- содействовать формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства, способствовать развитию речи, памяти, мышления.
регулятивные – умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
-аналитический.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУД |
I. Организационный момент. | Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! | Ответы учащихся. | |
II. Проверка домашнего задания | 1 уровень - чтение и пересказ рассказа по плану А.Толстой «Желтухин» 2 уровень – чтение и беседа по вопросам стр.175-176 | Ответы учащихся. Ответы учащихся. | |
III. Актуализация знаний. | -Перед вами великий писатель Паустовский. Расскажите, что вы знаете об этом человеке? Слайд № 3 -Как вы думаете, о какой профессии он мечтал? | Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране. Ученик(1 уровень Д.Кирилл). (Родился Паустовский в Москве. Семья была большая . В семье много пели, играли на рояле, любили театр Паустовского интересовало многое ,он хотел все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий. У него была мечта о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Он мечтал стать писателем. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
IV Определение темы и цели урока. | А теперь отгадайте загадку Красив он и строен, длинноус и мохнат Он любит мышей, ненавидит собак. Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот) -Как вы думаете, о ком будет рассказ? Слайд № 5 -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Паустовского «Кот Ворюга». Прочитайте слова. Какие это слова. Вор , воришка , ворюга. -Что значит слово «вор», о ком так говорят? -Какой оттенок у слова воришка ? Какой оттенок у слова ворюга. Метод «Предположение» -Что может произойти в рассказе с таким названием? | Формулируют тему урока. Ответы детей. Дети читают слова. Ответы детей: однокоренные слова. Вор – тот, кто крадет, берет чужое без разрешения. Ласковый. Грубый отрицательный. Ворюга – так говорят презрительно о том ,кто совершает кражу. Ответы детей | Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
V. Физминутка | Рыжий котик потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, лапки в стороны развёл, и как будто бы пошёл. Головой он повертел И за парту тихо сел. | Дети активно выполняют движения | |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий | - Прежде чем читать рассказ, давайте познакомимся с трудными словами. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Кукан – толстая верёвка на которую надевают пойманную рыбу (у рыболовов) Заросли – кустарник Плотица – небольшая пресноводная рыба Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – сильный и глухой звук. Припадок – внезапное, острое проявление какой – нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Откройте учебник на странице 176 Методический прием «Чтение с остановками вопросы по частям 1-ая часть - Опишите внешний вид кота. -Что кот воровал? -Какие проделки кота заставили рыболовов поймать его? 2-ая часть. -Почему попался кот Ворюга? -Как это произошло? -Как вёл себя кот? -Куда он залез? -Сколько времени прошло? 3-я часть. -Почему вызвали Лёньку? -Как Ленька вытащил кота? -Как выглядел кот? 4-ая часть. - Как наказали кота? -Правильным ли было выбранное решение? -Объясните почему. -Как могут дальше развиваться события? 5-ая часть. -Как кот отблагодарил людей за такое наказание? -Чем закончилась история кота Ворюги? -Подходит ли теперь к нему такое прозвище? -Придумайте коту другую кличку. -Чем вам понравился рассказ? -Рассмотрите иллюстрацию. Согласны ли вы что на них изображены самые смешные эпизоды рассказа? Мозговой штурм. - Какой это рассказ: веселый или грустный? Совпали ли ваши ответы? Подберите близкое по смыслу слова к слову веселый Произведение в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки называется юмористическим -От чьего имени ведется рассказ. -Назовите героев этого рассказ | Читают трудные слова. Ответы детей. беседа по содержанию. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. (К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности) Кот, Ленька, автор, Рувим , куры и петух, Горлач. | Познавательные: выделять существенную информацию из рассказа ребят, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
VII. Физминутка | Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху – кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу. Но дразнить меня опасно, я царапаюсь ужасно. | Идут по кругу на носочках по кругу, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Делают «ушки» из ладошек, затем «когти» из пальчиков. | |
VIII. проверка понимания | - Как к коту отнеслись сначала ребята? –И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать? – Почему Ленька предложил накормить кота как следует? – Как Ленька поступил по отношению к коту?– Каким и как он вышел из чулана, наевшись? – Что изменило кота? | (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки) Коту дали замечательный ужин. (понял, в чем причина его выходок) (защитил) ( довольный, веселый, доверчивый, добрый) (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин) (Изменило кота – добро людей | Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
IX. закрепление материала | 11. Давайте поработаем в парах пара: Павел, Егор 1)Найдите в тексте описание внешнего вида кота. 2) Почему он так выглядит? 3)Какие чувства вызывает у вас это животное? 2 пара: Виктор, Денис Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки? Кирилл 1) Найдите в тексте как кот отблагодарил людей. 2) Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой? Проверка выполнения. | Дети в парах обсуждают и договариваются. Кирилл работает один | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
X. Итог. XI. Рефлексия урока. | - Какова основная мысль рассказа? Какая из этих формулировок наиболее точна на ваш взгляд? Объясните свой выбор. Надо накормить бездомных животных Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них они станут нашими верными друзьями Жадность и воровство всегда будут наказаны «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. Мы в ответе за тех, кого приручили. На уроке я радовался, потому что……………………. На уроке я злился, потому что…………………………… Я могу похвалить себя за……………… | Подводят итог урока. Продолжают предложения | Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
X.Выставление оценок | Выставление оценок с комментариями | | |
XI. Домашнее задание. | 1 уровень читать, разделите рассказ на 2 части (озаглавьте каждую часть), пересказывать. (Кирилл Д., Денис К., Павел К) 2 уровень читать, разделите рассказ на 2 части (озаглавьте каждую часть), беседа по вопросам.(Виктор К.) 3 уровень читать, нарисовать рисунок к рассказу (Егор М.) | Запись домашнего задания. | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |