Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению детей с народами Прикамья "Кто живет при нашей Каме?"»
Конспект занятия по ознакомлению детей с народами Прикамья
(русские, татары, удмурты). Кто живет при нашей Каме?
Цель: Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Создание условий для развития у детей естественно-научных представлений.
Программные задачи: Способствовать формированию у детей межнациональной толерантности.Закрепить знания детей о народах, населяющих Прикамье: разные виды труда (охота, земледелие, рыболовство, скотоводство, пчеловодство); разнообразие жилища (изба, саман, корка); предметы быта (одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда и т.д.). Способствовать развитию у детей интереса к жизни человека в прошлом и настоящем.Поддерживать интерес к подвижным играм народов Прикамья (татарских, удмуртских, русских).Побуждать к развернутому, связному изложению определенного содержания; способствовать расширению словарного запаса.
Оборудование к занятию: Игра-лото «Кто живет при Каме?»,карта Пермского края, карточки-подсказки (см. по тексту),иллюстрации с изображением национального жилища,игра «Собери куклу-оберег»,угощение чак-чак.
Для рисования: листы бумаги формата А4, карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель:
Пермь на берегу стоит,
Под мостом она бежит,
И течёт вода куда-то,
Догадались вы, ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течёт...
Дети: река
Воспитатель: А о какой реке идет речь?
Дети: (Ответы детей). Кама.
Воспитатель: Ребята, я прочитала вам стихотворение «Кама-Камушка» удмуртского поэта Степана Широбокова.
Кама – очень длинная река, ее называют голубой дорогой Прикамья. На берегах Камы расположены сотни деревень, сел и городов, и проживают много людей разных национальностей. Все эти народы – называют народами Прикамья. Почему? (Рассуждения детей).
Дети: (Ответы детей). Потому что они живут при Каме.
Воспитатель: Действительно, на берегах Камы проживает много разных народов. Сегодня мы поговорим о некоторых из них. А чтобы узнать о каких именно народах, вам нужно сложить вот эти картинки. На них изображены народы, проживающие в Прикамье в своих национальных костюмах. Именно о них и пойдет сегодня речь.
Игра-лото «Кто живет при Каме?» Дети собирают изображение (русские, татары, удмурты).
Воспитатель: А вы узнали эти народы? (показать карточки по очереди).
Дети: (Ответы детей). Да, это русские, татары и удмурты.
Воспитатель: Вот об этих трех народностях мы сегодня и побеседуем. Посмотрите на эту карту. Что это за волнистая лента изображена на ней?
Дети: (Ответы детей). Это Кама.
Воспитатель: Правильно! А народа, какой национальности больше всего проживает на её берегу?
Дети: (Ответы детей). Русских.
Воспитатель: И русские, и татары, и удмурты поселились на берегах Камы очень-очень давно. Сейчас нам предстоит вспомнить и рассказать какое место выбирали они для поселения? А помогут нам вот эти карточки-подсказки. Посмотрите вот на эту карточку – с представителем русского народа. Где обычно они селились?
Дети: (Ответы детей). Они селились на полях, у леса.
Воспитатель: Почему русские старались селиться на полях?
Дети: (Ответы детей). Они занимались земледелием, выращивали хлеб.
Воспитатель: Чем еще занимались русские?
(Ответы детей). (Они разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод).
Воспитатель: Посмотрите на следующую карточку. Где селились татары?
Дети: (Ответы детей). Они селились на полях.
Воспитатель: А почему татары селились на полях?
Дети: (Ответы детей). Они разводили скот. Поля служили пастбищами.
Воспитатель: Чем еще занимались татары?
(Ответы детей). (Охота, сбор ягод и грибов, рыболовство).
Воспитатель: Давайте определим по следующей карточке, где селились удмурты? А почему удмурты селились на полях у леса? Чем они занимались?
Дети: (Ответы детей). Удмурты тоже занимались земледелием, разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод и грибов, пчеловодством.
Воспитатель: Молодцы! А какая основная трудовая деятельность была у русских? (земледелие) А у татар? (скотоводство) А у удмуртов? (земледелие). Значит, русские и удмурты занимались одинаковым трудом, а татары немного от них отличались. О труде и русские, и татары, и башкиры сложили немало пословиц и мы с вами некоторые из них учили. Кто вспомнит пословицы о труде русского народа? Татарского? Удмуртского? (Дети читают пословицы о труде).
Как трудились народы, мы узнали, а теперь давайте вспомним, как они жили и сравним. Какие дома были у русских?
Дети: (Ответы детей). Дома были деревянные, сделаны из дерева
Воспитатель: А у татар? Как они назывались?
