Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи "Зимующие птицы: снегирь" для обучающихся 3 класса с ОВЗ»
З класс
Урок 1. Развитие речи.
Тема: Зимующие птицы: снегирь.
Цель: уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
-формирование умения составлять описательный рассказ по плану;
-коррекция мышления на основе упражнений в классификации;
-воспитание эмоциональной адекватности поведения.
Оборудование:
Картинки с изображением птиц, план описания птицы
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Введение в тему
а) Вводная беседа «Каких птиц ты знаешь?».
Учитель: - У меня на столе картинки. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы найдите отгадку на столе.
Эта хищница болтлива, Чик – чирик!
Воровата, суетлива, К зёрнышкам прыг!
Стрекотунья белобока, Клюй, не робей!
А зовут её … (сорока) Кто это? (воробей)
Красногрудый, чернокрылый, Окраской - сероватая
Любит зёрнышки клевать, Повадкой вороватая,
С первым снегом на рябине Крикунья хрипловатая -
Он появится опять. (снегирь) Известная персона. Кто она? (ворона)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Учитель: - Кого вы отобрали?
Ученик: - Птиц.
Учитель: - Какие это птицы: зимующие или перелетные?
Ученик: - Зимующие.
б) Сообщение темы и целей урока
Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с зимующей птицей, будем учиться составлять рассказ о ней.
III. Актуализация опорных знаний и представлений.
Вводная беседа «Кто знает снегиря?»
Учитель: - Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю: «Зимующая птица; крупнее воробья, у неё красная грудка, пузатенькая… Появляется со снегом, и зовут её …(снегирь)
Учитель: - Опишите форму тела, головы, крылья, клюв, лапы… Чем покрыто тело?
Ученик: - Голова овальная с черным опереньем, туловище тоже. Тело покрыто перьями. Грудка красного цвета. На спинке 2 голубовато-серых крыла. Хвост небольшой. 2 лапы с коготками. На голове глаза и маленький клюв.
IV. Физическая минутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. (присели)
Немного отдохнем
И домой пешком пойдём.
V. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Учитель: - Снегирь крупнее воробья. Он обладает ярким опереньем: красным на груди и серо-голубоватым на спине. Черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири зимой только прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.
Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее.
Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой. Особенно привлекает снегирей рябина, которую они охотно поедают.
Весной снегири будут уже далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: жю-жю-жю.
VI. Закрепление
а) Составление текста-повествования по плану.
На доске: План.
1.Особенности строения снегиря:
Размер птицы;
Окраска головки, крыльев, грудки, спинки;
Оперенье, крылья;
Клюв и глаза;
Лапы и хвост.
2. Когда прилетают;
3. Чем питаются.
Учитель: - Составьте рассказ по плану о снегире
Ученик: - Голова у снегиря черная, грудка красная, спинка с крыльями серо-голубые. На голове маленькие глазки, толстый короткий клюв чёрного цвета. Хвост не длинный. Прилетают поздней осенью, в начале зимы.Питаются семенами сорных растений и ягодами.
Учитель: - Молодец.
б) Работа с учебником
Учитель: - Откройте страницу 72, задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас.
Ученик: - Снегиря.
Учитель: - А почему не видно этих птиц?
Ученик: - Они улетели на юг.
Учитель: - А сейчас задание 2, на следующей странице. Прочитайте его.
(Дети читают задание)
Учитель: - Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?
Ученик: - Птицы, оставшиеся на зиму в родных краях, зимующие.
Учитель: - Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?
Ученик: - Потому что в лесу недостаточно еды, а люди могут их подкармливать крошками, семенами, салом и т.д.
Учитель: - Что страшнее для птицы: голод или холод?
Ученик: - Голод.
VII. Итог урока
Учитель: - С какой птицей мы познакомились на уроке?
Ученик: - Снегирем.
Учитель: - Что вы о ней узнали на уроке?
Ученик: - Снегирь – зимующая птица. И т.д.
Учитель: - Чем мы с вами можем помочь птицам зимой?
Ученик: - Сделать кормушки и подкармливать крупой, семенами и т.д..
Учитель: - Кто готов помочь зимующим птицам?
Ученик: - Я!
Учитель: - Ваши ответы показали, что вы заботливые дети. Не забывайте помогать птицам зимой.
Учитель: - Оценки за урок … Домашнее задание: стр.74
Учитель: - Урок окончен.
Составитель Седельникова А.М. учитель II категории