Орг. момент. Целеполагание: эмоциональный настрой детей. Постановка целей урока. Целеполагание: постановка цели и задач урока. Повторение пройденного материала. Вид деятельности: устный опрос, выполнение тестовой работы. Целеполагание: повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме. Оценивание работы учащихся учителем. Актуализация знаний. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися и работа с электронной презентацией. Целеполагание: выход на постановку темы урока. Сообщение темы урока. Вид деятельности: работа в тетради. Целеполагание: -фиксация темы урока. Изучение нового материала. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, рассказ учителя, работа с понятиями. Целеполагание: получение новых знаний. Вид деятельности: прослушивание былины «Три горы». Целеполагание: развитие слухового восприятия учащихся, выход из проблемной ситуации. Вид деятельности: работа с картиной. Целеполагание: развитие зрительного восприятия, умения описывать, сравнивать, делать выводы, знакомство с внешним видом богатырей, их вооружением. Вид деятельности: работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: выделение главного из прочитанного. Физкультминутка. Вид деятельности: рассказ учителя, выборочное чтение. Целеполагание: получение новых знаний, развитие умения ориентироваться в тексте и находить ответ на поставленный вопрос. Вид деятельности: рассказ учащегося, работа с понятием. Целеполагание: развитие слухового восприятия, умения выступать перед аудиторией, логического мышления. Первоначальное закрепление нового материала. Итог урока. Целеполагание: подведение итогов, оценивание работы учащихся. Рефлексия. Домашнее задание. | -Здравствуйте, ребята. -Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси. (Слайд 1) Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой. - Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные, четкие ответы. -Как называлось наше государство в X веке? А в XXI в? -Столица Киевской Руси? Столица России? -Кто управлял Киевской Русью? А РФ? -У князя была …? Кто защищает нашу страну? Тема нашего урока сегодня тоже будет связана с защитой государства восточных славян. -Какую тему изучали мы на предыдущем уроке? +Первые русские монастыри. -Да действительно мы говорили о крещении Руси и первых русских монастырях. И сейчас мы немного повторим. Вашему вниманию предлагается тест. (Слайд 2) Приложение 1. + Учащиеся самостоятельно работают с тестом. Проверка теста с учителем. (Слайд 3-8) -Совершенно верно с крещением Руси началось строительство храмов. А также появились первые монастыри и святые люди. (Слайд 9) -А что такое монастырь? -Монастырь – это уединенное жилище монахов. -А кто такие монахи? +….. - На прошлом уроке мы говорили, что и в нашем Буйском районе были построены первые монастыри. А кто помнит их название? -Железноборовский, Ферапонтов, Макариево-Писемский монастыри. (Слайд 10) -Итак, мы уже много узнали о великих делах князя Владимира, который объединил русские земли под своей единой властью, ввел христианство на Руси и успешно оборонялся от нашествия грозных кочевников. Но более 1000 лет назад на Руси не было письменности, как же мы обо всем этом узнали? +… -Чтобы сохранить воспоминания о каком-либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем рассказ-былину. - Итак, тема нашего урока: «Былины – источник знаний о Киевской Руси». Запишите её в тетрадь. (Слайд 11) -А что же такое былина? +…. -Былина - это песня - рассказ времен Киевской Руси, которую исполняли под звучание гуслей. (Слайд 12) -Давайте послушаем одну из них. Это былина «Три горы» и подумаем, про какие три горы говорится в данной былине? + Прослушивание былины. -Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, про какие три горы говорится в данной былине? +Про богатырей. -Совершенно верно былины прославляли военные подвиги русских богатырей в борьбе с половцами и печенегами. -А каких богатырей вы знаете? Демонстрация картины «Три богатыря». (Слайд 13) -Чем они занимались? -Чем вооружены богатыри? Илья Муромец наш былинный герой он самый сильный и мудрый на черном коне вглядывается в даль из под мускулистой руки, с которой свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье наизготове. Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне сидит Алеша Попович, в его руках меткий лук, от стрелы которого ни один враг не увернется, его сила кроется в его хитрости и смекалке. Просмотр слайдов сопровождающийся рассказом учителя. (Слайд 14-18) -Давайте прочитаем былину «Богатырь Илья Муромец» на стр.136 нашего учебника и подумаем, каким был Илья Муромец? + Чтение по цепочке. -Какой был Илья Муромец? А вам он понравился? Почему? +… (Слайд 19,20) -Ребята, а вы хотите стать такими же сильными как Илья Муромец? Давайте для этого немного отдохнём. Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо. Получается на славу! Сохранилось до наших дней сказание о том, как победил Илья Муромец Соловья-разбойника. (Слайд 21) В былинах Соловьем-разбойником называли печенежского князя, разорявшего со своими воинами русские земли. А герои былин богатыри были не вымышленными героями, а реальными людьми. Давайте познакомимся еще с одним из них. Это Никита Кожемяка. (Слайд 22) -Найдите, что про него сказано у вас в учебнике? С.133 +Чтение по цепочке. -Что вы можете сказать об этом богатыре? В чём была его особенность? +… -Молодцы! -О чем же еще рассказывали былины? Это мы узнаем из сообщения Саши Шашкова. Он нам расскажет былину «Богатырь Святогор». (Слайд 23) -Что вы узнали о Святогоре? -Чему научил Святогор Илью Муромца? Как Святогор и Илья Муромец стали побратимами? -Что значит стать побратимами? +…Побратимы – это ставшие братьями по вере христианской после обмена крестиками. -Молодцы! Есть ещё много русских богатырей, главных героев былин. (Слайд 24) -О чем же мы говорили сегодня на уроке? +... -Что такое былина? +…. -О чем рассказывают былины? +О военных подвигах русского народа. -А сейчас посмотрим, как внимательно вы слушали на уроке, и выполним небольшое задание. Работа с карточками. (Приложение 1) -Проверим вашу работу. Молодцы! -Итак, ребята, цель создания былин - это сохранение исторической памяти, прославление героического прошлого русского народа. (Слайд 25) -Оцените свою работу на уроке. Выберите, пожалуйста, сердечко. Красного цвета, если урок вам понравился и вы узнали много нового; синего, если что-то было не понятно; чёрного, если урок был не интересным, вам было скушно. Оценки учителя. Прочитать текст учебника страница 133-135,ответить на вопросы. |