Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Имена существительные, употребляемые только в единственном числе".»
Государственное образовательное учреждение
Тульской области «Тульская специальная (коррекционная)
Конспект открытого урока по письму и развитию речи 6 класс
Учитель: Н.Н.Горбачёва
общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида №3»
Тема: Имена существительные, употребляемые только в единственном числе.
Тип урока: комбинированный.
Цели: - дидактическая: Познакомить учащихся с именами существительными, употребляемыми только в единственном числе. - коррекционно – развивающая: Коррекция зрительного, слухового, речедвигательного анализаторов на основе упражнений в различении имён существительных, употребляемых только в единственном числе. - воспитательная:Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: учебник русского языка для 6 кл. (Н.Н.Галунчикова, Э.В. Якубовская), карточки с заданиями, карточки для игры «Поединок знатоков».
Ход урока:
Орг. момент
Актуализация опорных знаний и представлений обучающихся.
Задание №1.
– Изменить форму числа данных существительных и запишите их. (фронтальная работа)
Ед. ч. Мн.ч.
Гараж – гаражи Ночь – ночи
Пейзаж – пейзажи Мышь – мыши
Карандаш – карандаши Плащ – плащи
Клавиша – клавиши Печь – печи
Ландыш – ландыши Дочь – дочери
Инженер – инженеры Меч – мечи
Бухгалтер – бухгалтеры
- При изменении имён существительных по числам изменяется его окончание.
Два ученика получают карточки с существительными: - «первый» с сущ. в форме ед. числа; - «второй» с сущ. в форме мн. ч.
«Первый» читает существительные в ед. ч., второй изменяет число и называет это сущ. во мн. ч. Затем «второй» читает сущ. во мн.ч. , а «первый» называет форму ед. ч.
- Итак вы уже знаете, что имена существительные изменяются по числам (сугроб – сугробы) и по падежам (в сугробе, у сугроба; в сугробах, у сугробов). Но есть имена существительные, которые «не хотят» менять число или «не желают» склоняться по падежам. Таких «упрямых» существительных хоть и не много, но знать их надо. Сегодня мы познакомимся с существительными, которые взяли себе форму единственного числа и никогда её не меняют.
Словарная работа.
Посмотрите на рисунок страница 111.
- Прочитайте эти слова. Можем изменить их число? – Как они пишутся? – Какие орфограммы в словах нужно запомнить? – Составим и запишем словосочетания с этими словами.
Единственное число – это их постоянный морфологический признак.
Задание №3 -Прочитайте стихотворение. Найдите существительное, которое имеет форму только ед. ч.
Корова. Корову узнать легко по одному по тому, Что с одной стороны у неё молоко, А с другой стороны – Му!
(Огден Нэш)
Молоко – ед.ч. (Это вещество, посчитать нельзя) – Составим с этим существительным предложение.
Физкультминутка.
Закрепление.
Задание №4 Работа по карточкам. - Выбрать из рамки существительные, которые имеют форму единственного числа, записать по группам.