Нестандартный урок – игра (урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование (КВН) между двумя командами, урок является заключительным по теме «Питание».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по СБО: " Властелин вкуса"»
Конспект открытого урока 8 класс по социально-бытовой ориентировке:
«ВЛАСТЕЛИН ВКУСА».
Тип урока: нестандартный урок – игра (урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование (КВН) между двумя командами, урок является заключительным по теме «Питание»).
Цель: проверить и закрепить и знания и умения учащихся по теме «Питание»
Задачи: Образовательная: проверить, обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Питание».
Воспитательная: подготовить учащихся к освоению одной из сфер самостоятельной жизни, воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру общения.
Развивающая: развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся, возможность проявлять свой собственный подход к выполнению заданий, дисциплинированность, умение работать в группе и индивидуально.
Коррекционная: - коррекция познавательной деятельности на основе практических упражнений.
Оборудование: разделочные доски с маркировками СО (сырые овощи), наборы ножей, салатницы, терки, миски, продукты для приготовления салатов, крупы в ассортименте, необходимые продукты для приготовления салатов и для проведения конкурсов, одноразовая посуда, соломинки и одноразовые стаканы для конкурса «Водохлёб», оборудован магазин с продуктами в ассортименте.
Наглядный материал: карточки для игры с болельщиками, технологические карточки приготовления салата, магазин с продуктами, 2 чёрных ящика, вопросы для «Блиц – турнира», .
Ход мероприятия.
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята и, конечно же, наши уважаемые гости! Мы собрались с вами накануне праздника защитниковОтечества, чтобы убедиться, что рядом с нами действительно находятся защитники, люди, которые могут нас поддержать, рядом с которыми мы чувствуем себя в полной безопасности.
- Сегодня в этом классе «скрестят» оружие команды, встречаем. (Заходят команды, под аплодисменты).
- Команда 8А класса « Чемпион», команда 8Б класса « Поварёнок».
И, как гласит устав КВНа, этим оружием будут знания, находчивость, вежливость и воспитанность. Никто не знает, чем закончится это сражение, но мы, полны надежды, что победа достанется сильнейшему из сильнейших. Надеюсь, что вы не забыли захватить с собой как можно больше улыбок и аплодисментов для участников КВНа.
- А КВН наш пройдёт под названием « Властелин вкуса».
Ни один конкурс не обходится без жюри, предлагаю:
председатель жюри ------------------- ,
члены жюри ---------------------
---------------------.
Ну что ж, команды готовы показать себя? Болельщики готовы поддержать свои команды? Жюри готово оценить конкурсы? А перед началом соревнований, давйте, пожелаем нашим участникам удачи.
Итак, мы начинаем соревнования в Клубе Веселых и Находчивых, Посмотрим, на что способны наши мальчишки на кухне.
Проведём жеребьёвку, которая из команд будет первой представлять свою визитную карточку?
Конкурс “Визитная карточка” по 1 баллу за каждую номинацию (7)
Номинации следующие: название команды, форма, девиз, эмблема, приветствие жюри, приветствие команде соперника, приветствие болельщикам.
- Итак, объявляю первый конкурс: “Визитная карточка”.
- Команда 8А класса « Чемпион», пожалуйста.
- Команда 8Б класса « Поварёнок», пожалуйста.
- А, мы просим жюри оценить первый конкурс, занести оценки в протоколы.. Объявляю второй конкурс.
Конкурс – «Разминка»
-Разминка у нас очень вкусная. Я угощаю вас печеньем. Вы, съев печенье, должны быстро написать все продукты, необходимые для его выпечки. Бланк с ответом через 3 минуты команды передают жюри для оценки.
-А теперь подведем итоги разминки. Жюри, скажите, пожалуйста, начальный счет.
- Следующий конкурс:
Конкурс для болельщиков: « Шевели мозгами».
Пока наши участники выполняют задания, я хочу обратиться к нашим болельщикам.
- На ваших листах напечатано по 3 слова, эти слова относятся к питанию, ваша задача составить как можно больше самостоятельных слов,по 1 баллу за каждое существующее слово.
Задание:
1 команда
2 команда
Пельмени – мель +
Персики – рис +
Абрикосы -
Рассольник -
Бутерброд -
Запеканка -
Оценки болельщиков суммируются с оценками команд.
