kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока истории на тему "Героическая борьба русских людей против монголо-татар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для урока истории в 7 классе коррекционной школы. В ней используются различные виды работы на уроке. Это работа с текстом, беседа с учащимися, тестовые задания, индивидуальные выступления учащихся по теме урока и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«героическая борьба русских людей против монголо-татар»

Тема урока: «Героическая борьба русских людей против монголо-татар»


Цель урока: показать героизм русского народа в борьбе с монголо-татарами.


Задачи:

Образовательные:
- довести до сведения учащихся, что борьба русского народа с монголо-татарским нашествием – одна из самых трагических страниц истории Отечества;
- подвести к пониманию, что борьба русского народа с монголо-татарами закончилась поражением из-за раздробленности Руси.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение ориентироваться на карте;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания из различных источников, умение делать выводы;
- коррекция мышления, речи, внимания.

Воспитательные:
- дать первоначальное нравственное представление о том, что беззаветное служение
Отечеству, выполнение воинского долга – священная обязанность гражданина;
- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей

поднявшихся на борьбу, подчеркнуть мужество русских людей, воспитывать чувство
патриотизма.


Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о героической борьбе русских людей против монголо-татар.
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности для её решения.
Познавательные УУД: смысловое чтение, умение анализировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Основные знания:
- героическое сопротивление русских людей остановило монголо-татар от нашествия на Европу.


Оборудование: презентация к уроку, экран, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Карта захвата монголо-татарами русских городов» в учебнике, музыка А. Прокофье­ва «Александр Невский» («Мертвое поле»)

Тип урока: комбинированный






Ход урока:


Этап урока

Содержание урока

Орг. момент.

Целеполагание: эмоциональный настрой детей.

Постановка целей урока.

Целеполагание: постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний.

Вид деятельности:

диалог учителя с учащимися, работа с картой.

Целеполагание: развитие слухового восприятия,

выход на постановку темы урока.














Сообщение

темы урока.

Вид деятельности:

работа в тетради.

Целеполагание:

-фиксация темы урока.

Изучение нового материала.

Вид деятельности: рассказ учителя, выступление учащегося, диалог учителя с учащимися, работа с картой.

Целеполагание:

получение новых знаний, развитие слухового восприятия, логического мышления и умения выступать перед аудиторией.























Вид деятельности: рассказ учителя, работа с картой.

Целеполагание: развитие слухового и зрительного восприятия, получение новых знаний.




Вид деятельности:

работа с текстом, выборочное чтение с выходом из проблемной ситуации.

Целеполагание: выделение главного из прочитанного текста.

Физкультминутка.








Вид деятельности:

рассказ учителя, который сопровождается показом на карте.
Целеполагание:
развитие слухового и зрительного восприятия, получение новых знаний.



Вид деятельности:

работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.

Целеполагание: развитие слухового восприятия,

выделение главного из прочитанного текста.







Вид деятельности: выступление учащегося, диалог учителя с учащимися, работа с картой.

Целеполагание:

получение новых знаний, развитие слухового восприятия, логического мышления и умения выступать перед аудиторией.









Первоначальное закрепление нового материала.

Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, работа с картой.

Целеполагание:

выявление уровня усвоения знаний учащихся по изученной теме.

Итог урока.

Целеполагание:

подведение итогов, оценивание работы учащихся.


Рефлексия.


Домашнее задание.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории России.
Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.

- Желаю вам на уроке быть внимательными и активными. Приобрести новые знания и получить хорошие оценки.

- Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

- О чём шла речь?

+ …
- Как звали хана, который объединил монголо-татарские племена?

+ хан Чингисхан
- Вспомните,  где и когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?

+ 31 мая 1223 г., битва на реке Калке. (ответ сопровождается показом на карте)

- Как закончилась эта битва?

+ Русские проиграли битву, так как не шли на помощь друг другу.

-В каком году монголо – татарские орды пришли снова к границам Руси?

+ в 1237 г., осада города Рязани. (ответ сопровождается показом на карте)

-Кто теперь стал ханом монголо-татар?

+ хан Батый
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с событиями нашествия монголо-татар на Русь, познакомимся с героической борьбой русских людей против монголо-татар.
- Тема нашего урока сегодня: «Героическая борьба русских людей против монголо-татар». (Слайд 1)

- Запишите в тетрадь тему урока.

- Эпиграфом к нашему уроку будут сегодня служить следующие слова.
(
Звучит полная драматизма мелодия из сюиты А. Прокофье­ва «Александр Невский» («Мертвое поле»), которая служит фоном для эпиграфа данного урока и следующего текста. (Слайд 2)

«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче са­ранчи,

подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути.

Они разоряли города, жгли деревни, грабили...

Именно в это злосчастное время, длившееся около двух сто­летий,

Россия и дала обогнать себя Европе».

Чивилихин В.А.


