Речевые: развивать связную речь (развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам) ; расширить речевой диапозон.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность.
Оборудование: мяч.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Ход занятия
1. Сообщение темы и цели занятия.
- Скажите, ребята, если бросить вот этот лист бумаги в огонь, что с ним случится? (педагог показывает лист бумаги)
- А почему вы так решили, вы же не видели, что этот конкретный лист горел в огне? (ответы детей)
- Да, верно, бумага горит в огне.
- Этот вывод мы сделали с помощью нашего мышления. Мыслим мы обо всем: о деревьях, друг о друге и многом другом. Вот, сегодня мы и будем развивать и тренировать свое мышление. Мышление нужно нам для того, чтобы учиться, получать знания об окружающих нас предметах, вещах
- Сейчас, мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову, например, стрекозу, отвечайте: «Летает», - показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает? » - промолчите и не поднимайте рук.
Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Собака летает? Самолет летает? И т. д.
Вот, опять поступил сигнал из леса. Змей Горыныч что-то выдумал. Ведь он умный, потому что, сколько у него голов? (три)
Каждая голова нам задала по заданию:
Первая голова Змея дает нам такое задание игра «Бывает-не бывает». Цель: развивать представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами.
- Я буду называть предложения, тому, кому я брошу мяч, должен ответить бывает это в жизни или нет.
Ночью светит солнце;
Волк бродит в лесу;
Зайчик пошел в школу;
Домик рисует девочку;
Летом цветут цветы:
Зимой созревают ягоды.
Третья голова предлагает нам поиграть в игру «Говори хором». Цель: знакомство с противоположными понятиями.
- Я буду говорить вам стихотворения, а вы будете хором заканчивать его.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь - …. (низко) .
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь - …. (близко) .
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты - …. (храбрец) .
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай… .(конец) .
Днем на улице светло, а ночью… .? (темно)
Небо голубое, а трава… .? (зеленая)
Лимоны кислые, а сахар… .? (сладкий) .
Собака лает, а кошка … .? (мяукает) .
Ну, вот ребята, все задания мы выполнили. Теперь осталось нарядить к празднику елку (вывешивается на доске изображение елки). У меня на столе лежат игрушки (наглядные пособия). Я буду говорить вам слова, а вы называть их одним словом. По очереди вы будете выходить к моему столу и выбирать новогоднюю игрушку с этим словом и будете вешать ее на елку.
Груша, яблоко, апельсин – это…. (фрукты) .
Капуста, картофель, морковь – это…. (овощи) .
Роза, василек, ландыш – это … .(цветы) .
Ель, дуб, береза – это …. (деревья) .
Шкаф, кровать, стул – это … .(мебель) .
- Красивая елка у нас получилась!
3. Итог.
Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали! Что мы сегодня на занятии делали? Для чего нужно нам мышление? О чем мы можем мыслить?