Орг. момент. Целеполагание: эмоциональный настрой детей. Постановка целей урока. Целеполагание: постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися. Целеполагание: развитие слухового восприятия, выход на постановку темы урока, Сообщение темы урока. Вид деятельности: работа в тетради. Целеполагание: -фиксация темы урока. Изучение нового материала. Вид деятельности: рассказ учителя, работа с картой, работа в тетради. Целеполагание: получение новых знаний, фиксация новых знаний. Вид деятельности: сообщение учащегося, работа в тетради. Целеполагание: развитие слухового восприятия, логического мышления и умения выступать перед аудиторией, фиксация новых знаний. Физкультминутка. Вид деятельности: рассказ учителя, прослушивание фрагмента стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица», работа в тетради. Целеполагание: развитие слухового восприятия, получение и фиксация новых знаний. Вид деятельности: рассказ учителя, работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации, работа с иллюстрацией. Целеполагание: развитие слухового и зрительного восприятия, выделение главного из прочитанного. Первоначальное закрепление нового материала. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися, работа с картой. Целеполагание: выявление уровня усвоения знаний учащихся по изученной теме. Итог урока. Целеполагание: подведение итогов, оценивание работы учащихся. Рефлексия. Домашнее задание. | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории России. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой. Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы. - Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? - Кто такие монголо-татары? - Чем занимались монголо-татары? - Как назывались племена монголо-татар? - Какими были воины монголо-татар? + … - Совершенно верно, на прошлом уроке мы с вами узнали о том, что в начале XIII века у южной границы Руси появился грозный и воинственный сосед – монголо-татары. - Войска монголо-татар под руководством Чингисхана завоевали к этому времени огромные территории, покорили сотни городов и посёлков в других странах и получали с других народов дань. - Тема нашего сегодняшнего урока: «Нашествие монголо-татар на Русь» (Слайд 1) - Запишите её в тетрадь. - В ходе нашего урока сегодня мы должны познакомиться с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголо-татарами. И дать ответ на вопрос: почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием? - Войска монголо-татар завоевали огромные территории, покорили сотни городов и посёлков и получали с них дань. Многочисленные войска Чингисхана вступили на землю половцев. Половцы не смогли справиться с монголо-татарами и обратились за помощью к русским князьям. Русские князья решили помочь половцам, собрали дружины и отправились вместе с половецкими отрядами навстречу монгольскому войску. Монголо-татары выслали навстречу небольшой отряд. Он подошёл к русским и половецким войскам, но в бой не вступил и повернул назад. Это была военная хитрость. Монголо-татары сделали вид, что испугались, а на самом деле они заманили наши войска в степь к реке Калке, где бала их основная конница. - Здесь-то на реке Калке 31 мая 1223 года и состоялось первое сражение русских войск с монголо-татарами. (Показ учителем на карте место сражения) - Запишите эту дату в тетрадь. (Слайд 2) - О битве на реке Калке нам расскажет Котов Олег. (Приложение 1) - А ваше задание, ребята, внимательно слушать его выступление и дать ответ на вопрос: кто победил в этой битве и почему? + Прослушивание выступления учащегося. - Кто одержал победу в битве на реке Калке? + Победу одержали монголо-татары. - Как вы думаете, в чем заключались причины поражения русских князей в битве на р. Калке? + Так как они ссорились, и не было единства. - Запишите итог битвы в тетрадь. (Слайд 2.1) - Закончили работу. Молодцы. - А теперь давайте немного отдохнём. (Слайд 3) Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! - Итак, ребята, одержав победу, монголы повернули назад в степи. Дисциплинированные монгольские военачальники не имели приказа задерживаться на Руси. Вскоре они были отозваны Чингисханом, который посчитал, что основная задача разведывательного похода успешно решена. А Русь по-прежнему была объята княжескими столкновениями. В 1227 году Чингисхан умер. Его державу разделили наследники. Западная часть Монгольской империи досталась внуку Чингисхана Батыю (Бату). (Слайд 4) Он стал готовиться к новому нашествию на Русь. Но лишь через 14 лет в 1237 году монголо-татары снова пришли на русские земли. Глубокой осенью 1237 года вдруг у границ Рязанской земли появились первые вражеские разведчики. А как только мороз схватил реки и озёра, и дороги стали проезжими, в пределы рязанских владений вторглось огромное войско во главе с верховным правителем монголо – татар, Батыем. - Запишите дату в тетрадь. (Слайд 5) + 1237 год - нападение монголо-татар на Рязань. (показ на карте) (на фоне музыки А.П. Бородина “Богатырская симфония”) Был страшный год, Когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Своё соседство с ним кляня, Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли… Жестоких воинов раскосых Батый собрал со всей земли… Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком – Сжигать и грабить города. - Именно с такой целью сжечь и разграбить город, подошёл Батый к Рязани. - Об осаде города давайте прочитаем в учебнике на стр. 231. Третий абзац сверху. + Чтение текста по цепочке. - Какой же участи был удостоен город Рязань? + Город был полностью сожжён и разрушен. - Посмотрите, вашему вниманию предложена иллюстрация «Оборона города Рязани» на стр. 232. и дайте ответ на вопрос: как защищали жители Рязани свой город от монголо-татар? +… - Совершенно верно, ребята, страшное зрелище представляла собой Русь. Вместо городов – развалины. Поля заросли бурьяном. Кости непогребённых людей – вот что представляла собой русская земля там, где проходили монголо-татары. - Давайте вспомним, что же произошло в 1223 году? - Покажите откуда пришли на Русь Монголо-татары? - Какой город первым подвергся нападению? Покажите на карте. - В каком году была осада Рязани? + … - О чём мы говорили сегодня на уроке? + О нашествии монголо-татар на Русь. - О каких двух битвах мы говорили сегодня на уроке? + Битва на реке Калке и осада Рязани. - Перед вами небольшое задание, нужно соединить событие с датой. (Приложение 2) (Слайд 6) - Кто выходил победителем из всех этих сражений? + Монголо-татары. - А теперь попробуйте дать ответ на вопрос, который я задала вам в начале урока: почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием? + Потому что среди них не было единства, они ссорились. (Слайд 7) - Совершенно верно, каждая земля защищалась отдельно. Не было единства среди русских князей, не хотели они уступать друг другу главенство. Считали, что нападение врага на земли соседа их не касается, не хотели помогать ближнему, думали только о своем княжестве. Если бы князья были едины, монголы не смогли бы одолеть Русь. Говорили русские князья: «Наказал нас Бог за то, что ссорились мы друг с другом, отнимали друг у друга земли, за то, что не собрались все вместе, чтобы помочь друг другу, когда пришли татары на русскую землю!» – О какой пословице не знали русские князья? + Один за всех, и все за одного. (Слайд 8) - Молодцы. - Оценки за урок. «Шкала успеха» - стр.230- 233 прочитать, дать ответы на вопросы после текста, даты в тетради знать. (Слайд 9) - Молодцы, спасибо за внимание. (Слайд 10) |