- Такие слова написал о монголо-татарах известный советский писатель Чивилихин В.А.
- Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, на­всегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драго­ценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел.
- На прошлом уроке мы с вами уже говорили о том, что в 1237 году монголо-татары начали разорительное нашествие на Русь. Говоря об осаде Рязани, мы узнали, что русские люди встали на защиту своей родной земли.
- Летопись сохранила имя одного рязанского боярина Евпатия Коловрата. О нём нам расскажет Лебедев Артём. (Слайд 3)
(Приложение 1)
- А вы, ребята, обратите внимание на вопросы, записанные на

доске.
+ Выступление учащегося.
- Как звали рязанского боярина?
- Почему он не смог принять участие в обороне Рязани?
- Как вы думаете, почему Евпатий пустился вдогонку за
монголо-татарами?
- Как сражалась малая дружина?
+ …
- Совершенно верно, ребята, но Коловрат был убит. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказал: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!» (Слайд 4)

- Как вы думаете, почему хан так сказал?
+ …

-Огромное войско монголо-татар двинулось дальше по русской земле. Взяли Суздаль, разрушили Коломну, сожгли Москву. Везде русские люди мужественно и героически сражались. Но монголо-татарам легко было побеждать русские города поодиночке. И вот их полчища подошли к городу Владимиру – центру Владимиро – Суздальского княжества. (учитель сопровождает свой рассказ показом городов на карте и ставит значки напротив завоёванных городов)
- Найдите, пожалуйста, и зачитайте текст о борьбе владимирцев с монголо-татарами. (Слайд 5)

+ стр. 234, третий абзац.
- Какая участь постигла город Владимир?
+ Город Владимир был разрушен, разграблен и сожжён, а жители его погибли в огне, либо были угнаны монголо-татарами в плен.

- Давайте немного отдохнём. (Слайд 6)
Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись!

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудились мы немало.
- Продолжаем наш урок.
- После захвата города Владимира хан Батый направил своё войско на Новгород. Но началась весна, а с ней и весенняя распутица. Дороги стали непроходимыми для конницы, и монголо-татарские войска вынуждены были повернуть назад, так и не дойдя до Великого Новгорода.
- Следующим на пути Батыя был небольшой город Торжок, который две недели оборонялся от монголо-татарских завоевателей. Но город Торжок был разрушен, жители его погибли в огне и дыму.
- На обратном пути осадили монголо-татары ещё один небольшой город Козельск. (Слайд 7)
Об этом мы прочитаем в учебнике на стр. 236. третий абзац и попробуем ответить на вопрос: как монголо-татары прозвали этот город и почему?
+ Чтение текста учебника.
- Так как же монголо-татары прозвали этот город? Почему?
+ …
- Монголо-татарские войска хотя и превосходили по численности русские дружины, но и они устали в сраженьях и были измотаны отчаянным сопротивлением русских. Поэтому Батый увёл свои войска в степь, чтобы дать отдохнуть воинам.
- Отдохнув, хан Батый снова отправился на Русь. Теперь ему надо было захватить Киев. (Слайд 8)
Об этом нам расскажет Трашкова Майя. (рассказ для дополнительного чтения стр. 238-239)

- А вы будьте внимательны и постарайтесь ответить на вопрос: как киевляне дали отпор врагу?
+ Выступление учащегося
- Как киевляне дали отпор врагу?
- Кто возглавил оборону Киева?

- Какая участь постигла город?
- Почему хан сохранил жизнь воеводе Дмитрию?
- Совершенно верно, ребята, нападения монголо-татар продолжались. Русь была разграблена и разбита. Из 74 городов Руси 49 были разорены, 14 из них так и не смогли возродиться из пепла, а 15 превратились в сёла. (Слайд 9)
- После взятия Киева отправились войска Батыя дальше в Европу. Но уже прежних сил у них не было. Не выдержали воины Батыя такого длительного похода и повернули назад. Таким образом, героическое сопротивление русских людей остановило монголо-татарские войска. Русские люди спасли другие страны от разрушительного нашествия Батыя.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

+ О разорении русских городов монголо-татарами и мужественном сопротивлении русских людей.
- Совершенно верно. Какие это были города?

+ …(показ на карте)
- Давайте вспомним подробнее как проходила осада русских городов, а для этого я предлагаю вам небольшой тест. (Слайд 10,11,12)

+ …

- Приведите примеры героической борьбы русских людей с монголо-татарами, которые вам больше всего запомнились.
+ …
- А сейчас попробуйте оценить свою работу сегодня.

«Шкала успеха»
- Оценки за урок.
- Домашнее задание на следующий урок - стр. 234-237
пересказ. (Слайд 13)

-Молодцы, спасибо за урок. (Слайд 14)




































Приложение 1.

Евпатий Коловрат рязанский боярин, который уезжал по торговым делам в Чернигов, а когда вернулся, то Рязань была уже сожжена монголо-татарами. Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Не смотря на малую численность  отряда, русским удалось смять татар внезапной атакой.
Батый был так сильно удивлен, что ему пришлось бросить в бой свои лучшие части. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат погубил многих знаменитых богатырей Батыевых. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдавался и  мужественно бился с превосходящим по численности врагом.  Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить Евпатия и его отряд только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Смирнова Елена Владимировна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518421


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства