Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Окружающему природному миру "Небесные тела. Звезды и планеты"»
Конспект урока «Небесные тела: планеты и звезды».
Цель: формировать представление детей о звёздах, о Солнце, о солнечной системе, о Земле и других планетах СС.
Задачи:
расширять знания о космосе, планете Земля, о её месте в СС, об особенностях и отличиях её от других планет СС;
развивать умение сравнивать по характерным признакам звезду и планету;
воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, лист бумаги с изображением орбит, книги о космосе.
Ход урока
Орг. Момент. Садитесь. Урок: Окружающий Природный Мир. На уроке у нас сегодня присутствуют гости. Поздоровайтесь, улыбнитесь им и приступим к уроку.
Проверка знаний.
Слайд 1 На предыдущих уроках мы изучали с вами тему «Космос». Какие небесные тела вы можете назвать? (планеты, звезды, спутники, астероиды, метеоры, кометы)
Слайд 2-3 Как называется наука , которая изучает небесные тела? (астрономия) В переводе с греческого языка обозначает «астрон»- звезда. Астрономия – наука о звездах.
Как называют ученых, которые занимаются этой наукой? (Астрономы) А раньше их называли звездочетами.
Вводная беседа. (Введение в тему)
-Давайте подумаем: -Почему люди смотрят на звёзды? (Ответы детей)
-Какие разные цели.
Слайд 4-Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. Звёздное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. Люди с древних времен наблюдали за небом, оно помогало им предсказывать погоду, наступление сезонов года, вести отчет времени, ориентироваться в дальних путешествиях;
2.Сообщение темы и цели урока.
Слайд 5-Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила, разгаданы. Сегодня мы с вами побудем астрономами и попытаемся открыть тайны Вселенной? Сразу все тайны не успеем за урок.
1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами.
2.Узнаем что такое «Солнечная семья»? Как она устроена?
-Каждый из вас смотрел на небо, а что вы там видели невооружённым взглядом, т.е. без специальных приборов и техники?
(Ответы детей)
-Солнце , Луна, звёзды – это небесные тела.
Слайд 6-Астрономы для своих открытий используют телескопы.
-Это основной наблюдательный прибор за звёздами и небом. Его изобрел около 400 лет назад англичанин Уильям Гершель. С его помощью открыли много новых космических тел.
Слайд 7 -Сейчас современные телескопы совсем не похожи на тот первый телескоп. В 1976 году советским ученым удалось смонтировать на Северном Кавказе телескоп. В нем установлено шестиметровое 42-тонное зеркало. На тот момент это был единственный гигантский телескоп. Обсерватории-это здания, в которых проводятся наблюдения за звездным небом.
Слайд 8 - Самый большой в мире телескоп- Большой Канарский. Стоит на вершине потухшего вулкана Мучачос на одном из Канарских островов, на высоте 2396 м. Диаметр главного зеркала- 10,4 м.
Слайд 9 - Космический телескоп «Хаббл» — орбитальная обсерватория, имеющая все необходимое оборудование для астрономических наблюдений и исследований. Так как земная атмосфера не создает ему помех, снимки, сделанные им в Космосе, являются самыми качественными.
Физминутка. Слайд 10
На ракете мы летим, (руки вверх над головой «домиком»)
В невесомости парим. (наклоны в стороны)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)
И ракету опускаем. (присели)
Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)
Мы выходим на планету (маршируем)
3. Совместное открытие. Работа над изучением нового материала.
-У нас тоже есть телескопы .Настройте их и наведите на ночное небо.
(Слайд «ночное небо»)11
-Внимательно смотрите в свои телескопы.
-Что увидели в телескопы? (Звёзды)
-В какое время суток их хорошо видно? (Ночью)
- Миллионы звёзд рассыпаны по звёздному небу. Мы их можем наблюдать в безоблачные ночи.
-Какими мы их видим с Земли?
Словно драгоценные камни сверкают множество маленьких огоньков. Это звёзды.
Слайд 12- Что такое звезды?
Звёзды — это огромные раскалённые светящиеся шары. Они излучают свет и тепло. Звёзды находятся очень далеко от Земли и поэтому
кажутся нам маленькими. Человеческий глаз может видеть на ночном небе до пяти тысяч звезд.
Слайд 13- С какой звездой мы уже знакомились с вами на одном из уроков? (Солнце) Солнце – ближайшая к нашей Земле звезда.
-Вспомните, Солнце по размеру больше или меньше Земли? (Больше)
А почему мы видим его как маленький шар? (Потому что далеко расположено)
Слайд 14-Посмотрите внимательно. Одинаковы ли все звёзды? Чем различаются? (Ответы детей)размер и цвет
Слайд 15 По размеру звезды бывают карлики и великаны.
Слайд 16 «Звёзды имеют разный цвет» По цвету различают звезды белые, голубые, желтые и красные.
-Сделаем вывод.
- Что узнали о звездах?
-По размеру какие бывают? (Великаны и карлики)
Созвездия
Слайд 17 Созвездие - это группа звёзд, расположенных в определённом порядке на небе.
Все небо разделено на 88 созвездий. На территории нашей страны можно увидеть 54.
Названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.
Слайд 18 В настоящий момент составлены точные карты звездного неба северного и южного полушарий
Практическая работа.
Слайд 19 Вот мы познакомились со всеми членами Солнечной семьи.
Возьмите конверт, в нем лежат планеты.
Расположите их на парте в порядке возрастания, т.е. от самой маленькой до большой.
А теперь расположите их в той последовательности, как они в системе расположены, начиная от Солнца. С обратной стороны есть номер планеты.
Теперь … хором добавляй имя планеты!
По порядку все планеты Назовет любой из нас. Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним Нептун, Он восьмой идет по счету, А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон.
В нашей библиотеке есть книги о космосе. Я попросила нашего библиотекаря Елену Романовну сделать подборку. Вы сможете на переменке познакомиться с выставкой.
Итог. Рефлексия.
А наше исследование закончилось. Пора подвести итоги.
Расскажите.
1. Что такое «Солнечная семья»? Как она устроена?
2.Какие космические тела её наполняют?
Возможно, кто-то из вас увлечется астрономией, продолжит изучение космического пространства и сделает открытия.
Оценка.
Наш урок подходит к концу. Возьмите звёздочку и оцените урок.
Раскрасьте звезду:
Если урок понравился, то раскрасьте в жёлтый цвет.
Если не понравился урок, то в голубой цвет.
Покажите звёздочки гостям. Вот какое звёздное небо у нас.