Дети: (Ответы детей). У татар дома были сделаны из соломы и глины. Они назывались – саманы.
Воспитатель: Какое убранство было внутри дома у русских?
Дети: Печь, лавки, стол, полати (ребенок отвечает и выбирает соответствующую иллюстрацию, показывает её детям).
Воспитатель: А у татар?
Дети: (Ответы детей). Печь, нары, стол. Дом был разделен на мужскую и женскую половины (ребенок отвечает и выбирает соответствующую иллюстрацию, показывает её детям).
Воспитатель: А у удмуртов?
Дети: (Ответы детей). Печь, мужская и женская половины, стол, скамейка, стул для хозяина дома, колыбель. В убранстве жилища много декоративных тканых изделий: паласов, скатертей, покрывал, полотенец (ребенок отвечает и выбирает соответствующую иллюстрацию, показывает её детям).
Воспитатель: И татары, и башкиры, и русские не только трудились, но и любили веселиться. И взрослые, и дети играли в разные игры.
Воспитатель: Давайте и мы немного отдохнем и тоже поиграем в удмуртскую игру Водяной (Ву мурт).
Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: "Водяного нет, а людей-то много".
Водяной бегает по кругу (озеро) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не ыходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Воспитатель: У всех народов есть не только интересные игры, но и куклы. И не только куклы, которыми играли дети, но и куклы обереги, они были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать.
А сейчас мы поиграем в игру «Собери куклу-оберег». Вам нужно не только собрать куклу, но и сказать какому народу эта кукла принадлежит (русская, татарская, удмуртская).
Игра-лото «Собери куклу-оберег».
Дети собирают кукол, рассказывают, какому народу они принадлежат, объясняют свой выбор.
Воспитатель: На праздники и гуляния народ всегда одевал красивую одежду, национальный костюм. Что же одевали русские?
Дети: (Ответы детей). Женщины – сарафан, рубаху, кокошник. Мужчины – рубаху, штаны. Девушки – сарафан, рубаху, ленту или венец.
Воспитатель: Что носили на ногах?
Дети: (Ответы детей). Летом – лапти, зимой – валенки.
Воспитатель: Что носили татары?
Дети: (Ответы детей). Женщины – юбку с оборками, рубаху, камзол. Мужчины – штаны, рубаху, камзол или халат.
Воспитатель: А на голову что надевали?
Дети: (Ответы детей). Летом – тюбетейка, зимой – малахай.
Воспитатель: А женщины?
Дети: (Ответы детей). Незамужние – калфак, шапочка с узорами. Замужние – платок, квадрат, завязанный под подбородком.
Воспитатель: Что носили на ногах?
Дети: (Ответы детей). Летом – кожаные тапочки. Зимой – кожаные сапожки с узорами – ичиги.
Воспитатель: Что же носили удмурты?
Дети: (Ответы детей). Мужчины – рубаху-косоворотку, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Женщины – белую рубаху с вышивкой по подолу, вышитый нагрудник – кабачи, халат, украшенный фартук – айшет.
Воспитатель: Что одевали на голову?
Дети: (Ответы детей). Незамужние – платок, налобная повязка, небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами. Замужние – налобная повязка, головное полотенце, высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером. Мужчины летом – валяные шляпы, а зимой – шапки из овчины.
Воспитатель: Что носили на ногах?
Дети: (Ответы детей). Летом – узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти с узорными шерстяными оборами, башмаки, зимой – валенки.
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать представителя любой национальности проживающей в Прикамье в его национальном костюме, вы можете нарисовать мальчика или девочку, а можно нарисовать их вместе. Располагайте изображение на всем листе. В работе можно использовать различные изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, акварельные краски или гуашь. Для прорисовки мелких деталей можно использовать фломастеры.
(Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя во время работы. По окончании все рисунки развешиваются на доске).
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные работы получились! На рисунках представители народов Прикамья: русские, татары, удмурты в своих национальных костюмах. Какие они нарядные и веселые! Все рисунки мы поместим в альбом «Наше Прикамье».
У народов, о которых мы сегодня говорили и которых нарисовали –русских, татар, удмуртов есть отличия в жизни, быте и культуре, но есть и много общего. И это не случайно. Ведь мы все житель Прикамья. И живем рядом. И независимо, какие мы: русские или татары, башкиры или коми-пермяки, мы все многонациональная семья. Мы все народы нашего родного Прикамья. Поэтому жить мы должны дружно, помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов.
Воспитатель: В заключение нашего занятия я хочу угостить вас татарским национальным сладким блюдом – чак-чак.