kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока на тему "Русь под монголо-татарским игом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока истории в 7 классе коррекционной школы. в данной работе представлены все этапы урока с вопросами и заданиями, соответствующими возрасту и развитию детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русь под монголо-татарским игом»

Тема урока: «Русь под монголо-татарским игом»

Цель урока: формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

Задачи:

Образовательные:
- дать понятие «монголо-татарское иго»;

- воссоздать картину жизни русского народа во время монголо-татарского ига;
- сформировать представление о последствиях монголо-татарского ига для русского
народа;
- показать, что монголо-татарское иго задержало развитие хозяйства и культуры.

Коррекционно-развивающие:

- работать над формированием исторического словаря обучающихся;
- развивать умение ориентироваться в исторической карте, работать с печатным текстом;
- способствовать развитию познавательных интересов, развивать восприятие, память, внимание, воображение, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные:
- воспитывать  научное мировоззрение;
- формировать положительную  мотивацию к обучению;
- вызвать сочувствие к народу, который перенёс столько испытаний, в котором
проявилось беззаветное служение Отечеству.

Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа.
Личностные: оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Основные знания: установление господства монголо-татар на Руси.

Основные термины и понятия: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки.

Оборудование и материалы: презентация к уроку, экран, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», картина С. Иванова «Баскаки».

Тип урока: комбинированный

Ход урока:


Этап урока

Содержание урока

Орг. момент.

Целеполагание: эмоциональный настрой детей.

Постановка целей урока.

Целеполагание: постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний.

Вид деятельности:

диалог учителя с учащимися, работа с картой.

Целеполагание: развитие слухового и зрительного восприятия, выход на постановку темы урока.




Сообщение

темы урока.

Вид деятельности:

работа в тетради.

Целеполагание:

-фиксация темы урока.

Изучение нового материала.

Вид деятельности: рассказ учителя, работа с картой и новыми понятиями, работа в тетради.

Целеполагание:

получение и фиксация новых знаний, развитие слухового восприятия, логического мышления.

Вид деятельности: работа с текстом, выборочное чтение с выходом из проблемной ситуации.

Целеполагание:

выделение главного из прочитанного текста.

Вид деятельности: беседа учителя с учащимися, работа в тетради.

Целеполагание: получение и фиксация новых знаний, знакомство с новым понятием.

Физкультминутка.






Вид деятельности: рассказ учителя, работа в тетради.

Целеполагание: развитие слухового восприятия, получение и фиксация новых знаний.











Вид деятельности:

работа с картиной
С. Иванова «Баскаки»

Целеполагание: развитие зрительного восприятия.

Вид деятельности:

работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.

Целеполагание: развитие слухового восприятия,

выделение главного из прочитанного текста.

Вид деятельности:

рассказ учителя.
Целеполагание:
развитие слухового восприятия, получение новых знаний.















Первоначальное закрепление нового материала.

Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, работа с карточкой, работа в тетради.

Целеполагание:

выявление уровня усвоения знаний учащихся по изученной теме, развитие умения анализировать и делать вывод.























Рефлексия.




Итог урока.

Целеполагание:

подведение итогов.

Домашнее задание.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории нашего государства в XIII веке.
Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.

- Желаю вам успехов.

- Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

- О чём шла речь?

+ Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.

+ …
- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.

+ Учащиеся работают с картой, показывая первый и второй поход Батыя.
- На Руси наступили тяжёлые времена. Страна была разорена. Более 200 лет, с середины
XIII до конца XV века, продолжалось иго монголо-татарских ханов.

- Тема нашего урока сегодня: «Русь под монголо-татарским игом»
- Запишите в тетрадь тему урока.

- На огромной территории Руси монголо-татары установили своё господство-иго.
-
На огромных просторах завоёванной русской земли хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе.
( показ на карте территории государства Золотая Орда)
- Запишите новые понятия к себе в тетрадь.

+ Иго – господство одного народа над другим.

Золотая Орда – монголо-татарское государство,
образованное на завоёванных русских землях.

- Как же управлял хан русскими землями?
- Найдите это в учебнике и прочитайте.
+ Чтение по цепочке, стр.240, второй абзац.

- Как управлял хан русскими землями?

+ Русские князья должны были получать от хана грамоту на право управлять своей вотчиной или городом.
- Как называлась эта грамота?
+ Ярлык.
- Запишите в тетрадь новое понятие.
+ Ярлык – это ханская грамота на право княжения.
- Почему монголо-татарскому хану легко было сохранять своё господство на Руси?
+ Хану было легко сохранять своё господство на Руси, потому что князья постоянно ссорились между собой. А хан делал так, чтобы эти усобицы сохранялись. Он поддерживал вражду между ними.
- Молодцы, совершенно верно.
- А теперь давайте немного отдохнём.

Игра «Огонь, вода, земля, воздух»

Земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – в стороны, вода – прямо.
(При этом учитель путает детей, показывает неправильные движения)

- Продолжаем наш урок.

- Все русские люди должны были платить дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги – баскаки. Баскаки с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали какое-либо сопротивление или нежелание платить дань, то жестоко наказывали непослушных. Иногда сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.
- Итак, в чём же проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?
+ Все русские люди должны были платить Золотой Орде дань.
- Как они платили дань?
+ Дань собирали ханские слуги.
- Ханских сборщиков дани называли – баскаки.
- Запишите это понятие к себе в тетрадь.
+ …
- Посмотрите внимательно на следующий слайд,
перед вами картина С. Иванова «Баскаки»
(беседа по картине, обратить внимание на внешний вид, выражение лиц, на осанку, как сидят в седле баскаки и как стоят перед ними простые русские люди)
- Хорошо, а как вы думаете, какую дань платили люди баскакам?
+ …
- Давайте проверим ваши предположения. Найдите это, пожалуйста, в тексте учебника.
+ стр. 240, второй абзац снизу.
- Какую дань платили русские люди?

+ …

- Такая непомерная дань, ребята, разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда отряды баскаков старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.

На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.   
- О чём мы говорили сегодня на уроке?

+ О жизни на Руси под монголо-татарским игом.

- Что такое иго?
+ …
- Какое новое государство образовали монголо-татары на захваченных русских землях?

+ Золотая Орда.
- Скажите, пожалуйста, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?
+ …

- Кто собирал дань с русских людей?
+ …

- Как вы думаете, почему монголо-татары смогли так долго сохранять своё господство на Руси?
+ …
- Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?
+ …
- А как они сделали это?
+ …
- А сейчас мы посмотрим, кто был на уроке самым внимательным и активным. Перед вами карточка с заданиями соотнесите понятия с определениями:
Государство монголо – татар   - Баскаки
Столица Золотой Орды        -         Ярлык
Сборщики дани             -  Золотая Орда
Документ на великое княжение   - Сарай

- Молодцы, совершенно верно.

- Сделайте, пожалуйста, вывод о последствиях монголо-татарского ига на Руси.
+ Монголо-татарское иго замедлило развитие хозяйства и культуры Руси почти на 200 лет.
- Запишите этот вывод в тетрадь.
- Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали.

- Ребята, вы должны оценить вашу работу на уроке и с помощью опоры на доске продолжить выражения:
1. Яузнал…

2. Мнебыло интересно…
3. Мне было трудно…
4. Я смог…

5. Я научился…..
6. У меня получилось …

- Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося
- Страницы 240 – 242 читать отвечать на вопросы после текста, индивидуально сообщение на тему: «Русские князья в Золотой Орде»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка урока на тему "Русь под монголо-татарским игом"

Автор: Смирнова Елена Владимировна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства