Орг. момент. Целеполагание: эмоциональный настрой детей. Постановка целей урока. Целеполагание: постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, работа с картой. Целеполагание: развитие слухового восприятия, выход на постановку темы урока. Сообщение темы урока. Вид деятельности: работа в тетради. Целеполагание: -фиксация темы урока. Изучение нового материала. Вид деятельности: рассказ учителя, выступление учащегося, диалог учителя с учащимися, работа с картой. Целеполагание: получение новых знаний, развитие слухового восприятия, логического мышления и умения выступать перед аудиторией. Вид деятельности: рассказ учителя, работа с картой. Целеполагание: развитие слухового и зрительного восприятия, получение новых знаний. Вид деятельности: работа с текстом, выборочное чтение с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: выделение главного из прочитанного текста. Физкультминутка. Вид деятельности: рассказ учителя, который сопровождается показом на карте. Целеполагание: развитие слухового и зрительного восприятия, получение новых знаний. Вид деятельности: работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: развитие слухового восприятия, выделение главного из прочитанного текста. Вид деятельности: выступление учащегося, диалог учителя с учащимися, работа с картой. Целеполагание: получение новых знаний, развитие слухового восприятия, логического мышления и умения выступать перед аудиторией. Первоначальное закрепление нового материала. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, работа с картой. Целеполагание: выявление уровня усвоения знаний учащихся по изученной теме. Итог урока. Целеполагание: подведение итогов, оценивание работы учащихся. Рефлексия. Домашнее задание. | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории России. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой. - Желаю вам на уроке быть внимательными и активными. Приобрести новые знания и получить хорошие оценки. - Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? - О чём шла речь? + … - Как звали хана, который объединил монголо-татарские племена? + хан Чингисхан - Вспомните, где и когда произошла первая битва русских с монголо - татарами? + 31 мая 1223 г., битва на реке Калке. (ответ сопровождается показом на карте) - Как закончилась эта битва? + Русские проиграли битву, так как не шли на помощь друг другу. -В каком году монголо – татарские орды пришли снова к границам Руси? + в 1237 г., осада города Рязани. (ответ сопровождается показом на карте) -Кто теперь стал ханом монголо-татар? + хан Батый - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с событиями нашествия монголо-татар на Русь, познакомимся с героической борьбой русских людей против монголо-татар. - Тема нашего урока сегодня: «Героическая борьба русских людей против монголо-татар». (Слайд 1) - Запишите в тетрадь тему урока. - Эпиграфом к нашему уроку будут сегодня служить следующие слова. (Звучит полная драматизма мелодия из сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» («Мертвое поле»), которая служит фоном для эпиграфа данного урока и следующего текста. (Слайд 2)
«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили... Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе». Чивилихин В.А. - Такие слова написал о монголо-татарах известный советский писатель Чивилихин В.А. - Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел. - На прошлом уроке мы с вами уже говорили о том, что в 1237 году монголо-татары начали разорительное нашествие на Русь. Говоря об осаде Рязани, мы узнали, что русские люди встали на защиту своей родной земли. - Летопись сохранила имя одного рязанского боярина Евпатия Коловрата. О нём нам расскажет Лебедев Артём. (Слайд 3) (Приложение 1) - А вы, ребята, обратите внимание на вопросы, записанные на доске. + Выступление учащегося. - Как звали рязанского боярина? - Почему он не смог принять участие в обороне Рязани? - Как вы думаете, почему Евпатий пустился вдогонку за монголо-татарами? - Как сражалась малая дружина? + … - Совершенно верно, ребята, но Коловрат был убит. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказал: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!» (Слайд 4) - Как вы думаете, почему хан так сказал? + … -Огромное войско монголо-татар двинулось дальше по русской земле. Взяли Суздаль, разрушили Коломну, сожгли Москву. Везде русские люди мужественно и героически сражались. Но монголо-татарам легко было побеждать русские города поодиночке. И вот их полчища подошли к городу Владимиру – центру Владимиро – Суздальского княжества. (учитель сопровождает свой рассказ показом городов на карте и ставит значки напротив завоёванных городов) - Найдите, пожалуйста, и зачитайте текст о борьбе владимирцев с монголо-татарами. (Слайд 5) + стр. 234, третий абзац. - Какая участь постигла город Владимир? + Город Владимир был разрушен, разграблен и сожжён, а жители его погибли в огне, либо были угнаны монголо-татарами в плен. - Давайте немного отдохнём. (Слайд 6) Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поклонись! Начинаем мы опять по истории шагать, Чтобы всё понятным стало Потрудились мы немало. - Продолжаем наш урок. - После захвата города Владимира хан Батый направил своё войско на Новгород. Но началась весна, а с ней и весенняя распутица. Дороги стали непроходимыми для конницы, и монголо-татарские войска вынуждены были повернуть назад, так и не дойдя до Великого Новгорода. - Следующим на пути Батыя был небольшой город Торжок, который две недели оборонялся от монголо-татарских завоевателей. Но город Торжок был разрушен, жители его погибли в огне и дыму. - На обратном пути осадили монголо-татары ещё один небольшой город Козельск. (Слайд 7) Об этом мы прочитаем в учебнике на стр. 236. третий абзац и попробуем ответить на вопрос: как монголо-татары прозвали этот город и почему? + Чтение текста учебника. - Так как же монголо-татары прозвали этот город? Почему? + … - Монголо-татарские войска хотя и превосходили по численности русские дружины, но и они устали в сраженьях и были измотаны отчаянным сопротивлением русских. Поэтому Батый увёл свои войска в степь, чтобы дать отдохнуть воинам. - Отдохнув, хан Батый снова отправился на Русь. Теперь ему надо было захватить Киев. (Слайд 8) Об этом нам расскажет Трашкова Майя. (рассказ для дополнительного чтения стр. 238-239) - А вы будьте внимательны и постарайтесь ответить на вопрос: как киевляне дали отпор врагу? + Выступление учащегося - Как киевляне дали отпор врагу? - Кто возглавил оборону Киева? - Какая участь постигла город? - Почему хан сохранил жизнь воеводе Дмитрию? - Совершенно верно, ребята, нападения монголо-татар продолжались. Русь была разграблена и разбита. Из 74 городов Руси 49 были разорены, 14 из них так и не смогли возродиться из пепла, а 15 превратились в сёла. (Слайд 9) - После взятия Киева отправились войска Батыя дальше в Европу. Но уже прежних сил у них не было. Не выдержали воины Батыя такого длительного похода и повернули назад. Таким образом, героическое сопротивление русских людей остановило монголо-татарские войска. Русские люди спасли другие страны от разрушительного нашествия Батыя. - О чём мы говорили сегодня на уроке? + О разорении русских городов монголо-татарами и мужественном сопротивлении русских людей. - Совершенно верно. Какие это были города? + …(показ на карте) - Давайте вспомним подробнее как проходила осада русских городов, а для этого я предлагаю вам небольшой тест. (Слайд 10,11,12) + … - Приведите примеры героической борьбы русских людей с монголо-татарами, которые вам больше всего запомнились. + … - А сейчас попробуйте оценить свою работу сегодня. «Шкала успеха» - Оценки за урок. - Домашнее задание на следующий урок - стр. 234-237 пересказ. (Слайд 13) -Молодцы, спасибо за урок. (Слайд 14) |