Литературное чтение в 9 классе С(К)ОШ. В.В.Быков "Альпийская баллада"
Литературное чтение в 9 классе С(К)ОШ. В.В.Быков "Альпийская баллада"
"Альпийская баллада" Василя Быкова - это именно то произведение, которое воспитывает в обучающихся гражданскую позицию и патриотизм. Нехитрая история сбежавших из концлагеря русского Ивана и итальянки Джулии, их любовь и воля к жизни трогают сердца подростков, заставляют ответственней относиться к человеческой жизни и чтить ветеранов той далекой войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение в 9 классе С(К)ОШ. В.В.Быков "Альпийская баллада"»
План-конспект урока
Литературное чтение. Рассказ В.В.Быкова «Альпийская баллада»
Задачи:
I. - Познакомить с писателем и его творчеством.
- Довести до понимания учащихся логику поступка героя.
- Учить высказывать вслух свои чувства, свою гражданскую
позицию по теме урока.
II. - Формировать социальную компетентность у учащихся на материале
предмета.
- Развивать умение работать со словарём, с текстом через
нахождение и выразительное чтение отрывков, поясняющих
вопросы учителя.
- Упражнять в понимании и письменном комментировании
устойчивого выражения речи, в творческом воображении
предложенной ситуации.
III.- Воспитывать неприятие фашизма; сочувствие к героям
произведения; уважение к ветеранам войны.
Оборудование и основные источники информации:
мультимедиапроектор, экран, ноутбук, толковые словари, плакат с эпиграфом к уроку «Памяти павшим героям в Великой Отечественной войне и ныне живущим ветеранам посвящается…», текст рассказа В.В. Быкова «Альпийская баллада» для чтения.
- Формирование гражданской позиции к ветеранам войны и труда через исторический материал.
ХОД УРОКА:I. Организационный момент. Знакомство с учащимися класса. Сообщение темы и целей урока.
II. Предварительная беседа с учащимися на основе имеющихся у них знаний.
- Ребята, какая дата в истории нашей страны, приходящаяся на один из весенних месяцев, наиболее значима для всех ныне живущих россиян?
- Почему 9 мая – всенародный праздник? (ответы детей)
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку и попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на литературном чтении? (ответы детей)
- Да, речь пойдёт о героизме и вашей гражданской позиции по отношению к ветеранам. Кто такие ветераны? Чем они отличаются от других людей?
- Много ли осталось ветеранов той войны? Как мы должны к ним относиться?
- Прошло почти 72 года со дня окончания Великой Отечественной войны. Поколение ныне живущих стало подзабывать уроки истории. Во многих бывших союзных республиках сносят памятники и могилы павших в боях солдат, канонизируют предателей Родины, вроде Бендеры, объявляя их героями той войны; разрешают проводить парады бывшим пособникам фашизма. Некоторые молодые люди вступают в ряды неонацистов, используя атрибуты фашистов, пропагандируя превосходство одной нации над другой. Как вы к этому относитесь? (ответы детей)
III. Новая тема.
а) - Сегодня мы будем читать о войне и людях, без которых не было бы Дня Победы. А ещё я познакомлю вас с писателем-фронтовиком Василём Владимировичем Быковым (показ слайда № 1).
Слово учителя о жизни и деятельности В. Быкова, особое внимание уделяется участию писателя в войне и основной теме его книг, которые демонстрируются на слайде.(слайд № 2)
- А что вы знаете о Великой Отечественной войне? Немного вам об этом напомнят слайды (слайды № 3-9)
- Вспомните из уроков истории, как вели себя фашисты на занятых территориях?
- Куда попадали пленные солдаты и жители оккупированных территорий? (Они часто оказывались в концлагерях).
- Что вы знаете о концлагерях, жизни людей в неволе?
- Заканчивалась ли жизнь, если человек попадал в концлагерь?
- Как называли тех, кто и в условиях фашистского рабства вёл борьбу со своими мучителями? (Антифашисты).
- Как они боролись в лагерях?
- Вот и сегодня я вас познакомлю с отрывком из повести В.Быкова «Альпийская баллада», где главные герои – участники антифашистского движения в немецком концлагере.
б) Словарная работа.
- Но прежде, чем перейти к знакомству с произведением, давайте вспомним, что означает слово «баллада». (ответы детей) Где можно точнее узнать толкование слова?
Работа с толковым словарём, выяснив предварительно, как это делается. зачитывание ответа.
в) Первичное чтение произведения с краткой предысторией учителем.
г) Беседа с учащимися по произведению:
- Откуда и куда бежали заключённые концлагеря?
- Как их звали и кто они по национальности?
- Где застали беглецов фашисты?
-Трудно ли было бежать Ивану и Джулии и почему
- В какую ловушку угодили парень с девушкой?
- Какую песню от отчаяния запела Джулия, а затем и Иван? ( « Катюша»).
- Какое влияние оказала эта песня на моральное состояние беглецов?
- Обоснуйте свой ответ, привлеките для этого текст.( Подсказка учителя: со слов «Расцветали явини и гуши…» до «унесла в иной…мир».)
- Почему Иван обрадовался, когда немцы, пришедшие в себя после песни, начали стрелять по ним? (В концлагере, услышав выстрелы, будут знать, что сбежавшие живы и их ещё не поймали).
- Зачитайте подтверждающий этот ответ отрывок от слов: «Стреляйте, сволочи, стреляйте!» до слов «…ещё живы» .
- Была ли у немцев цель – убить беглецов? (Нет, их надо было взять живыми, чтобы потом поиздеваться в лагере, чтоб другим пленникам было неповадно).
- Кого выпустили немцы на поимку Джулии и Ивана? Что это были за псы?
- Почему девушка очень боялась их?
- Какое решение принимает Иван в трагической ситуации? (Зачитать со слов: «На обрыве…» до слов: «…и бросил вперёд в пропасть»).
- Почему Иван сам сбросил в ущелье любимую девушку? (Не хотел, чтоб она или её тело досталось фашистам. Появилась слабая возможность спасти её.)
- На какое место в пропасти он её бросил? (На снег.)
- Успел ли сам Иван прыгнуть туда же? Почему не успел? (На него прыгнули собаки). Как использовал пистолет?
- О чём думал Иван в последние минуты жизни?
Поработать над образамиглавных героев:
- Каким вы себе представляете Ивана? Какие нравственные качества ему присущи?
- Доказать, что Джулия и Иван – герои.
- В каких эпизодах рассказа проявляется звериный облик фашизма?
- Как вы думаете, докинул ли Иван Джулию до снега в ущелье? Осталась ли она жива?
Выслушать ответы детей на прогнозирование ситуации с Джулией, обобщить ответы и только потом сказать, что об этом учащиеся могут прочесть сами.
ИТОГ УРОКА.
а) - Чему вас научило знакомство с произведением В.В.Быкова «Альпийская баллада»? (не забывать уроки истории, не поддерживать юнцов-неонацистов, ценить жизнь свою и других людей, бережно и с уважением относиться к ветеранам, без которых не было бы нас, настоящих, помогать им)
- Представьте себе, что вы видите, как старый человек не может подняться в автобус. Как вы должны поступить? (ответы детей).
- В каких ещё ситуациях мы можем помочь ветеранам труда и войны?