- А сейчас задание для команд.
Конкурс – « Экономная хозяйка».
-Приглашаются по 3 человека от команды. Задание такое: очистить
1 картофелину, 1 морковь, 1 луковицу. Затем картофелину нарезать кружочками, морковь нашинковать на крупной тёрке, лук нарезать полукольцами.
- Жюри оценивает в данном, конкурсе какая из команд аккуратнее, быстрее справится с заданием, у кого толщина кожуры тоньше и качество удаления всех «глазков» у картофелины, моркови лучше.
- Также жюри оценивает соблюдение ТБ при работе с колющими и режущими приборами, санитарно – гигиенических требований при работе с продуктами, уборка рабочего места.
У капитанов команд в это время «Блиц - турнир»
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда ответ дать не может, ответить может капитан другой команды.
- Конечно, тостер, электромясорубка и соковыжималка — верные помощники женщин на кухне, но существует много более простых приспособлений для приготовления вкусной и здоровой пищи. Знают ли их наши мальчики? Что берет женщина, чтобы…
Вопросы: « Блиц - турнира»
Приготовились, начали:
1.…снять пену с бульона? (Шумовку.).…
2.…взбить яйца? (Венчик.)
3.…налить жидкость в бутылку? (Воронку.)
4.…разлить суп? (Половник.)
5…раскатать тесто? (Скалку.)
6…измельчить пряности? (Ступку.)
И несколько вопросов на сообразительность.
7.… из какой посуды не едят? (Пустой).
8… как называется полный комплект столовой или чайной посуды? (сервиз)
9… с чего начинается любое застолье? (с мытья рук).
10… шесть картофелин сварились в кастрюле за 30 минут.
За сколько времени сварится одна картофелина? (за 30 минут).
11… как называется вяленый виноград? (изюм).
12… сколько яиц можно съесть натощак? (одно).
13. Как называются овощи, каша и другие добавления к мясным, рыбным блюдам? (гарнир).
14. Как называется отвар мяса, рыбы, грибов? (бульон).
15. Как называется кусок мяса или рыбы, очищенный от костей? (Филе).
Вопросы: « Блиц - турнира».
Приготовились, начали:
- Что берёт женщина чтобы:
1.…украсить кремом торт? (Кондитерский шприц.) 2…измельчить овощи или сыр? (Терку.)
3…перевернуть котлету на сковородке? (Лопатку.)
4.…просеять муку? (Сито.)
5.…промыть ягоды, грибы? (Дуршлаг.) 6…измельчить вареную картошку для пюре? (Толкушку.) 7… чем можно быстро измельчить чеснок? (Чеснокодавка)
И несколько вопросов на сообразительность.
8… что нельзя съесть за завтраком? (обед, ужин).
9.… без рук, без ног, а в гору лезет, что это? (тесто).
10… что легче: килограмм картошки или килограмм гороха?
(они весят одинаково).
11…. что сырым не едят, а варёным выбрасывают? ( Лавровый лист).
12… перечень блюд? (меню).
13. Как называется краткая запись состава и способа приготовления блюда? (Рецепт).
14. Как называется измельчённое в мясорубке мясо? (Фарш).
15. Приготовить, расставить на столе посуду и приборы. Это значит сделать…… (сервировку).
- Хозяйки наши уже справились с заданием, блиц опрос закончен.
- Уважаемое жюри оцените пожалуйста конкурс « Экономная хозяйка» и «Блиц – турнир» капитанов.
- А я объявляю следующий конкурс:
Конкурс: « Магазин».
- Вам когда-нибудь приходилось готовить обед? Ну, что же, вот сейчас мы и проверим ваши кулинарные способности. Я предлагаю вам сходить в магазин и купить продукты для приготовления замечательных первых блюд русской кухни – борща и рассольника. При этом вам предстоит еще опередить своего соперника.
- Проведём жеребьёвку между капитанами команд.
Для остальных участников, следующий конкурс.
- Расставить цифрами последовательность выполнения работ, в третьем задание выбрать правильный ответ.
Задание для команд:
1. В каком порядке нужно мыть посуду?
