Методическая разработка логопедического занятия. Тема "Разделительный мягкий знак"
Методическая разработка логопедического занятия. Тема "Разделительный мягкий знак"
Методическая разработка направлена на формирование у обучащихся представления об акустическом и артикуляторном образе слов с разделительным мягким знаком. В разработке представлены три способа определения разделительного мягкого знака в слове.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка логопедического занятия. Тема "Разделительный мягкий знак"»
Муниципальное образовательное учреждение
Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
Методическая разработка логопедического занятия
Тема: Разделительный мягкий знак в слове
Подготовила:
учитель-логопед
первой категории
Карташова Ольга Николаевна
с. Красноселькуп, 2018
Тема. Разделительный мягкий знак в слове.
Цель: формировать у обучащихся представления об акустическом и артикуляторном образе слов с разделительным мягким знаком.
Задачи.
Развивать артикуляционные навыки и фонематические представления по теме.
Развивать навыки слогового и буквенного анализа и синтеза слов.
Уточнить и обогатить словарь.
Совершенствовать навыки чтения и письма слов с разделительным мягким знаком.
Закрепить навыки пространственной ориентации.
Продолжить формирование навыка адекватной самооценки деятельности учащихся.
Ход занятия.
Приветствие. Организационный момент.
Заяц-кольцо-рога.
Перекрёстное движение руками.
Игры с карандашом:
«вертушка в воздухе», «добывание огня», «гладилка», «скалолазы».
Целеполагание
Создание игровой ситуации. Привлечение внимания к теме занятия. (Звучит веселая музыка.
- Ой! Где это мы? (На слоговой полянке)
Сказка.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки.
Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Вы догадались, что тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак».
АМО «Список покупок»
- Давайте составим список покупок. Что бы хотели приобрести на занятии?
Читать слова и предложения с разделительным мягким знаком;
определять его на слух;
найти способы определения;
правильно писать в словах и предложениях.
Определение способов нахождения разделительного мягкого знака
Подчеркните разделительный мягкийзнак среди буквосочетаний, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:
- Между какими звуками и гласными буквами стоит разделительный мягкий знак?
- Назовите первый звук. Какой он? (мягкий согласный)
- Назовите гласные буквы.
- Т.е. можно считать это первым способом определения разделительного мягкого знака в слове?
Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.
Интересно, а есть еще способы?
Чтение слогов
Ля – лья Ви – вьи Не – нье Тё – тьё Дю – дью
Это второй способ: произношение затруднено
губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
Это третий способ: Когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).
Упражнения для закрепления.
Теперь вы владеете всеми способами определения разделительного мягкого знака в словах. Давайте потренируемся.
- В моей правой руке задания полегче, а в левой – потруднее. Лёгкий вариант: подставить нужное слово в предложение. Трудный вариант: самостоятельно составить предложение с данным словом (устно). - Выберите себе одну карточку. (Выдаёт детям карточки с заданиями)
*Вся … уехала на дачу (семя, семья). *Журавли отправились в … (польёт, полёт). *… пишет письмо бабушке (Коля, колья). *… привезли из леса (Коля, колья). *Скоро … дождь (полёт, польёт). *Для сева бери хорошее … (семья, семя).