3.Динамическая модель образования челночной строчки.
4.Учебные модули для проверки знаний.
5. Кроссворд.
Словарь:производственные, механизм
Ход занятия:
Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Мотивация учащихся:
Девочки, все вы будущие хозяйки, у каждой в дальнейшем будет свой дом, своя семья. Хорошая хозяйка обязательно должна уметь пользоваться швейной машиной и сшить необходимые для дома и хозяйства вещи. Поэтому вы хорошо должны знать устройство швейной машины и наше сегодняшнее занятие посвящено теме «машиноведение»
Ход и содержание занятия:
1.Давайте вспомним русский язык. Каким является это слово по составу? (слово «машиноведение» - это сложное слово, оно состоит из двух корней, первый корень – «машин», второй – «вед»).
Корень «машин» - от слова «машина». Корень «вед» - от слова «ведать». Почему «машина», понятно, мы изучаем швейные машины. А вот корень «вед» от слова «ведать». Сейчас это слово почти не употребляется, а означает оно – «знать», то есть «машиноведение» - это знание о машинах
2. Сейчас вы занимаетесь в швейной мастерской для старших учащихся. Какие швейные машины есть в этой мастерской? (в нашей мастерской есть производственные швейные машины и бытовые машины с электроприводом
3. Вы начали изучать швейную машину еще в 5 классе в мастерской для младших учащихся. Вспомните, какие швейные машины были в той мастерской? (былимашины ручные и ножные)
4. Каждый год ваши знания о швейных машинах пополняются. Сегодня на занятии вы получите еще новые сведения. Мы будем изучать основные рабочие механизмы промышленной швейной машины.
Запишите в тетради тему сегодняшнего занятия
5. Каково же основное предназначение любой из этих швейных машин? (назначение швейной машины – это образование машинной строчки для стачивания деталей изделия).
6. Давайте посмотрим видеофрагмент образования машинной строчки (видео появляется при щелчке по картинке)
7. А как еще называют машинную строчку, которую образует любая из швейных машин? (машинную строчку называют еще «челночная»)
8. Почему же ее так называют? (строчку называют «челночной» потому, что в образовании ее участвует челнок)
Давайте посмотрим на процесс образования челночной строчки
9. Основные рабочие механизмыпромышленной швейной машине те же, что и в бытовой швейной машине. Они лишь несколько отличаются по внешнему виду и устройству. Основными рабочими механизмами швейной машины являются:
1. Механизм нитепритягивателя
2. Механизм иглы
3. Механизм челнока
4. Механизм двигателя ткани (запись в тетради)
10. Прежде, чем мы приступим к практической работе, проведем динамическую физкультминутку:
«Мы работаем отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка нам привычно на урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы нагнемся, разогнемся,
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!»
11. А сейчас сядьте на свои рабочие места за швейные машины. Рассмотрим последовательно каждый названный механизм.
Механизм нитепритягивателя
12. Видим мы только часть нитепритягивателя с отверстием для вдевания верхней нитки.
Рассмотрим на слайде устройство этого механизма
(учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине).
13. На следующем слайде рассмотрим какие же действия выполняет нитепритягиватель. Он выполняет движение вверх и вниз. Нитепритягивательопускается вниз и подает верхнююнитку к челноку. Поднимаясь вверх, он сдергивает петлю с челнока, обводит ее вокруг шпульного колпачка и затягивает стежок
14. Следующий механизм – это механизм иглы
15.Основные части этого механизма находятся внутри рукава машины, а видим мы только часть игловодителя и саму машинную иглу.
( учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине)
16. Рассмотрим на слайде устройство механизма иглы
17. На следующем слайде рассмотрим какие же действия выполняет механизм иглы: игла, установленная в игловодитель, при движении вниз прокалывает ткань и проводит через нее верхнюю нить, а при движении вверх образует из этой нитки небольшую петельку со стороны короткого желобка иглы
18. Главной частью механизма иглы в
швейной машине является сама
машинная игла. Устройство ее вы
изучали еще в 5 классе. Давайте
сейчас это повторим.
ЦОР «Устройство машинной иглы».
19. Следующий механизм – это механизм челнока
Откиньте головку машины назад.Под платформой мыувидим челночный вал с закрепленным на нем челноком.
20. Устройство механизма челнока рассмотрим на слайде
В челнок установлен шпульный колпачок со шпулькой (учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине)
21. На следующем слайде рассмотрим действия, которые выполняетмеханизм челнока
Челнок подходит к игле и своим носиком захватывает петлю, образовавшуюся из верхней нити, при своем движении расширяет ее и обводит петлю вокруг шпульного колпачка
(учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине).
22. Одной из частей механизма челнока является шпульный колпачок. Устройство его, как и устройство машинной иглы вы изучали в 5 классе. Давайте сейчас это повторим. ЦОР «Устройство шпульного колпачка»
23. Следующий механизм – это механизм двигателя ткани
Этот механизм состоит из прижимной лапки и зубчатой рейки.
24. Рассмотрим части механизма на слайде
1 – зубчатая рейка; 2 – прижимная лапка;
3 – стержень лапки; 4 – пружина; 5 – винт;
6 - нитеобрезыватель
(учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине)
25. На следующем слайде рассмотрим действия, которые выполняетмеханизм двигателя ткани
Лапка прижимает ткань кзубчатой рейке, захватывает ткань и продвигает ее вдольстрочки на величину стежка.
Механизм двигателя ткани передвигает ткань только при опущенной прижимной лапке.
Мы изучили рабочие механизмы производственной швейной машины. Похожи они на механизмы бытовой машины? (эти механизмы очень похожи).
26. Давайте еще раз посмотрим на процесс образования машинной строчки в швейной машине
27. А сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал и ранее изученный материал по теме «Машиноведение»
28. Первое задание: нужно определить вид швейной машины по ее изображению
29. На следующем слайде вы видите изображение швейных машин под определенным номером
В тетради вам нужно напротив номера машины написать ее название
(работа в тетради)
30. Второе задание: необходимо назвать рабочие механизмы швейной машины
31. На следующем слайде вы видите изображение рабочих механизмов промышленных швейных машин под определенным номером
В тетради вам нужно напротив номера механизма написать его название (работа в тетради)
32. Третье задание: необходимо определить вид механизма по действиям, которые он выполняет
33. На следующем слайде вы видите под определенным номером описание действий, которые выполняет тот, или иной механизм.
В тетради вам нужно напротив номера механизма написать название механизма, который выполняет это действие
(работа в тетради).
34. А сейчас отгадаем кроссворд «Детали швейной машины»
35. Теперь давайте оценим результаты вашей работы и выставим оценки за урок. Сегодня все хорошо поработали. Молодцы!