kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение в 9 классе С(К)ОШ. В.В.Быков "Альпийская баллада"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Альпийская баллада" Василя Быкова - это именно то произведение, которое воспитывает в обучающихся гражданскую позицию и патриотизм. Нехитрая история сбежавших из концлагеря русского Ивана и итальянки Джулии, их любовь и воля к жизни трогают сердца подростков, заставляют ответственней относиться к человеческой жизни и чтить ветеранов той далекой войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение в 9 классе С(К)ОШ. В.В.Быков "Альпийская баллада"»

План-конспект урока


Литературное чтение. Рассказ В.В.Быкова «Альпийская баллада»


Задачи:

I. - Познакомить с писателем и его творчеством.

- Довести до понимания учащихся логику поступка героя.

- Учить высказывать вслух свои чувства, свою гражданскую

позицию по теме урока.

II. - Формировать социальную компетентность у учащихся на материале

предмета.

- Развивать умение работать со словарём, с текстом через

нахождение и выразительное чтение отрывков, поясняющих

вопросы учителя.

- Упражнять в понимании и письменном комментировании

устойчивого выражения речи, в творческом воображении

предложенной ситуации.

III.- Воспитывать неприятие фашизма; сочувствие к героям

произведения; уважение к ветеранам войны.

Оборудование и основные источники информации:

мультимедиапроектор, экран, ноутбук, толковые словари, плакат с эпиграфом к уроку «Памяти павшим героям в Великой Отечественной войне и ныне живущим ветеранам посвящается…», текст рассказа В.В. Быкова «Альпийская баллада» для чтения.


Прогнозируемый результат(формируемые компетентности):

- Заинтересованность в творчестве В.В.Быкова.

- Расширение знаний по истории Отечества.

- Формирование гражданской позиции к ветеранам войны и труда через исторический материал.

ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Знакомство с учащимися класса. Сообщение темы и целей урока.

II. Предварительная беседа с учащимися на основе имеющихся у них знаний.

- Ребята, какая дата в истории нашей страны, приходящаяся на один из весенних месяцев, наиболее значима для всех ныне живущих россиян?

- Почему 9 мая – всенародный праздник? (ответы детей)

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку и попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на литературном чтении? (ответы детей)

- Да, речь пойдёт о героизме и вашей гражданской позиции по отношению к ветеранам. Кто такие ветераны? Чем они отличаются от других людей?

- Много ли осталось ветеранов той войны? Как мы должны к ним относиться?

- Прошло почти 72 года со дня окончания Великой Отечественной войны. Поколение ныне живущих стало подзабывать уроки истории. Во многих бывших союзных республиках сносят памятники и могилы павших в боях солдат, канонизируют предателей Родины, вроде Бендеры, объявляя их героями той войны; разрешают проводить парады бывшим пособникам фашизма. Некоторые молодые люди вступают в ряды неонацистов, используя атрибуты фашистов, пропагандируя превосходство одной нации над другой. Как вы к этому относитесь? (ответы детей)

III. Новая тема.

а) - Сегодня мы будем читать о войне и людях, без которых не было бы Дня Победы. А ещё я познакомлю вас с писателем-фронтовиком Василём Владимировичем Быковым (показ слайда № 1).

Слово учителя о жизни и деятельности В. Быкова, особое внимание уделяется участию писателя в войне и основной теме его книг, которые демонстрируются на слайде.(слайд № 2)

- А что вы знаете о Великой Отечественной войне? Немного вам об этом напомнят слайды (слайды № 3-9)

- Вспомните из уроков истории, как вели себя фашисты на занятых территориях?

- Куда попадали пленные солдаты и жители оккупированных территорий? (Они часто оказывались в концлагерях).

- Что вы знаете о концлагерях, жизни людей в неволе?

- Заканчивалась ли жизнь, если человек попадал в концлагерь?

- Как называли тех, кто и в условиях фашистского рабства вёл борьбу со своими мучителями? (Антифашисты).

- Как они боролись в лагерях?

- Вот и сегодня я вас познакомлю с отрывком из повести В.Быкова «Альпийская баллада», где главные герои – участники антифашистского движения в немецком концлагере.

б) Словарная работа.

- Но прежде, чем перейти к знакомству с произведением, давайте вспомним, что означает слово «баллада». (ответы детей) Где можно точнее узнать толкование слова?

Работа с толковым словарём, выяснив предварительно, как это делается. зачитывание ответа.

в) Первичное чтение произведения с краткой предысторией учителем.

г) Беседа с учащимися по произведению:

- Откуда и куда бежали заключённые концлагеря?

- Как их звали и кто они по национальности?

- Где застали беглецов фашисты?

-Трудно ли было бежать Ивану и Джулии и почему

- В какую ловушку угодили парень с девушкой?

- Какую песню от отчаяния запела Джулия, а затем и Иван? ( « Катюша»).

- Какое влияние оказала эта песня на моральное состояние беглецов?

- Обоснуйте свой ответ, привлеките для этого текст.( Подсказка учителя: со слов «Расцветали явини и гуши…» до «унесла в иной…мир».)

- Почему Иван обрадовался, когда немцы, пришедшие в себя после песни, начали стрелять по ним? (В концлагере, услышав выстрелы, будут знать, что сбежавшие живы и их ещё не поймали).

- Зачитайте подтверждающий этот ответ отрывок от слов: «Стреляйте, сволочи, стреляйте!» до слов «…ещё живы» .

- Была ли у немцев цель – убить беглецов? (Нет, их надо было взять живыми, чтобы потом поиздеваться в лагере, чтоб другим пленникам было неповадно).

- Кого выпустили немцы на поимку Джулии и Ивана? Что это были за псы?

- Почему девушка очень боялась их?

- Какое решение принимает Иван в трагической ситуации? (Зачитать со слов: «На обрыве…» до слов: «…и бросил вперёд в пропасть»).

- Почему Иван сам сбросил в ущелье любимую девушку? (Не хотел, чтоб она или её тело досталось фашистам. Появилась слабая возможность спасти её.)

- На какое место в пропасти он её бросил? (На снег.)

- Успел ли сам Иван прыгнуть туда же? Почему не успел? (На него прыгнули собаки). Как использовал пистолет?

- О чём думал Иван в последние минуты жизни?

Поработать над образами главных героев:

- Каким вы себе представляете Ивана? Какие нравственные качества ему присущи?

- Доказать, что Джулия и Иван – герои.

- В каких эпизодах рассказа проявляется звериный облик фашизма?

- Как вы думаете, докинул ли Иван Джулию до снега в ущелье? Осталась ли она жива?

Выслушать ответы детей на прогнозирование ситуации с Джулией, обобщить ответы и только потом сказать, что об этом учащиеся могут прочесть сами.


  1. ИТОГ УРОКА.

а) - Чему вас научило знакомство с произведением В.В.Быкова «Альпийская баллада»? (не забывать уроки истории, не поддерживать юнцов-неонацистов, ценить жизнь свою и других людей, бережно и с уважением относиться к ветеранам, без которых не было бы нас, настоящих, помогать им)

- Представьте себе, что вы видите, как старый человек не может подняться в автобус. Как вы должны поступить? (ответы детей).

- В каких ещё ситуациях мы можем помочь ветеранам труда и войны?


б) Домашнее задание: прочесть окончание рассказа В.Быкова « Альпийская баллада».

в) Подведение итогов работы учащихся на уроке, оценивани





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Литературное чтение в 9 классе С(К)ОШ. В.В.Быков "Альпийская баллада"

Автор: Сыропятова Ирина Юрьевна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410410


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства