Орг. момент. Целеполагание: эмоциональный настрой детей. Постановка целей урока. Целеполагание: постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, работа с картой. Целеполагание: развитие слухового и зрительного восприятия, выход на постановку темы урока. Сообщение темы урока. Вид деятельности: работа в тетради. Целеполагание: -фиксация темы урока. Изучение нового материала. Вид деятельности: рассказ учителя, работа с картой и новыми понятиями, работа в тетради. Целеполагание: получение и фиксация новых знаний, развитие слухового восприятия, логического мышления. Вид деятельности: работа с текстом, выборочное чтение с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: выделение главного из прочитанного текста. Вид деятельности: беседа учителя с учащимися, работа в тетради. Целеполагание: получение и фиксация новых знаний, знакомство с новым понятием. Физкультминутка. Вид деятельности: рассказ учителя, работа в тетради. Целеполагание: развитие слухового восприятия, получение и фиксация новых знаний. Вид деятельности: работа с картиной С. Иванова «Баскаки» Целеполагание: развитие зрительного восприятия. Вид деятельности: работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: развитие слухового восприятия, выделение главного из прочитанного текста. Вид деятельности: рассказ учителя. Целеполагание: развитие слухового восприятия, получение новых знаний. Первоначальное закрепление нового материала. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, работа с карточкой, работа в тетради. Целеполагание: выявление уровня усвоения знаний учащихся по изученной теме, развитие умения анализировать и делать вывод. Рефлексия. Итог урока. Целеполагание: подведение итогов. Домашнее задание. | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории нашего государства в XIII веке. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой. - Желаю вам успехов. - Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? - О чём шла речь? + Героическая борьба русских людей против монголо-татар. - Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами. + … - Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар. + Учащиеся работают с картой, показывая первый и второй поход Батыя. - На Руси наступили тяжёлые времена. Страна была разорена. Более 200 лет, с середины XIII до конца XV века, продолжалось иго монголо-татарских ханов. - Тема нашего урока сегодня: «Русь под монголо-татарским игом» - Запишите в тетрадь тему урока. - На огромной территории Руси монголо-татары установили своё господство-иго. - На огромных просторах завоёванной русской земли хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе. ( показ на карте территории государства Золотая Орда) - Запишите новые понятия к себе в тетрадь. + Иго – господство одного народа над другим. Золотая Орда – монголо-татарское государство, образованное на завоёванных русских землях. - Как же управлял хан русскими землями? - Найдите это в учебнике и прочитайте. + Чтение по цепочке, стр.240, второй абзац. - Как управлял хан русскими землями? + Русские князья должны были получать от хана грамоту на право управлять своей вотчиной или городом. - Как называлась эта грамота? + Ярлык. - Запишите в тетрадь новое понятие. + Ярлык – это ханская грамота на право княжения. - Почему монголо-татарскому хану легко было сохранять своё господство на Руси? + Хану было легко сохранять своё господство на Руси, потому что князья постоянно ссорились между собой. А хан делал так, чтобы эти усобицы сохранялись. Он поддерживал вражду между ними. - Молодцы, совершенно верно. - А теперь давайте немного отдохнём. Игра «Огонь, вода, земля, воздух» Земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – в стороны, вода – прямо. (При этом учитель путает детей, показывает неправильные движения) - Продолжаем наш урок. - Все русские люди должны были платить дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги – баскаки. Баскаки с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали какое-либо сопротивление или нежелание платить дань, то жестоко наказывали непослушных. Иногда сжигали целые города и посёлки, убивали жителей. - Итак, в чём же проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? + Все русские люди должны были платить Золотой Орде дань. - Как они платили дань? + Дань собирали ханские слуги. - Ханских сборщиков дани называли – баскаки. - Запишите это понятие к себе в тетрадь. + … - Посмотрите внимательно на следующий слайд, перед вами картина С. Иванова «Баскаки» (беседа по картине, обратить внимание на внешний вид, выражение лиц, на осанку, как сидят в седле баскаки и как стоят перед ними простые русские люди) - Хорошо, а как вы думаете, какую дань платили люди баскакам? + … - Давайте проверим ваши предположения. Найдите это, пожалуйста, в тексте учебника. + стр. 240, второй абзац снизу. - Какую дань платили русские люди? + … - Такая непомерная дань, ребята, разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда отряды баскаков старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей. На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет. - О чём мы говорили сегодня на уроке? + О жизни на Руси под монголо-татарским игом. - Что такое иго? + … - Какое новое государство образовали монголо-татары на захваченных русских землях? + Золотая Орда. - Скажите, пожалуйста, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? + … - Кто собирал дань с русских людей? + … - Как вы думаете, почему монголо-татары смогли так долго сохранять своё господство на Руси? + … - Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага? + … - А как они сделали это? + … - А сейчас мы посмотрим, кто был на уроке самым внимательным и активным. Перед вами карточка с заданиями соотнесите понятия с определениями: Государство монголо – татар - Баскаки Столица Золотой Орды - Ярлык Сборщики дани - Золотая Орда Документ на великое княжение - Сарай - Молодцы, совершенно верно. - Сделайте, пожалуйста, вывод о последствиях монголо-татарского ига на Руси. + Монголо-татарское иго замедлило развитие хозяйства и культуры Руси почти на 200 лет. - Запишите этот вывод в тетрадь. - Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. - Ребята, вы должны оценить вашу работу на уроке и с помощью опоры на доске продолжить выражения: 1. Яузнал… 2. Мнебыло интересно… 3. Мне было трудно… 4. Я смог… 5. Я научился….. 6. У меня получилось … - Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося - Страницы 240 – 242 читать отвечать на вопросы после текста, индивидуально сообщение на тему: «Русские князья в Золотой Орде» |