Отметь цифрами в порядке очерёдности:
- кастрюли, сковородки
- чайная посуда
- вилки, ножи, ложки
- стеклянная посуда
- тарелки
2. Правила заваривания чая.
Расставь цифры в порядке выполнения работ:
- ополосни чайник кипятком;
- залей на половину кипятком и накрой чайник полотенцем или
салфеткой;
- положи в чайник чай из расчёта 1ч.л. на 1 чашку чая;
- чай готов;
- через 5 минут долей до полного объёма.
3. Сколько минут варят яйца.
Подчеркни правильный ответ:
Всмятку: 1минуту, 3минуты, 6минут;
В мешочек: 3минуты, 5минут, 7минут;
В крутую: 5минут, 8минут, 10минут.
- Покупатели вернулись с магазина, жюри принимают корзины с продуктами, участники защищают свой выбор.
Сейчас немного отдохнём, но не просто так, а устроим конкурс
« ВОДОХЛЁБ». Через соломинку должны выпить содержимое бокала. Команда, которая первой освободит, свои, ёмкости получает – 5 баллов
Конкурс: “Смак”
А) - Все мы очень любим покушать. Вот поэтому и решили дать нашим командам показать себя.
- Команда без капитана проходит на кухню для следующего задания - приготовления салата. Салат из свежей капусты, моркови и яблоком, второй салат из свежей капусты, моркови и копчёной колбасы. (Участники начинают готовить, члены жюри могут подойти, в этом конкурсе оценивается ориентирование в задании, умение работать самостоятельно, правильность подачи салата на дегустацию жюри). Участникам выдаются инструкционные карты по приготовлению данных салатов.
Б) Конкурс «Сложи салфетку»
Капитаны по нашему сигналу приступите к выполнению задания, «Фигурное складывание салфеток» Время на задание максимум 5 минут.
По окончанию конкурса каждая команда называет свой салат, расскажет из каких ингредиентов был изготовлен , и представит жюри свою технику складывания салфеток. Жюри за время конкурса оценит эстетическое оформление салата, вкусовые качества и оформление салфеток
Конкурс "Чёрном ящик"
- Приглашаются капитаны команд.
- Учитель устно дает описание того, что лежит в ящике. Если команда догадывается с первой подсказки, то получает 5 баллов, если со второй то – 3 балла, если с последней – то 1 балл.
Задание команде.
А) В переводе с немецкого языка, это означает «чертово яблоко». Его из за причудливой формы считали созданием дьявола и церковь вводила на него запрет.
Б) Это очень ценный и питательный продукт. Его называют вторым хлебом. Его любят не только люди и животные, но он является основным лакомством для колорадского жука.
В) Из него производят крахмал. ( Картофель)
Задание команде
А) Древние легенды связывают происхождение ….. со слезами Адама. Когда, изгнанный из рая, он первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос …. Б) Это однолетнее растение из семейства « бобовых».
В) Из плодов этого растения готовят кашу, варят суп, его консервируют, добавляют в салаты. ( Горох)
11. Прощание.
Дорогие участники и зрители! Наш КВН « Властелин вкуса» подошел к концу. Пока жюри подводит окончательные итоги, мне хочется сказать, спасибо все участникам КВНа, что вы все с честью и достоинством выдержали предложенные вам трудные испытания, убедив нас в том, что на нашей земле растут настоящие мужчины, способные проявить мужской характер, смелость, упорство, мужество. Я поздравляю вас с наступающим праздником. Желаю здоровья, успехов в учёбе и верных друзей.
Слово председателю жюри.
Команды прощаются и уходят под аплодисменты и музыку.
Список используемой литературы:
Домоводство: учебное пособие для коррекционных школ, под редакцией Картушина Г.Б., - М.: Просвещение, 1966 год.
Искусство кулинарии, - М.: АзБуки, 1993.
Книга о вкусной и здоровой пищи, под ред. А.А. Покровского, - М.: Агропромиздат, 1989.
Кулинарные рецепты, под редакцией Морозов А.Т., - М.: Экономика,1991.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, М.: Советские энциклопедии , 1979.
Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А. Львова. – М.: Владос, 2005
Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. — М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. — 247 с. — (Коррекционная педагогика).
Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт: /Авт.-сост. В.В. Иванова. М. 2001.