойдем мы в отделы: Продукты, Канцелярские товары и Хлеб. (Учитель на доске показывает картинку с изображением магазина; ряд предметных картинок: торт, соль, сок, тетрадь, цветные карандаши, альбом, хлеб, мука, пирожок). - Необходимо разложить эти картинки с предметами в подходящий отдел магазина. Объясните. |
5.Коррекционная игра «Что изменилось?» | - Как называются вещи, которые мы покупаем за деньги? (товар) - Каждый товар имеет свою цену. Цена – это деньги, которые мы платим за один предмет. - На товаре всегда присутствует бирка, на которой указана его цена. Это ценник. - Называем цену товара. Торт | Сок | Соль | Тетрадь | Цв.карандаши | Альбом | Хлеб | Мука | Пирожок | - Сейчас я проверю, насколько вы внимательны в магазине. Закройте глаза. Что изменилось? (Учитель меняет предметную картинку соли на сахарный песок; местами альбом с тетрадью; цену хлеба с 24 рублей на 2 рубля) - Может столько стоить хлеб? (По мере отгадывания учитель возвращает картинки на прежнее место). |
6.Устный счёт | - Сколько денег вы потратите, если купите цветные карандаши и тетрадь? (40 р. + 5 р. = 45 р.) - Сколько денег останется, если вы купите альбом, отдав в кассу 50 рублей? (50 р. – 25 р. = 25 р.) - На сколько рублей сок дороже соли? (14 р. – 8 р. = 6 р.) - Сколько будут стоить вместе хлеб и мука? (24 р. + 45 р. = 69 р.) - Какие монеты возьмёте, чтобы купить сок? (10 р., 2 р., 1 р., 1р.) - Какие две одинаковые купюры возьмёте, чтобы купить торт? (50 р. и 50 р.) - Хватит ли вам денег от покупки муки, если у вас купюра в 50 р.? (да, останется сдача) Сколько? |
7.Изучение нового материала | - Ребята, поднимите руки, кто самостоятельно покупал товары? - Какие трудности возникали перед вами? (Разыгрывается сюрпризная ситуация – телефонный звонок с текстом задачи) Задача №1 Мама, дедушка заболел и просил купить 4 булочки по 5 рублей. Сколько денег нужно, чтобы за них заплатить? | - Ребята, помогите решить задачу. - Какова цена одной булочки? - Сколько булочек нужно купить? - Сколько денег нужно заплатить за все булочки? (Учитель на таблице демонстрирует карточки с числами - зависимость цены, количества, стоимости, объясняя значение этих математических понятий) ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ | 5 р. | 4 | 20 р. | - Каким действием узнаем стоимость 4-х одинаковых булочек? (5 р.* 4 = 20 р.) Вывод: - Итак, ребята, что нужно сделать, чтобы узнать стоимость одинаковых товаров? (Цену умножить на количество) Дополнит. вопрос уч-кам 4 кл. : - Сколько сдачи получит мальчик, если у него купюра 100 р. |
8. Закрепление. Самостоятельная работа | - Сейчас представьте, что ваша мама поручили вам купить товары определённого количества вот по этому списку. Узнайте стоимость товара, заполнив последний столбик и решив задачу. (Учитель даёт карточки для индивидуальной работы на нахождение стоимости) | ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ | | 4 р. | 2 | | Решение: | | | 5 р. | 3 | | Решение: | | | 8 р. | 2 | | Решение: | | | ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ | шоколадка | 9 р. | 2 | | Решение: | | коробок спичек | 5 р. | 4 | | Решение: | | наклейка | 3 р. | 3 | | Решение: | | (Слабым учащимся раздаются монеты и задания с ними) Задание №1 | Учащимся раздаются различные монеты: 10р.,10р.,5р.,2р.,2р.,1р.,1р.,1р.,50к.,10к.,5к.,1к.,1к. Необходимо разложить в разные коробочки копейки и рубли, сосчитать их сумму, записать на отдельном листке. | Задание №2 | Выложить монеты, чтобы получилась сумма денег 17р.12к. | (Учитель собирает карточки для проверки) |
Ф и з м и н у т к а - Слушайте внимательно. Если услышите меру стоимости больше 2 р.- хлопайте в ладошки. Меньше 2 р. - топайте. Внимание! 5 р., 1 р., 5 к., 10 р., 100 р., 100 к., 2 р., 50 р., 1 к. |
9. Решение составной задачи в тетради | - Откроем тетради, запишем число, классная работа. - Дайте характеристику числа – 17(двузначное, состоит из 1 дес. и 7 ед.) - Мы в магазин приходим не за одним видом товара, а за несколькими. Я предлагаю вам решить задачу. (Учитель раздаёт текст задачи на листках) Мама поручила сыну купить в магазине 6 тетрадей по 2 р. и ручку за 15 р. Какова стоимость покупки? | - Что поручила мама купить сыну? (тетради и ручку) - Какова цена 1 тетради? - Сколько тетрадей нужно купить? - Как узнаем стоимость 6 тетрадей? - Что ещё известно в задаче? - Как узнаем стоимость всей покупки? - Во сколько действий решается задача? - Какой первый вопрос? Какое действие? - Какой второй вопрос? Каким действием решается? (Учащиеся вместе с доской записывают вопросы, решение и ответ задачи) Внимание! Уч-ся 4 кл. будут решать задачу с вопросами, а уч-ся 3 кл. с пояснениями. 1). Сколько стоят 6 тетрадей? 2 р. * 6 = 12 (р.) 2). Сколько стоит вся покупка? 12 р. + 15 р. = 27(р.) Ответ: 27 рублей стоит вся покупка. - Ребята, подскажите, чем отличается первая задача от второй? (Находили не только стоимость одинаковых товаров, но и находили сумму разных товаров). |
10.Самостоятельная работа | Решение примеров. Учебники: 4кл. – с. 156 № 14 3кл. – с. 127 № 4(а) |
11. Итог урока | - Ребята, вы все активно работали на уроке. Но особенно хочется отметить за работу в устном счёте…………, в записи вопроса и решения задачи ……………., определении цен товаров ………… Оценки за урок. (Учитель оценивает деятельность учащихся) - А сейчас я хочу узнать ваше мнение об уроке. (Учащиеся читают и дополняют предложение) Я узнал… Мне пригодится… На уроке было… На уроке я работал… Мне понравилось, как… |
13.Домашнее задание | 4 кл.- с. 155 № 6 3 кл. – с. 126 № 14(а) (Дифференцированные задания по объёму и уровню сложности). |