Цель: Познакомить детей со значениями их имен и правилами общения со взрослыми и друг с другом.
Задачи:
1. Ввести простые правила вежливого обращения со сверстниками и со взрослыми. Воспитание навыков вежливого поведения в ситуации при знакомстве, при обращении за получением информации или с просьбой.
2. Закрепить использование в диалогической речи имен, полных имен, вежливых слов, обращения на вы.
3. Развитие речи: развитие словообразования, составление предложений и их интонирование, составление диалогов на различные ситуации.
4. Развитие наблюдательности, развитие мышления: операция анализа и вывода.
5. Закрепление конструктивной деятельности (аппликация). Развитие произвольной деятельности (коллективное планирование предстоящей деятельности.)
Ход занятия:
1. Орг. Момент
2. - Помоги мне, пожалуйста, повесить картинку.
А как вы догадаетесь к кому из вас я обращаюсь?
Что я должна сказать, чтобы вы поняли к кому из вас я обращаюсь?
У каждого человека есть имя.
Ребята, а как мы должны обращаться к людям? (по имени и вежливо)
Давайте проверим, умеете ли вы правильно обращаться друг к другу.
3. Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. 1 группа выполняет коллективную аппликацию «Снеговик», а вторая - «Елочка»
1 группа. Вы должны договориться о том, кто из вас какую часть работы будет выполнять. Говорить надо вежливо, спокойно, обращаться друг к другу по именам. В это время 2 группа будет вас слушать и оценивать ваш разговор:
1. Обращение по именам
2. Вежливые слова
3. Интонация голоса.
Теперь вторая группа выполняет аппликацию, первая группа внимательно слушает и оценивает их разговор.
Кто лучше справился? Молодцы!
Какие же правила надо соблюдать при общении друг с другом?
Дети называют и появляются карточки на доске:
1. Обращение по имени.
2. Использовать слова: спасибо, пожалуйста.
3. Разговаривать спокойно, доброжелательно.
4. Ребята, а чем отличается обращение друг к другу от обращения ко взрослому?
Давайте поиграем.
Я кидаю вам мяч и обращаюсь, как к ребенку, а вы возвращаете его мне и обращаетесь, как ко взрослому:
дай, пожалуйста — дайте, пожалуйста,
подойди, пожалуйста — подойдите, пожалуйста,
принеси, пожалуйста, - принесите,пожалуйста,
возьми, пожалуйста, - возьмите,пожалуйста,
передай, пожалуйста, - передайте,пожалуйста,
забери, пожалуйста,- заберите, пожалуйста,
Как мы должны обращаться ко взрослому?
На доске появляется еще одно правило:
4. Обращайся ко взрослому на ВЫ.
А какое слово добавляется к имени взрослого, когда вы к нему обращаетесь? (отчество)
Отчества людям дают по имени отца. Н-ер: моего папу зовут Сергей, значит мое отчество Сергеевна, а если бы у моего папы был сын, то его отчество было бы Сергеевич.
Давайте вместе узнаем и назовем ваши отчества:
А всех ли сотрудников школы вы знаете по иенам и отчествам? Я называю должность, а называете имя и отчество человека: директор, учительница 2 класса, замдиректора по учебной работе, зам директора по хозяйственной части, водитель, воспитатель 6 класса, замдиректора по воспитательной работе, учитель труда, повар, кастелянша, логопед, учитель биологии.
Как же еще мы должны обращаться ко взрослому? (Появляется правило на доске
5. Ко взрослому обращайся только по имени и отчеству.)
Ребята, а к родственнику или близкому знакомому вы тоже обращаетесь по имени и отчеству?
А как? (тетя Марина, дядя Дима)
Можно ли так обращаться к сотрудникам нашей школы?
Какое значит будет следующее правило? Появляется правило на доске:
6. Всех сотрудников называй по имени и отчеству.
5. -Как вы думаете, а кто дает имя человеку?
Каждый родитель ждет появления своего ребенка на свет и поэтому выбирает самые красивые имена. У каждого из вас есть свое имя и оно имеет значение. Некоторые имена пришли из других стран.
Сейчас я каждому из вас выдам карточку со зачением вашего имени, а вы по очереди вслух его нам прочитаете.
Проверьте дома, знают ли родители значение ваших имен.