kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕтодическая разработка урока чтения и развития речи "ПЕрвый снег" И. Бунин для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью. На уроке обучающиеся отрабатывают навыки выразительного чтения стихотворения. Используется презентация.

Просмотр содержимого документа
«МЕтодическая разработка урока чтения и развития речи "ПЕрвый снег" И. Бунин для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью»

Пояснительная записка

Тема урока. И Бунин «Первый снег»

Цель. Знакомство с произведением И. Бунина «Первый снег»

Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить со стихотворением И. Бунина «Первый снег»;

- формировать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения;

- учить анализировать стихотворение, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Коррекционно-развивающие:

- способствовать коррекции внимания, памяти, мыслительных операций;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- способствовать развитию речевой практики.

  1. Воспитательные:

- воспитывать учебную мотивацию, бережное, ответственное отношение к природе.

Форма проведения урока. Творческая мастерская

Тип урока. Комбинированный

Оборудование. Компьютер, телевизор или экран, презентация к уроку, видеоролик по стихотворению, карточки-иллюстрации к стихотворению, карточки – эмоции, искусственный снег, ветка с листочками для активного метода.

Ход урока.

Этап

урока

Содержание

урока

Слайд

1.

Орг. момент

(эмоциональное вхождение в урок)









Активные метод

«Букет пожеланий»

Учитель.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.


Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Вот она пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.


- О каком времени года эта загадка?

- Правильно, об осени. У меня в руке веточка с осенними листочками. Каждый листочек обозначает пожелание для себя на урок:

  • жёлтые – пожелание узнать что-то новое;

  • красные – получить хорошую оценку;

  • оранжевые – чтобы похвалил учитель.


- Сорвите один или два листочка на выбор. Листочков какого цвета сорвали больше всего? Значит, больше всего вы хотите……

(анализ мотивации обучающихся)


Цель задачи

- Ребята, вы, наверное, догадались, о каком времени года мы будем читать произведение сегодня на уроке? (об осени)

- Правильно. Как оно называется и кто автор, вы узнаете чуть позже.

На уроке мы научимся:

- читать стихотворение правильно, выразительно

-будем развивать устную речь, внимание память

- учиться видеть прекрасное в природе, бережно относиться к ней


Актуализация знаний, речевая зарядка


- Итак, осень.

- Назовите все осенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Правильно. Ребята, осень делится на сезоны:

  • начало осени (ранняя осень) с 1 по 23 сентября;

(по картинке назовите основные приметы)

  • осень золотая с 24 сентября по 14 октября;

(что происходит в природе в эту пору?)

  • глубокая осень (поздняя осень) с 15 по 22 октября;

(а в эту пору, какие изменения мы наблюдаем?)

  • предзимье и первозимье с 23 октября по 30 ноября.

- Подумайте и скажите, какой сезон осени у нас сейчас? (предзимье)

- Правильно. Но всё-таки самая красивая пора осени – это осень золотая.

Давайте проведём речевую зарядку и вспомним, как это было.

  1. Дыхательная гимнастика.

  • Три коротких выдоха. Сдуваем осенние листья с ладошки.

  • Три длинных выдоха. Сдуваем листья с ветки.

  • Ветер гудит (ууууу)

  1. Чистоговорки.

ок-ток-сток – в руке осенний листок

ди-жди-жди – идут холодные дожди

нег-нег-нег – вот и первый снег

  1. Работа над четверостишием (выразительность, ритм, …)

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

(Ю. Верамей)

Чтение учителем, про себя, вслух хором, по одному с ударением на выделенных словах.

Слайд 2







Слайды

3 – 5








Слайд 6

Слайд 7


Слайд 8




Слайд 9


Проверка домашнего задания

- Как называется сезон осени, следующий за началом осени? (осень золотая). Что в эту пору делают люди? (убирают урожай)

- Какие произведения об осени мы читали на прошлом уроке?

(Астафьев «Осенние грусти…»)

- О каком важном деле говорится в рассказе? (заготовка капусты)

- Какие овощи уже убраны с огорода в эту пору? (картошка, морковь, брюква, свекла, редька)

- Посмотрите на картинку и скажите, о каких овощах ничего не говорится в рассказе? (тыква и лук)

- Что говорится о горохе? (воспоминания, как летом его ели)

- Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Что увидели в небе герои рассказа после рубки капусты? (гусей)

- Найдите и прочитайте, как это описывает автор.

