1 | Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Давайте повторим, как правильно сидеть за партой? | Руки сложены на парте, спина упирается в спинку стула, ноги стоят на полу. | Должны быть на парте: учебник по истории, тетради по письму и истории, канцелярские принадлежности. |
4 | Проверка домашнего задания. Как обычно, в начале урока мы проверяем как же вы выполнили домашнее задание. Как вы уже сами сказали, тема домашнего задания по письму была «Определение времени глагола». Что было задано на дом? Откройте тетради по письму, учебники на с. 194, проверим д/з. Прочитайте, что нужно было сделать в этом упражнении? Все справились с этим заданием? (проверка по вопросам, правило). Проведем самопроверку домашнего задания. Сравните записи в тетрадях с записью на доске. Во втором столбике домашнего задания по письму вы записывали глаголы прошедшего времени, то есть они обозначают те действия, которые уже произошли, то, что было уже сделано. А давайте теперь обратимся к истории, вспомним, что было сделано великим князем Ярославом Мудрым во время его правления? У каждого из вас будет свое задание. Приготовьте ручки. Работа по карточкам. 1 вариант. Задание: Вставь пропущенные в тексте слова. Ярослав Мудрый создал первый русский сборник законов. Назывался этот сборник «Русская Правда». В «Русской Правде» были впервые записаны все обычаи, по которым жили русские люди. Теперь эти обычаи становились законом. Князь был главным судьей. Слова для справок: сборник законов, обычаи, «Русская Правда», князь, законом, судьей. 2 вариант. Задание: Выбери и отметь галочкой правильный ответ из предложенных. На серебряной монете, которую навчал чеканить Ярослав Мудрый, изображен: -орел -князь Ярослав Мудрый -цветок -князь Владимир. Ярослав Мудрый создал первый русский сборник законов, который назывался: -«Русская Правда» -Конституция РФ -Украинская грамота. Давайте сейчас устно проверим, как вы справились с этим заданием. | С. 194, упр. 247. ……..Запишите глаголы в три столбика, изменяя их по вопросам. Проверяют свои тетради. Акопян, Кадатский, Крылов, Ермолаева, Попова, Наумова, Ефимкин. Денисов, Довгаль, Вязьмин. Отвечают, как выполнили задание. | Дифференцированная проверка Д/З. На доске таблица с домашним заданием. После проверки ее СНЯТЬ У некоторых проверить в карточках. Карточки собрать. |
5 | Новая тема. История. Ребята, все мы умеем писать и читать, учились этому с начальной школы. Но так было не всегда. Во времена Ярослава Мудрого…..(Рассказ учителя +призентация). Письмо. Сейчас мы с вами прочитаем текст о том, какие в старину были книги и проведем работу по определению времени глаголов в этом тексте. Сегодня нас окружает много книг. Все эти современные книги печатают на специальных станках. Печатают книги на станках очень быстро. В старину книг было намного меньше. Их писали от руки, медленно. Каждую букву тщательно выводили пером. Над некоторыми книгами работали по несколько лет. Книга была величайшей ценностью. Её хранили и берегли для детей и внуков. Будут ли люди читать книги в будущем? Задания по группам: 1 группа: списать выделенные предложения, подчеркнуть глаголы и определить время глаголов. 2 группа: списать выделенное предложение, найти и подчеркнуть глаголы. 3 группа: списать выделенное предложение, подчеркнуть глаголы. | Слушают, рассматривают иллюстрации. | Текст на доске на плакате. Проверка по слайдам для всех трех вариантов. |
7 | Закрепление. И снова мы возвращаемся к истории. Чтобы закрепить знания о развитии грамотности на Руси, прочитаем текст в учебнике на с. 162. Читаем про себя. Даша, найди в тексте и прочитай для всех, где открывались первые школы. Лёша, найди в тексте, кто такие переписчики, чем они занимались? Алина, прочитай, что такое кириллица и устав? | | |
9 | Словарная работа. По истории сегодня словарная работа будет необычной, это будет предметный диктант. Задание следующее: к каждой картинке нужно подобрать слово из словаря исторических терминов на с 163 и вписать его в пустую клетку. Эти слова у вас есть на доске. Слова: Переписчик, устав, библия, библиотека. Ребята, давайте вспомним, что такое библиотека? Письмо. Давайте выполним в тетрадях по письму словарную работу с этим словом. Вспомним правописание этого слова, составим с ним предложение. | Библиотека-это место, где хранятся собрания книг. Записывают предложение в тетрадях и на доске (Леша) Разбирают предложение (части речи, члены предложения) | На доске: Библиотека. Ярослав Мудрый собрал большую библиотеку. |
10 | Итоги урока. Письмо. Ребята, ответьте на вопросы: -Дайте определение глагола, как части речи. Приведите примеры. -Чем глагол является в предложении? -Назовите три времени глагола. История. У глагола есть прошедшее время, на уроках истории мы как раз и говорим о прошедшем. Вспомните и скажите: -Что было предпринято для распространения грамотности на Руси? -Почему славянская азбука называется кириллица? -Как называлось письмо, которым переписывались старинные книги? | Ответы детей. Ответы детей. | |