- Что сказал дед, когда все вышли из огорода? (Ну вот, скоро и зима)





Слайд 10

Физминутка

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

(учащиеся имитируют движения по стихотворению)


Изучение нового








































Зарядка для глаз

- После золотой осени следует ____________? А следом – ___________? (предзимье)

- Как вы понимаете, что такое предзимье?

Падает искусственный снег (приём удивляй!)

- Ребята, что это? (снег)

- А если он выпал впервые, то какой это снег? (первый снег)

-Итак, мы узнали название произведения, которое будем читать. Написал стихотворение поэт Иван Бунин.

-Как вы думаете, о чем будет говориться в этом стихотворении?

(ответы детей)

- Иван Бунин – известный русский писатель. 22 октября этого года страна отмечала 148 лет со дня его рождения. А в 2020 – м году по указу президента В. Путина будет отмечаться 150-летие поэта на государственном уровне.

В творчестве И.Бунина большое место занимает тема природы. Он очень точно умел ее описывать. Бунин видел прекрасное в самых обыкновенных вещах: в том, что одно время года сменяется другим, за осенью всегда приходит зима, а за ней – весна. Это законы природы и жизни. Мы привыкли к ним и часто не придаём значения их особенностям и красоте. В своем стихотворении Бунин не только описал просто и красиво природу накануне того, как должен был выпасть первый снег. Он передал и немало чувств, которые эти явления могут вызвать в душе человека, любящего и ценящего всю прелесть окружающего мира.

Словарная работа

- Ребята, в стихотворении вам встретятся незнакомые слова и выражения: холодом пахнуло, ярким пурпуром, вереница, пред.

Холодом пахнуло – стало холодно, повеяло холодом, подул холодный ветер.

Пурпур – ярко-красный цвет. 

“Ярким пурпуром зажглися... небеса...” - небо осветилось ярко-красным цветом.

Вереница – ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим. 

Пред – перед.

- Посмотрите видеоролик по этому стихотворению и прислушайтесь к своим чувствам. Что вы испытаете? (тревога, радость, печаль)

(просмотр видеоролика)

Беседа после просмотра.

-Какие чувства вы испытали?

- Правильно, ребята. Вы испытывали разные чувства, потому что их вызывали разные строчки стихотворения.

Зарядка для глаз – листочки.

Ознакомительное чтение.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какую картину нарисовал автор. Опишите её кратко своими словами.

(чтение стихотворения)

- Работа над содержанием стихотворения. Беседа по вопросам.

- Закончите строчку: Зимним холодом пахнуло (на что?)…. Как вы это понимаете? Какую иллюстрацию подберём к этим строчкам?

(подбор иллюстраций)

- Ярким пурпуром зажглися (когда? что?)

- Какую иллюстрацию подберём?

(подбор иллюстраций)

- Когда бушевала буря?

- На что понесло первым снегом? (найдите и прочитайте)

-Подберите иллюстрацию к этим строчкам.

(подбор иллюстраций)

- Сегодня мы простились с кем? Над чем? Как вы это понимаете?

-А к этим строчкам, какая иллюстрация подойдет?

(подбор иллюстраций)

Работа над средствами выразительности.

- Как вы думаете, с каким чувством нужно читать первые строчки стихотворения?

(плавно, спокойно. Подбор эмоции)

- Как нужно прочитать следующую строфу?

(с тревогой. Подбор эмоции)

- а далее?

(с радостью, но в конце немного печально. Подбор эмоций)



- Чтобы прочитать стихотворение выразительно, нужно поработать над паузами и словами, на которых будем делать ударение.

( расстановка пауз, выделение слов в стихотворении)



Отработка навыков чтения

  1. Чтение Эхо

  2. Упражнение «Магнитофон»

  3. Работа в парах «Читаю – проверяю»











Слайд 11















Слайды

12, 13

Первичное закрепление


Индивидуальное чтение по цепочке.

Заучивание наизусть с опорой на иллюстрации.


Итог, рефлексия

Незаконченные предложения:

- Сегодня на уроке я познакомился …..

- На уроке я учился…..

- У меня хорошо получилось…..

- Мне надо ещё потренироваться……

- Ребята, посмотрите на свои листочки, которые вы отрывали в начале урока. Что вы желали себе на урок? Исполнилось ли ваше желание?


Слайд 14

Выставление оценок

- Какую оценку вы поставили бы себе за урок? Почему?

- Оценки за урок, комментирование оценок.


Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть стр. 73

На следующем уроке проведём конкурс лучшего стихотворения и два-три лучших стихотворения отправим на конкурс.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сизикова Наталья Альбертовна

Дата: 09.04.2019

Номер свидетельства: 506611

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства